ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Функциональная активность лейкоцитов в семенной жидкости при патоспермии

Е.В. Проскурнина, Н.А. Мельников, В.Б. Черных, С.Ю. Чистякова, Д.А. Охоботов, А.А. Камалов

1) ФГБНУ «Медико-генетический научный центр им. академика Н. П. Бочкова», Москва, Россия; 2) факультет фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия; 3) Медицинский научно-образовательный центр МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Цель исследования: оценить активность лейкоцитов как основного источника активных форм кислорода (АФК) в семенной жидкости пациентов с нормо- и пато(зоо)спермией. Материалы и методы. Исследованы образцы нативного эякулята от 95 мужчин репродуктивного возраста, обратившихся для спермиологического обследования. Продукцию активных форм кислорода (АФК) в лейкоцитах семенной жидкости определяли по оригинальной методике, основанной на методе кинетической хемилюминесценции, адаптированной к исследованию эякулята. Результаты. Выявлены статистически значимые (p<0,05) различия по продукции АФК лейкоцитами по амплитуде как базального, так и стимулированного ответа между группами «нормозооспермия», «патозооспермия» и «патозооспермия+лейкоспермия»: медиана уровня базальной хемилюминесценции, нормированного на число лейкоцитов, составила 0,13; 0,71 и 1,78 соответственно; медиана уровня стимулированной хемилюминесценции, нормированного на число лейкоцитов, – 0,62; 2,14; 5,94 соответственно. При нормозооспермии уровень стимулированного ответа не превышал 0,5 усл. ед., в группах c патозооспермией примерно по трети случаев характеризовались низким, умеренным и высоким уровнями стимулированного ответа соответственно. Выводы. Уровень базальной продукции АФК лейкоцитами в группах «патозооспермия», «патозооспермия+лейкоспермия» был примерно в 5 и 15 раз выше, чем в группе «нормозооспермия», уровень стимулированной продукции АФК – в 3,5 и 9,5 раз соответственно. Это свидетельствует об активации процессов окислительного стресса в семенной жидкости пациентов с патозооспермией за счет повышенной активности лейкоцитов даже при нормальной их концентрации.

Ключевые слова

активные формы кислорода
хемилюминесценция
семенная жидкость
сперматозоиды
лейкоциты
лейкоспермия
патозооспермия

Введение. Около 8% супружеских пар в России не имеют детей из-за нарушения репродуктивной функции мужчины. С учетом неблагоприятной демографической ситуации в стране проблема бесплодия требует особого внимания. Одной из причин нарушения мужской фертильности служит избыточная продукция активных форм кислорода (АФК), встречающаяся среди 30–80% мужчин из супружеских пар с бесплодием [1]. Наиболее значимыми причинами окислительного стресса в семенной жидкости считаются инфекционно-воспалительные заболевания половых органов у мужчины, в частности хронический бактериальный простатит, а также варикоцеле, аутоиммунные реакции против сперматозоидов, действие неблагоприятных экологических факторов репротоксикантов [2]. Для обеспечения нормального функционирования сперматозоидов важен баланс АФК [3]. В низких (физиологических) концентрациях они регулируют такие ключевые процессы, как подвижность и гиперактивация сперматозоидов, капацитация, акросомная реакция, слияние мембраны сперматозоида с оолеммой. Через АФК-зависимые сигнальные пути регулируется экспрессия генов и активация белков, необходимые для пролиферации и дифференцировки незрелых мужских половых клеток, для созревания сперматозоидов [4]. В случаях когда возможностей антиоксидантной системы недостаточно для нейтрализации негативного влияния повышенного уровня АФК, возникает окислительный стресс, приводящий к нарушению работы редокс-сигнальных систем, к прямому повреждению белков, липидов и ДНК, а также к инициации апоптоза [5].

В семенной жидкости основным источником АФК служат лейкоциты и незрелые сперматозоиды, продукция супероксида которыми осуществляется либо системой НАДФН-оксидазы, либо в результате утечки из дыхательной цепи митохондрий [6, 7]. В норме концентрация лейкоцитов в семенной жидкости в среднем варьируется от 0,1 до 0,5 млн/мл (референсное значение, согласно ВОЗ (2010), до 1 млн/мл). Лейкоциты примерно в равной степени представлены нейтрофилами и макрофагами, и оба типа клеток активно продуцируют свободные радикалы. Наличие данных клеток в эякуляте необходимо для элиминации неполноценных форм сперматозоидов и незрелых половых клеток, а также для противомикробной защиты. Повышенная продукция АФК лейкоцитами стимулирует продукцию супероксидного анион-радикала самими сперматозоидами, таким образом, лейкоцитарные свободные радикалы действуют не только напрямую, но и опосредованно, а также через продукцию провоспалительных цитокинов, причем важен не показатель концентрации лейкоцитов, а именно количество АФК, который ими продуцируется.

