ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Мониторинг ночных пенильных тумесценций у здоровых добровольцев регистратором пенильных тумесценций «Андроскан МИТ» для установления достоверных границ нормофизиологических значений параметров прибора в условиях многоцентрового исследования

А.А. Еркович, Р.Т. Алиев, Т.В. Наседкина, Э.С. Демиденко, О.И. Хабарова, 
И.К. Нотов, Ю.Г. Андреев, Л.С. Рафф

1) Кафедра урологии Новосибирского государственного медицинского университета, Новосибирск, Россия; 2) кафедра урологии и андрологии ИППО ФГБУ «ГНЦ РФ им. А. И. Бурназяна» ФМБА России, Москва, Россия; 3) кафедра общественного здоровья и здравоохранения Алтайского государственного медицинского университета, Барнаул, Россия; 4) кафедра хирургии с курсом урологии, онкологии, травматологии и ортопедии Хакасского государственного медицинского университета им. Н. Ф. Катанова», Абакан, Россия; 5) Урологический центр ЧУЗ «КБ “РЖД-Медицина” Новосибирска», Новосибирск, Россия; 6 Общество с ограниченной ответственностью МИТ, Балашиха, Россия
Цель исследования: определение цифровых и графических нормативных значений регистратора пенильных тумесценций «Андроскан МИТ» при проведении теста НПТ здоровым мужчинам с целью использования полученных показателей как эталонных.
Материалы и методы. Тридцати восьмым здоровым мужчинам-добровольцам проводили мониторинг НПТ путем фиксации на половом члене датчика, рассчитанного на 20 измерений. При проведении НПТ-теста регистрировали: 1) общую продолжительность сна; 2) минимальный диаметр полового члена (ДПЧ) в покое, зарегистрированный прибором; 3) максимальный ДПЧ во время эффективной пенильной тумесценции; 4) абсолютный прирост ДПЧ в момент эффективных эрекций; 5) прирост ДПЧ в %; 6) общую продолжительность ригидных эрекций; 7) число ригидных тумесценций; 8) среднюю продолжительность каждой эффективной эрекции; 9) % ригидных эрекций за время мониторинга.
Результаты и обсуждение. Исходя из анализа данных, полученных с помощью Андроскана МИТ, нами уточнены цифровые величины, характеризующие нормофизиологические показатели НПТ у здоровых мужчин-добровольцев. Количество проведенных мониторингов и схожие критерии включения в исследование позволяют говорить об объективности отраженной в исследовании информации. Нормальная продолжительность сна была определена от 7,3 до 9,5 ч. Мониторинг в состоянии сна отразил нижние и верхние границы значений минимального ДПЧ, зарегистрированного Андросканом МИТ, от 23,5 мм до 30,2 мм. Значения максимального увеличения ДПЧ в период наиболее эффективных эрекций варьируются от 35,3 мм до 44,3 мм. Абсолютный прирост ДПЧ составил от 10,6 до 15,4 мм,
в процентном выражении от 35,6 до 59,2%. Во всех случаях получена достоверная разница увеличения ДПЧ между состоянием покоя и эффективной эрекции во сне. Количество ригидных тумесценций варьируется от 3 до 7 за ночь. Суммарная продолжительность эффективных эрекций составила минимум 62,3 и максимум 206,7 мин. При этом минимальная продолжительность каждой эрекции установлена 16,4, максимальная – 35,8 мин. Отношение эффективных НПТ к общей продолжительности сна (% ригидных эрекций) составило от 11,9 до 41,3%.
Выводы. Полученные результаты позволили определить референсные значения качественных и количественных показателей НПТ у здоровых мужчин-добровольцев, регистрируемые регистратором пенильных тумесценций «Андроскан МИТ», которые могут считаться нормофизиологическими и в дальнейшем использоваться для дифференциальной диагностики расстройств эректильной функции.

