ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Междисциплинарность в урологии. Образовательный аспект

М.А. Газимиев, З.К. Гаджиева, Г.Е. Крупинов

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия
На сегодняшний день необходимость понимания междисциплинарности касается всех областей здравоохранения: образования, науки и практики. Статья посвящена актуальной проблеме междисциплинарных связей в современном образовательном процессе в медицинском вузе.

Ключевые слова

междисциплинарность
образование
урология

На сегодняшний день необходимость понимания междисциплинарности касается всех областей здравоохранения: образования, науки и практики.

Современное высшее медицинское, как и любое профессиональное, образование своей главной целью ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности [1–4].

Одной из актуальных тенденций совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей, обеспеченное новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), созданием на основе модульного и компетентностного подходов интегрированных программ специальностей, которые бы являлись не простой суммой программ предметов, как сейчас, а составляли бы единое целое [5, 6].

Одним из направлений совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей – новой дидактической концепции целостного образовательного процесса вуза [7]. Междисциплинарная интеграция базируется на идее комплексного модульного обучения.

В современной трактовке междисциплинарная интеграция – это объединение знаний и практических навыков на всех этапах подготовки специалиста; взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин с целью формирования у обучающихся комплексной, взаимосвязанной и целостной системы научных представлений (или компетенций). При этом в учебном плане необходимо применять модульную систему с целью составления единого блока дисциплин, объединенных едиными целями и методами [8].

Междисциплинарная интеграция в современном медицинском образовании невозможна без применения технических средств обучения и общей информатизации образования.

Междисциплинарная интеграция – необходимый процесс современного высшего медицинского образования. В подготовке специалистов – врачей XXI в. наряду с ориентацией обучения на конкретную деятельность для преподавателя важно умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной области науки в другую. С позиций современных требований к содержанию образования будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью, оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности.

В отличие от традиционного междисциплинарный подход к образованию ставит своей целью не только дать знания, но и научить слышать и понимать коллег, работающих в разных специальностях, вырабатывать навыки диалога между специалистами самых различных областей научного знания. Необходимость в таком диалоге становится все более ощутимой. Междисциплинарная интеграция в современном содержании образования остается одним из необходимых условий, способствующих не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и органичному целостному развитию личности [9]. Кроме того, она предполагает формирование блока учебного материала по нескольким дисциплинам, обеспечивающего целенаправленное формирование практических навыков и умений комплексного использования знаний при решении учебных задач [10]. Междисциплинарная интеграция в подготовке уролога – это возможность использования всего комплекса достижений дисциплины с другими предметами и учебными курсами, выступает средством, которое позволяет обучающим и обучаемым использовать содержание каждой дисциплины для построения соответствующего предметного образа рассматриваемого явления или процесса в целостную картину профессиональной деятельности. Междисциплинарная интеграция учебных программ и технологий позволит обеспечить, во-первых, высокий уровень теоретической и практической подготовки врачей, их личностных качеств, во-вторых, обеспечит создание оптимального психологического климата как для обучающихся, так и для преподавателей, в-третьих, обеспечит экономию сил, средств и времени в процессе обучения [11].

Узкая специализация, раздробленность научных дисциплин и предметных областей, построение дисциплинарных «заборов» приводят к тому, что специалисты (ученые) перестают разговаривать на одном языке и понимать друг друга. Тем, кто сталкивался с научной деятельностью, хорошо знакома ситуация, когда специалист в одной области ничего не понимает и не хочет понимать в другой. Традиционное образование отражает сложившуюся тенденцию в науке. Сегодня научное сообщество стало подходить к пониманию того, что совместными усилиями ученых разных научных направлений можно не только получить новые интересные результаты, но и выйти из тупиков, преодолеть кризисы в собственном развитии.

В целом можно выделить два основных подхода к междисциплинарности. Согласно первому, междисциплинарность понимается как взаимодействие двух или более научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, свою терминологию и методы исследования. Непосредственно такое взаимодействие реализуется в форме работы над конкретными исследовательскими проектами, создания междисциплинарных центров при академических организациях, проведения междисциплинарных конференций, издания проблемно, а не дисциплинарно ориентированных журналов и т.п. [12].