Существует ряд методик, позволяющих оценивать кислородный метаболизм нейтрофилов. Наиболее широко используемым ввиду простоты исполнения и отсутствия необходимости применения дорогостоящего оборудования стал НСТ-тест в различных вариациях, однако имеющий ряд недостатков: он не позволяет зарегистрировать выработку АФК в динамике, регистрация результатов посредством визуальной микроскопии увеличивает количество субъективных ошибок и не позволяет проводить много исследований [8].

Для оценки функциональной активности лейкоцитов более перспективен метод хемилюминесценции в присутствии хемилюминесцентных активаторов, таких как люминол или люцигенин. Хемилюминесцентный протокол оценки уровня АФК лейкоцитов спермы рекомендован лабораторным Руководством ВОЗ по исследованию семенной жидкости [9] и основан на исследованиях АФК в эякуляте, выполненных ранее [10, 11]. Суть его заключается в измерении интенсивности хемилюминесценции в присутствии люминола, стимула нейтрофилов (форбол-12-миристат-ацетат, опсонизированный зимозан или N-формилметионил-лейцил-фенилаланин) и пероксидазы из корня хрена. В итоге регистрируется сигнал, пропорциональный концентрации пероксида водорода. Финальным результатом служит условное количество нейтрофилов в семенной жидкости, генерирующее определенный аналитический сигнал. По мнению авторов, эти протоколы имеют ряд существенных недостатков – как методических, так и принципиальных. Главным недостатком является представление функциональной активности (количества продуцированных лейкоцитами АФК) в единицах числа лейкоцитов. Кроме того, хемилюминесцентная система с пероксидазой из корня хрена позволяет оценивать только продукцию пероксида водорода без учета еще одного очень важного кислородного метаболита – гипохлорита.

Цель исследования – оценка активности лейкоцитов как основного источника АФК в семенной жидкости пациентов с нормо- и пато(зоо)спермией при помощи оригинальной методики, разработанной для оценки радикалпродуцирующей функции нейтрофилов крови [11] и адаптированной для анализа семенной жидкости.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 95 мужчин репродуктивного возраста, обратившихся в ФГБНУ «Медико-генетический научный центр им. академика Н. П. Бочкова» (Москва) с целью спермиологического обследования. Материалом для исследования стали образцы нативного эякулята, полученные путем мастурбации после половой абстиненции в течение 3–6 дней. Стандартное спермиологическое исследование проводили согласно рекомендациям Руководства ВОЗ (2010) [9]. Хемилюминесцентные измерения проводили на 12-канальном хемилюминометре Lum-1200 (ООО «ДИСофт», Россия).

Пробоподготовка спермы включала отделение клеточных компонентов от спермоплазмы. Образец эякулята центрифугировали при 1000 g в течение 10 мин с последующим двукратным центрифугированием клеточного осадка с 0,9%-ным раствором NaCl в объемном соотношении 1:2 по 10 мин. Все манипуляции – от взятия материала до анализа активности нейтрофилов – занимали не более 120 мин.

Оценка радикал-продуцирующей активности лейкоцитов. В кювету, содержавшую раствор Хенкса (рН 7,4), стабилизированный HEPES (все реагенты здесь и далее Sigma-Aldrich, США) и люминол, помещали аликвоту дважды отмытых клеток и регистрировали спонтанную хемилюминесценцию в течение 10 мин, затем вносили стимул – (форбол-12-миристат-13-ацетат [ФМА]) и регистрировали ответ в течение не менее 60 мин. Пример кинетической кривой для практически здорового пациента с нормозооспермией приведен на рис. 1. Из кривой определяли нормированные (деленные на количество лейкоцитов) уровни базальной А*сп и стимулированной хемилюминесценции А*ФМА.

На кривой, приведенной на рис. 1, имеются две фазы: спонтанное (базальное) свечение, уровень которого определяли на 10-й минуте начала регистрации; ФМА-стимулированное свечение, амплитуду которого определяли в максимуме.

Статистическую обработку данных проводили, используя программный пакет STATISTICA v.10 («StatSoft», США). Результаты представлены в виде медианы и межквартильного размаха. Наличие статистически значимых различий между группами определяли с помощью непараметрического критерия Манна–Уитни. Различия признавали статистически значимыми при уровне вероятности p<0,05.