Ключевые слова

ночные пенильные тумесценции (НПТ)
регистратор пенильных тумесценций «Андроскан МИТ»
нормальные значения НПТ
диаметр полового члена (ДПЧ)

Актуальность. Феномен эрекции начал детально изучаться с момента появления современных методов регистрации ряда физиологических параметров человеческого организма. В 1940 г. впервые доложено о синхронных вращательных движениях глазных яблок (REM – Rapid Eye Moveemeent, или БДГ – быстрое движение глаз), совпадающих с первой фазой активности головного мозга (фаза быстрого сна). Впервые обращено внимание на совпадение эпизодов REM и ночных пенильных тумесценций (НПТ). Однако четкая взаимосвязь между этими физиологическими явлениями показана двумя группами независимых исследователей – I. Karacan [1] и C. Fisher [2], осознавших значение этих данных для диагностики органической импотенции. Karacan и его группа представили результаты исследования 2000 здоровых мальчиков и мужчин и доказали наличие НПТ у всех здоровых от 3 до 79 лет. У здоровых 15-летних юношей каждую ночь отмечается в среднем 4–6 эпизодов ночных тумесценций общей продолжительностью около 185 мин. К 70 годам частота эрекций составляет в среднем 2 эпизода, а их общая продолжительность сокращается до 90 мин [3]. Было установлено, что результаты НПТ у пациентов с органической и психогенной ЭД коррелируют в 95% случаев.

62-1.jpg (190 KB)Данные НПТ-теста для клинического применения предложены компанией «Timm Medical», которая использовала электронно-механическое устройство «RigiScan» (корпорация «Dacomed», Миннеаполис, США). За нормофизиологические приняты 3–6 эрекций от 10 до 15 мин каждая с 70%-ной ригидностью за 8 ч сна с приростом окружности ПЧ на его основании более 3 см, в области головки – более 2 см. Программа дает полное отображение теста (рис. 1).

Ложнопозитивные и ложнонегативные результаты могут возникать при некоторых нейрогенных расстройствах, синдроме тазового обкрадывания, расстройствах сна, гипогонадизме, приеме лекарственных средств [4]. Ухудшение ригидности и продолжительности тумеценций говорит об органическом нарушении эрекции [3, 5] (рис. 2).

Доказана неоспоримая связь органических расстройств эрекции с эндотелиальной дисфункцией [6–9]. Напротив, функциональные (психофизиологические расстройства) такой связи не имеют и обусловлены влиянием коры головного мозга во время бодрствования мужчины.

Широкого диагностического применения аппарат «RigiScan» в Российской Федерации не нашел. Имеются лишь единичные публикации [10, 11]. Причина ограниченного использования заключается в отсутствии официальной регистрации прибора, технического сервиса, высокой цене, необходимости приобретения расходного материала, эксплуатации только в условиях специализированной клиники.

С 2019 г. регистрация НПТ может проводиться отечественным регистратором пенильных тумесценций «Андроскан МИТ», представляющим собой датчик, рассчитанный на 20 измерений, фиксирующийся на половом члене (рис. 3). Программное обеспечение инсталлируется на персональном компьютере. Активация устройства происходит бесконтактно. Цифровые данные после окончания сессии переносятся на компьютер и отображаются в виде графика (рис. 4). Устройство подвергается дезинфекции и снова готово к работе.

К основным преимуществам Андроскана МИТ отноятся портативность, простота программирования и использования в домашних условиях (home-тест). Основные измеряемые параметры: 1) диаметр полового члена (ДПЧ) в мм; 2) продолжительность обследования и, соответственно, каждой тумесценции в мин; 3) графическое отображение исследования, которое может архивироваться и распечатываться; 4) опция масштабирования помогает легко подсчитать и суммировать все необходимые цифровые показатели и сравнить их с нормативными. К недостаткам отнесено отсутствие функции измерения циркулярной ригидности ПЧ, что важно в характеристике качества эрекции. Правильная интерпретация проведенного мониторинга и формулировка экспертного заключения необходимы для составления дальнейшего плана обследований и лечения. С учетом отсутствия масштабного опыта использования прибора в клинической практике а следовательно, точных (достоверных) нормофизиологических параметров, выраженных в цифровом и графическом виде, нами поставлена цель проведения исследования НПТ у здоровых молодых мужчин-добровольцев с помощью электронного устройства «Андроскан МИТ».

64-1.jpg (172 KB)

Цель исследования: определение цифровых и графических нормативных значений аппарата «Андроскан МИТ» при проведении теста НПТ у здоровых мужчин в целях использования полученных показателей как эталонных.

Материалы и методы. Исследование молодых мужчин проводилось в трех регионах РФ с марта по май 2019 г.