Второй подход к междисциплинарности предполагает выявление тех областей знания, которые не исследуются существующими научными дисциплинами. Приставка «меж» в этом случае указывает на наличие некоего провала между дисциплинами, не являющегося традиционным объектом исследования ни одной из дисциплин. В таком случае на стыке научных дисциплин может возникнуть новая [12]. Таковыми уже давно известными стали такие направления, как урогинекология, колопроктология, тазовая хирургия и др.

Безусловно междисциплинарность в ее первом значении может способствовать плодотворному решению научных проблем. Она позволяет исследовать объект в его целостности, объединять данные, полученные специалистами различных дисциплин, приводить к возникновению новых плодотворных концепций, расширяющих и углубляющих существующий корпус научного знания [12].

В Сеченовском Университете вопросом междисциплинарности при преподавании урологии издавна уделялось большое внимание.

Преемственность в межкафедральной интеграции обеспечена анализом программ предыдущих кафедр, перед которыми ставилась задача конкретного акцентирования того или иного раздела учебной программы, необходимого для урологии.

К примеру, какое влияние оказывают биохимические процессы на камнеобразование или как влияют особенности анатомической интраренальной структуры кровеносных сосудов, чашечно-лоханочной системы, почечной паренхимы на выбор и осуществление операции?

В методических разработках по темам нашей дисциплины всегда подчеркивались связи С другими специальностями, а также точки «соприкосновения» с ними по изучаемой тематике. К примеру, междисциплинарные связи урологии и акушерства-гинекологии по теме «недержание мочи». Все эти моменты отражены в программе по урологии.

В настоящее время в Сеченовском Университете создан Институт электронного образования. Новейшие способы обучения в значительной степени акцентированы на самостоятельной работе обучающихся. С интересом воспринята методика online-лекций и клинических разборов по конкретным темам, а также методика симуляционного обучения.

Междисциплинарность урологии особенно четко проявляется при проведении непрерывного медицинского образования со слушателями – врачами, обучающимися по темам, плану. К примеру, «УЗИ для дифференциальной диагностики острых хирургических заболеваний» или «Паранеопластические симптомы у больных раком почки» – терапевтические акценты (артериальная гипертензия, гипертермия, анемия или эритроцитоз и др.).

Междисциплинарность должна быть подчеркнута в первой лекции по урологии у студента IV курса. Это особенно необходимо с учетом того, что большинство обучающихся еще не выбрали будущую специальность, а если представить на каждом из занятий перечень связей урологии с другими дисциплинами, то урология в ненавязчивой форме будет включена студентами в одну из желаемых специальностей. Научно-образовательные достижения нашей специальности тесно связаны с междисциплинарной интеграцией новых направлений в медицине, таких как биомедицина, лазерная физика, флюоресцентная навигация и визуалиция, 3D-принтинг, тканевая инженерия, роботизация, суперкомпьютеризация, цифровые технологии.

Таким образом, межкафедральное согласование программы с учетом преемственности знаний и умений, освоение практических навыков в экстренных ситуациях на тренажерах, освоение и осуществление операций на 3D-принтинговой модели, лекции и клинические конференции (разбор клинических ситуаций у конкретных больных) online – далеко не полный перечень актуальных вопросов в междисциплинарности образовательных проблем в урологии.

Список литературы

1. Dremova N.B. A system of progressive pedagogic technologies in the Medical University. Medicinskoe obrazovanie XXI veka: sb. nauch. tr. (mat. mejdunar. konf.). Vitebsk, 2000. С. 82–84. Russian (Дремова Н.Б. Система прогрессивных педагогических технологий в медицинском вузе. Медицинское образование XXI века: cб. науч. тр. (мат. междунар. конф.). Витебск, 2000. С. 82–84).

2. Zimnyaya I.A. Key competences – a novel paradigm of the results of education. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003;5:34–42. Russian (Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003;5:34–42.)