Результаты. Радикал-продуцирующая активность лейкоцитов в семенной жидкости. По результатам спермиологического исследования пациенты разделены на следующие группы: 1) нормозооспермия (n=12), 2) астенозооспермия (n=17), 3) астенозооспермия+лейкоспермия (n=11), 4) астенотератозооспермия (n=28), 5) астенотератозооспермия+лейкоспермия (n=15). Из исследования исключены пациенты с нормозооспермией, имевшие лейкоспермию, и пациенты с тератозооспермией или олигоастенотератозооспермией, поскольку они представляли собой малочисленные группы (по 4 человека в каждой). В группе нормо- и патозооспермии содержание лейкоцитов составило от 0,3 до 1,0 млн/мл, в группе с лейкоспермией – от 1,5 до 8 млн/мл.

Между группами «астенозооспермия» и «астенотератозооспермия» и группами «астенозооспермия+лейкоспермия» и «астенотератозооспермия+лейкоспермия» статистически значимых различий по обоим показателям найдено не было, поэтому при дальнейшем анализе их объединяли в группы «патозооспермия» и «патозооспермия+лейкоспермия» соответственно. Для объединенных групп значимые различия выявлены по уровню как базальной, так и стимулированной хемилюминесценции (см. таблицу, рис. 2).

Примеры хемилюминограмм пациентов с патозооспермией, патозооспермией и лейкоспермией приведены на рис. 3. Видно, что во втором случае интенсивность базального и стимулированного свечения выше на два порядка величины.

По уровню стимулированного ответа выделено три варианта хемилюминограмм: 1) «тусклый» ответ с АФМА <0,5 усл. ед., 2) «яркий» ответ с АФМА >2,0 усл. ед., 3) «умеренно активный» ответ с 0,5> АФМА >2,0 усл. ед. В группе «нормозооспермия» «ярких» хемилюминограмм не обнаружено, в группах «патозооспермия» и «патозооспермия+лейкоспермия» выявлено три варианта примерно в равном соотношении, относительно или близком к 1:1:1 (рис. 4).

Обсуждение. С целью исследования радикал-продуцирующей активности лейкоцитов в семенной жидкости нами адаптирована методика, ранее разработанная для исследования АФК, продуцируемыми нейтрофилами крови. Для всех исследованных образцах (содержание лейкоцитов 0,3 млн/мл и более) аналитической чувствительности было достаточно для надежной регистрации хемилюминограммы. В отличие от протокола, рекомендованного ВОЗ, предлагаемая методика позволяет определять суммарную продукцию АФК с учетом вклада не только пероксида водорода, но и гипохлорита. Аналитическими параметрами являются базальная и стимулированная активность лейкоцитов.

Базальная и стимулированная активность лейкоцитов между группами образцов с астенотерато- и астенозооспермией значимо не различалась, что позволило объединить данные группы для анализа. Лейкоциты в образцах с нормозооспермией в целом менее активны, чем в группе пациентов с патозооспермией, еще более активны лейкоциты при патозооспермии и лейкоспермии. Повышенная продукция АФК в образцах с лейкоспермией была ожидаемой, однако даже при нормальном содержании лейкоцитов продукция АФК в группе патозооспермии превышала таковую в группе нормоспермии примерно в 5 раз, что демонстрирует важность определения не только количества лейкоцитов, но и их активности. Вероятно, при патозооспермии имеется фактор, поддерживающий лейкоциты в активированном состоянии: цитокины, факторы роста и др., выяснение природы которого представляет собой отдельную задачу.

По амплитуде стимулированного ответа группы не являлись однородными. Можно выделить три варианта отклика лейкоцитов на стимул: «яркие», «умеренно активные» и «тусклые» хемилюминограммы. Для группы нормозооспермии получены хемилюминограммы только «тусклого» и «умеренно активного» ответа, что соответствует имеющимся данным, согласно которым избыточная продукция АФК лейкоцитами не сопутствует нормозооспермии. Однако в группах «патозооспермия» и «патозооспермия+лейкоспермия» наблюдали все три варианта отклика в примерно или относительно равной пропорции в каждой группе. Поскольку источником АФК в семенной жидкости служат не только лейкоциты, но и сперматозоиды [13], полученные данные свидетельствуют в пользу того, что не только свободнорадикальная активность лейкоцитов вносит вклад в патозооспермию: примерно в 60–65% случаев патозооспермии сопутствовала относительно невысокая активность лейкоцитов. По-видимому, исследование радикал-продуцирующей активности сперматозоидов в сочетании с оценкой антиоксидантного резерва спермоплазмы будет иметь не меньшее, а возможно и большее, значение для анализа роли окислительного повреждения в патоспермии.