В Новосибирске обследованы 14, в Абакане – 15 и в Барнауле – 9. Всего обследованы 38 человек. Выбывших из исследования не было. В качестве добровольцев выбраны студенты и ординаторы трех медицинских вузов этих регионов. Критерии включения: здоровые мужчины в возрасте 18–30 лет, ведущие сексуальную жизнь. Критерии исключения: наличие хронических заболеваний, регулярный прием медикаментов. По национальному признаку стратификация не проводилась. Эректильную функцию оценивали по Международному индексу эректильной функции (МИЭФ-5) от 10 до 25 баллов. У всех обследованных нами мужчин МИЭФ был не ниже 21 балла. Штангенциркулем устанавливался исходный ДПЧ в области средней трети в состоянии покоя и при эрекции, что носило частично субъективный характер, так как измерение проводилось непосредственно испытуемым.

На каждого испытуемого оформлялся протокол информированного согласия и выдавалась анкета, которую доброволец заполнял самостоятельно. Общая характеристика и результаты самоизмерений обследуемых представлены в табл. 1.

64-2.jpg (43 KB)

Требования проведения исследования: естественные условия для испытуемого во время проведения теста (home-тест), полноценный сон, отсутствие сексуального контакта накануне исследования. Для регистрации НПТ использовался отечественный электронный регистратор пенильных тумесценций «Андроскан МИТ». С целью максимальной эффективности и сокращения сроков набора научного материала в исследовании использовалось три прибора «Андроскан МИТ». Суммарный ресурс регистраторов по техническим характеристикам производителя составил около 60 сессий мониторирования. Регистраторы у добровольцев произвольно менялись для минимизации ошибок при калибровке и анализе показателей. При проведении НПТ-теста оценивали: 1) общую продолжительность сна; 2) минимальный ДПЧ в покое (D min); 3) максимальный ДПЧ (D max) во время эффективной пенильной тумесценции; 4) абсолютный прирост ДПЧ (D абс.); 5) прирост ДПЧ в %; 6) общую продолжительность ригидных эрекций; 7) количество ригидных тумесценций; 8) среднюю продолжительность каждой эффективной эрекции; 9) % ригидных эрекций за время мониторинга. Результаты НПТ-тестов представлены в табл. 2.

65-1.jpg (100 KB)

Статистическую обработку полученного материала проводили с помощью компьютерной программы MS Excel, 2013. Для оценки границ референтного диапазона нормальных значений параметров, регистрируемых Андросканом МИТ, использовали непараметрический метод расчета процентилей [12, 13]. Выбор данного метода обусловлен тем, что некоторые регистрируемые признаки имели распределение, отличающееся от теоретического нормального. Кроме того, ряд признаков (продолжительность ригидных эрекций, число ригидных тумесценций, средняя продолжительность ригидной эрекции, процент ригидных эрекций) вследствие высокой дисперсии отдельных значений имели высокую относительную погрешность измерения (выше 10%), что делает невозможным использование метода сигмальных отклонений.

Результаты. В результате статистического анализа были найдены значения 10-го процентиля (P10), который соответствует минимальной границе референтного диапазона, и 90-го процентиля (P90), соответствующего максимальной границе референтного диапазона. Таким образом, за нормальные значения признаков принята доля из 80% значений от всех наблюдаемых значений, которые находятся между P10 и P90. При этом 10% значений меньше P10 расцениваются как «ниже нормы», соответственно, больше P90 – как «выше нормы».

Исходя из анализа данных, полученных с помощью регистратора пенильных тумесценций «Андроскан МИТ», нами уточнены цифровые величины, характеризующие нормофизиологические показатели НПТ у здоровых мужчин-добровольцев. Число проведенных мониторингов и схожие критерии включения в исследование позволяют говорить об объективности отраженной в исследовании информации. Нормальная продолжительность сна была определена от 7,3 до 9,5 ч.

Мониторинг в состоянии сна отразил нижние и верхние границы значений минимального ДПЧ, зарегистрированного аппаратом «Андроскан МИТ», от 23,5 мм до 30,2 мм.

Значения максимального увеличения ДПЧ в период наиболее эффективных эрекций варьировались от 35,3 до 44,3 мм.

Абсолютный прирост ДПЧ составил от 10,6 до 15,4 мм, в процентном выражении – от 35,6 до 59,2%. Во всех случаях получена достоверная разница увеличения ДПЧ между состоянием покоя и эффективной эрекцией во сне. Число ригидных тумесценций варьируется от 3 до 7 за ночь. Суммарная продолжительность эффективных эрекций составила минимум 62,3, максимум – 206,7 мин. При этом минимальная продолжительность каждой эрекции установлена 16,4, максимальная – 35,8 мин. Отношение эффективных НПТ к общей продолжительности сна (% ригидных эрекций) составило от 11,9 до 41,3%.