3. Zimnyaya I.A. The human competence – new quality of the results of education. A problem of education quality. V. 2. The human competence as new quality of the results of education: Materialy XIII Vserossiiskogo soveshchaniya. M.: Ufa: Research center of the problems for quality problems of specialists’ training, 2003. С. 4–13. Russian (Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. Проблемы качества образования. Кн. 2. Компетентность человека новое качество результата образования: Материалы XIII Всероссийского совещания. М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. С. 4–13).

4. Khutorskoy A.V. Key competences and educational standards. Aidos: internet-jurnal. 2002. April 23th.

5. Krasnojon G.A., Kryganovskaya O.P. Competency-based approach as the basis of higher medical education. VII Nauchno-prakticheskaya konferenciya «Spetcproekt: analiz nauchnykh issledovanyi», Vladivostok, June 14–15th, 2012 y. / web-resurs nauchno-prakticheskih konferencyi . Russian (Красножон Г.А., Крыжановская О.П. Компетентностный подход как основа высшего медицинского образования. VII Научно-практическая конференция «Спецпроект: анализ научных исследований», Владивосток, 14–15 июня 2012 г. web-ресурс научнопрактических конференций).

6. Rusina N.A. Competency-based approach in the system of higher medical education. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010;2:100–107. Russian (Русина Н.А. Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования. Высшее образование в России. 2010;2:100–107).

7. Pshennikova E.V., Borisova N.V., Malogulova I.S. Interdisciplinary integration in the modular education at the Medical University. Vestnik Severo-Vostochnogo federal’nogo univesiteta im. M.K. Ammosova. Seriya «Medicinskie nauki». 2017;(106):38–45. Russian (Пшенникова Е.В., Борисова Н.В., Малогулова И.Ш. Междисциплинарная интеграция в рамках модульного образования в медицинском институте. Вестник СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия «Медицинские науки». 2017;(106):38–45).

8. Shestakova L.A. The theoretical basis of interdisciplinary integration in the educational process. Vestnik Moscovskogo universiteta im. S.Y. Vitte. Seriya 3. Pedagogika. Psihologiya. Obrazovatel’nye resursy i tehnologii. 2013;1(2):47–52. Russian (Шестакова Л.А. Теоретическая основа междисциплинарной интеграции в образовательном процессе. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 3. Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013;1(2):47–52).

9. Gerasimovich E.E. Interdisciplinary integration in the modern system of Russian education. Sb. mat-lov VI okr. konf. molodykh uchenyk «Nauka i innocacii XXI veka». Surgut: Izd-vo SurGU, 2006. P. 335–336. Rusisan (Герасимович Е.Е. Междисциплинарная интеграция в современной системе Российского образования. Сб. мат-лов VI окр. конф. молодых ученых «Наука и инновации XXI века». Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. С. 335–336).

10. Ismakaeva A.A. The concept of integration and its evolution in pedagogy. Chelyabinsk: Izd-vo «Obrazovanie», 2002;2(1):39–43. Russian (Исмакаева А.А. Понятие интеграции и его эволюционирование в педагогике. Челябинск: Изд-во «Образование», 2002;2(1):39–43).

11. Prolopiev M.N. A role of interdisciplinary integration in improving of quality of training of general practitioners. Megdunarodnyi jurnal eksperimental’nogo obrazovaniya. 2010;9:91–92. Russian (Прокопьев М.Н. Роль междисциплинарной интеграции в повышении качества подготовки врача общей практики. Международный журнал экспериментального образования. 2010;9:91–92).

12. Lysak I.V. Interdisciplinarity: advantages and problems of using. Sovremennye problem nauki i obrazobaniya. 2016;5. Russian (Лысак И.В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения. Современные проблемы науки и образования. 2016;5).

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: З. К. Гаджиева – д.м.н. врач-уролог УКБ № 2 ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), научный редактор журнала «Урология», помощник председателя Российского общества урологов по работе с регионами, Москва, Россия; e-mail: zgadzhieva@ooorou.ru

Также по теме