Выводы

  1. Для анализа суммарного уровня АФК, продуцируемого лейкоцитами семенной жидкости, адаптирован протокол, ранее разработанный для анализа продукции АФК нейтрофилами крови. Аналитическое значение имеют нормированные уровни базальной и стимулированной хемилюминесценции.
  2. В группах «патозооспермия», «патозооспермия+лейкоспермия» уровень базальной продукции АФК лейкоцитами выше уровня в группе «нормозооспермия» примерно в 5 и 15, а уровень стимулированной продукции АФК в 3,5 и 9,5 раз соответственно; это свидетельствует о развитии окислительного стресса при патозооспермии за счет их повышенной активности лейкоцитов даже при нормальном их числе.
  3. Не только свободнорадикальная активность лейкоцитов может служить патогенным фактором снижения фертильности при пато(зоо-)спермии. Для оценки уровня окислительного повреждения немаловажной может оказаться информация о радикал-продуцирующей активности сперматозоидов.

Список литературы

1. Agarwal A., Durairajanayagam D., Halabi J., Peng J., Vazquez-Levin M. Proteomics, oxidative stress and male infertility. Reprod Biomed Online. 2014;29(1):32–58.

2. Sukhikh G.T., Bozhedomov V.A. Male infertility. Moscow: Eksmo; 2009. Russian (Сухих Г.Т., Божедомов В.А.. Мужское бесплодие. М.: Эксмо; 2009).

3. Aitken R.J., Smith T.B., Jobling M.S., Baker M.A., De Iuliis G.N. Oxidative stress and male reproductive health. Asian J Androl. 2014;16(1):31–38.

4. Sharma R.K., Thompson A., Kothari S., Agarwal A. Oxidative stress in male reproduction. In: Pantopoulos K, Schipper HM, editors. Principles of Free Radical Biomedicine: Nova Science Publisher, Inc.; 2012. Р. 305–327.

5. Aitken R.J., Baker M.A., Nixon B. Are sperm capacitation and apoptosis the opposite ends of a continuum driven by oxidative stress? Asian J Androl. 2015;17(4):633–639.

6. Sabeti P., Pourmasumi S., Rahiminia T., Akyash F., Talebi A.R. Etiologies of sperm oxidative stress. Int J Reprod Biomed. 2016;14(4):231–240.

7. Ishii T., Yasuda K., Miyazawa M., Mitsushita J., Johnson T.E., Hartman P.S. Infertility and recurrent miscarriage with complex II deficiency-dependent mitochondrial oxidative stress in animal models. Mech Ageing Dev. 2016;155:22–35.

8. Kulabukhov V.V., Ryabov G.A. Modern methods for assessing the body’s oxygen status and the possibility of metabolic monitoring of critical conditions. Kremlin medicine. Klinicheskij vestnik. 1996;2:43–46. Russian (Кулабухов В.В., Рябов Г.А. Современные методы оценки кислородного статуса организма и возможности метаболического мониторинга критических состояний. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 1996;2:43–46).

9. World Health Organization. WHO Laboratory manual for the examination and processing of human semen. 5th edition; 2010. 287 pp.

10. Aitken R.J., Buckingham D.W., West K.M. Reactive oxygen species and human spermatozoa: analysis of the cellular mechanisms involved in luminol- and lucigenin-dependent chemiluminescence. J Cell Physiol. 1992;151(3):466–477.

11. McKinney K.A., Lewis S.E., Thompson W. Reactive oxygen species generation in human sperm: luminol and lucigenin chemiluminescence probes. Arch Androl. 1996;36(2):119–125.

12. Obraztsov I.V., Godkov M.A., Polimova A.M., Dyomin E.M., Proskurnina E.V., Vladimirov Yu.A. Assessment of functional activity of neutrophils in blood with two-step stimulation: a new approach to chemiluminescent analysis. Russian Rossijskij immunologicheskij zhurnal. 2015;9(18)(4):418–425. Russian (Образцов И.В., Годков М.А., Полимова А.М., Дёмин Е.М.,Проскурнина Е.В., Владимиров Ю.А. Оценка функциональной активности нейтрофилов цельной крови методом двухстадийной стимуляции: новый подход к хемилюминесцентному анализу. Российский иммунологический журнал. 2015;9 (18)(4):418–425).

13. Aitken R.J., West K.M. Analysis of the relationship between reactive oxygen species production and leucocyte infiltration in fractions of human semen separated on Percoll gradients. Int J Androl. 1990;13(6):433–451.

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: Е. В. Проскурнина – д.м.н., главный научный сотрудник ФГБНУ «Медико-генетический
научный центр им. академика Н. П. Бочкова», Москва, Россия; e-mail: proskurnina@gmail.com

Также по теме