Обсуждение. Опираясь на полученные нами показатели измерений прибора у 38 здоровых мужчин, в дальнейших практических исследованиях, в т.ч. при патологических состояниях, следует использовать их как эталонные с поправкой на электронную обработку информации и калибровку прибора. Измерение циркулярной ригидности ПЧ является насущной будущей опцией аппаратного комплекса «Андроскан МИТ», которая безусловно повысит качество проводимой диагностики. Диагностируемые параметры можно вносить в предлагаемый бланк (табл. 3) для формулировки объективного заключения о проведенном исследовании.

65-2.jpg (95 KB)

Выводы. Полученные результаты позволили определить референсные значения качественных и количественных показателей НПТ у здоровых мужчин-добровольцев, фиксируемые электронным регистратором пенильных тумесценций «Андроскан МИТ», которые могут считаться нормофизиологическими и в дальнейшем использоваться для дифференциальной диагностики расстройств эректильной функции.

Список литературы

1. Karacan I. Clinical value of nocturnal penile erection in the prognosis of impotence. Med. Aspects Hum. Sex. 1970;4:27.

2. Fisher C., Schiavi R., Lear H., Edwards A., Davis D.M., Witkin A.P. The assessment of nocturnal REM erection in differential diagnosis of sexual impotence. J. of Sex and Marital Therapy. 1975;1:277–289.

3. Karacan I., Moor C.A. Nocturna penile tumescence: an objective diagnostic aid for erectile dysfunction. Management of male impotence (by ed. Bennett A.H.). Williams and Wilkins. 1982:62–72.

4. Bradley W.E., Timm G.W., Gallagher J.M., Johnson B.K. New method for continuous measurement of nocturnal penile tumescence and rigidity. J. Urology.1985;26:4–9.

5. Impotence: an integrated approach to clinical practice. Per. s angl./Pod red. Alana Greguara, Dzhona P. Prayora. M.: Meditsina, 2000;240 p. Russian (Импотенция: интегрированный подход к клинической практике. Пер. с англ./Под ред. Алана Грегуара, Джона П. Прайора. М.: Медицина, 2000;240 с.).

6. Muller S.C., El-Damanhoury H.,Ruth J.,Lue T.F. Hypertension and impotence. Eur. Urol. 1991;19:29–34.

7. Musicki B., Bumett A.L. Endothelial dysfunction in diabetic erectile dysfunction. Int. J. Impot. Res. 2006;15.

8. Moreland R.B. Is there a role of hypoxema in penile fibrosis? Int. J. Impotence Rec. 1998;10:113–118.

9. Padmanabhab P., McCullough A.R. Penile Oxygen Saturation (StO2) in the Flaccid and Erect Penis in Men With and Without Erectile Dysfunction (ED). J. Androl. 2006;4.

10. Erkovich A.A., Tsyrendorzhiyev D.D., Pechurina I.N. Nocturnal penile tumescences Ttesting for the diagnosis and selection of medications for vasculogenic erectile dysfunction. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2006;2:114–117. Russian (Еркович А.А., Цырендоржиев Д.Д., Печурина И.Н. Тест ночных пенильных тумесценций в диагностике и подборе лечебных препаратов при васкулогенной форме эректильной дисфункции. Вестник новых медицинских технологий. 2006;2:114–117).

11. Erkovich A.A. Etiopathogenetic aspects of the diagnosis and treatment of erectile dysfunction in men of various age groups in the Siberian region: materials of a five-year study. Sibirskiy konsilium. 2006;2:125–133. Russain (Еркович А.А. Этиопатогенетические аспекты диагностики и лечения эректильной дисфункции у мужчин различных возрастных групп в сибирском регионе по материалам пятилетнего исследования. Сибирский консилиум.2006;2:125–133).

12. Glants S. Biomedical statistics. Per. s angl. M., Praktika. 1998:459. Russian (Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. М., Практика. 1998:459).

13. Borovikov V.P. STATISTICA: the art of computer-based data analysis for professionals. SPb.: Piter. 2001; 656. Russian (Боровиков В.П. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере для профессионалов. СПб.: Питер. 2001; 656).

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: А. А. Еркович – д.м.н., профессор кафедры урологии ФГБОУ ВО НГМУ МЗ РФ, Новосибирск, Россия, e-mail: erkovich31@mail.ru