ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Нефростомия с коаксиальной баллонной окклюзией мочеточников в лечении пациентки с множественными постлучевыми пузырно-влагалищными и пузырно-прямокишечными свищами

Н.В. Зайцев, Д.В. Сачков, В.С. Петов

Кафедра урологии ЦГМА УД Президента РФ, Центр урологии ФГБУ «Клиническая больница» УД Президента РФ (рук. – проф. С. П. Даренков), Москва, Россия
Одним из наиболее тяжелых осложнений лучевой терапии злокачественных новообразований органов малого таза являются постлучевые свищи. С целью паллиативного лечения, подготовки к хирургическому лечению или для улучшения качества жизни пациентов, которым оперативное вмешательство противопоказано, предложен метод коаксиальной нефростомии с установкой окклюзионного баллона. В статье представлено клиническое наблюдение за пациенткой с множественными постлучевыми пузырно-влагалищными и пузырно-прямокишечными свищами, успешно пролеченной с использованием предложенного метода.

Ключевые слова

постлучевые свищи
коаксиальное дренирование

Несмотря на очевидные успехи лучевой терапии в лечении рака шейки матки, частота осложнений у пациенток, особенно с поздними стадиями заболевания, остается высокой [1–6]. Одним из наиболее тяжелых осложнений дистанционной лучевой терапии считают формирование пузырно-влагалищных и пузырно-прямокишечных свищей [7]. Постоянная потеря мочи в сочетании с сопутствующей хронической мочевой инфекцией у таких пациентов приводит к критическому снижению качества жизни и инвалидизации, обесценивая им успех лечения основного заболевания [8–10].

Поиск новых методов хирургического лечения больных пузырно-влагалищными и пузырно-прямокишечными свищами – актуальная проблема современной урологии [11–19]. Одним из направлений эндоскопического лечения таких пациенток является разработка способов оптимального дренирования [20–23]. Под оптимальным дренированием следует понимать создание системы деривации, которая наиболее полно улавливает мочу, поддерживает «сухое» состояние мочевого пузыря (обеспечивая условия для заживления свищей), предполагает использование минимума специальных устройств (катетеров, мочеприемников и пр.) и наиболее удобная для самостоятельного обслуживания пациентом.

В Центре урологии ФГБУ «Клиническая больница» в последние годы разрабатываются новые методы коаксиального дренирования мочевых путей, одним из видов которых является нефростомия с баллонной окклюзией мочеточников у пациенток с пузырно-влагалищными и пузырно-прямокишечными свищами. Целью использования данной методики следует считать улучшение качества жизни больных с мочевыми свищами, которым реконструктивные операции для устранения фистул противопоказаны или временно не могут быть выполнены.

Для иллюстрации показаний и сути метода приводим одно из наиболее типичных клинических наблюдений:

Пациентка С. 58 лет госпитализирована в урологическое отделение № 2 Центра урологии ФГБУ «Клиническая больница» с диагнозом «множественные пузырно-влагалищные и пузырно-прямокишечные свищи» (состояние после комбинированного лечения рака шейки матки Т2N0M0: экстирпация матки с придатками, дистанционная лучевая терапия 70 Гр, полихимиотерапия 1998 г.). Спаечная болезнь, гигантская вентральная грыжа, трансверзостома 2009 г.

Из анамнеза известно, что на фоне курса комбинированного лечения рака шейки матки в 1998 г. у больной развились постлучевой цистит и проктит, осложнившиеся формированием пузырно-прямокишечно-влагалищных свищей, по поводу которых в 1999 г. предпринята попытка закрытия фистул наложением трансверзостомы. Поздний послеоперационный период осложнился формированием параколостомической грыжи крупных размеров, потребовавшей выполнения грыжесечения, наложения трансверзостомы de novo.

В 2011 г. больная экстренно оперирована по поводу спаечной кишечной непроходимости. Последние 10 лет, несмотря на проведенную консервативную терапию и наблюдение в отделении постлучевых осложнений, у больной сохранялись жалобы на постоянное подтекание мочи из влагалища и прямой кишки, атаки мочевой инфекции в виде пиелонефрита до 5–7 раз в год, постоянные режущие боли в проекции уретры и мочевого пузыря, примесь крови в моче, необходимость постоянного использования подгузников. В связи с выраженным депрессивным состоянием, обусловленным критическим снижением качества жизни, пациентка наблюдается у психотерапевта после суицидальной попытки в 2016 г., получает комбинированную терапию транквилизаторами.

При обследовании в отделении: при осмотре у пациентки гигантская вентральная грыжа, трансверзостома. Суммарная азотовыделительная функция почек в пределах нормы, СКФ – 62,6 мл/мин). В общем анализе мочи: лейкоцитурия до 40 п/зр, в бактериологическом посеве мочи: E. faecalis – 108 КОЕ/мл (полирезистентный штамм). По данным экскреторной урографии выявлена билатеральная уретеропиелокаликоэктазия (мочеточники расширены – 1,3 см до интрамуральной части на всем протяжении, чашечно-лоханочная система расширена до 2,2 см с обеих сторон).

При цистоскопии: картина атрофического постлучевого цистита с признаками сморщивания мочевого пузыря (емкость до позыва – 100 мл), по задней стенке имеются признаки не менее трех ходов пузырно-прямокишечных и пузырно-вагинальных свищей.

Множественные пузырно-влагалищные и пузырно-прямокишечные свищи, приводящие к постоянной потере мочи, поддерживающие хроническое течение полирезистентной мочевой инфекции, приводящей к обострениям хронического пиелонефрита (более 5 эпизодов в год) и критически снижающие качество жизни пациентки, служат показанием к оперативному лечению.

Лапаротомия с целью выполнения реконструктивной пластики у пациентки с гигантской вентральной грыжей в сочетании со спаечной болезнью, ретрансверзостомой, перенесшей лучевую терапию на область малого таза (70 гр) более 10 лет назад, сопряжена с крайне высоким риском развития жизнеугрожающих хирургических осложнений.

В создавшейся клинической ситуации показано выполнение билатеральной нефростомии. С целью полного предотвращения поступления мочи по мочеточникам в мочевой пузырь больной предложено выполнить установку в верхнюю треть мочеточников окклюзионных баллонных катетеров.

31.10.2018 под СМА выполнена билатеральная пункционная нефростомия с использованием дренажей типа Malecot 22Ch с открытым концом. По просвету нефростомического катетера в верхнюю треть каждого из мочеточников по струне-проводнику установлены окклюзионные катетеры 5Сh (рис 1). Под контролем ЭОПа баллоны катетеров заполнены до объема, необходимого для полного прекращения поступления контрастного препарата в мочевой пузырь, который контролировали при помощи антеградной пиелографии (рис 2).

Течение раннего послеоперационного периода гладкое. Жалобы на потерю мочи отсутствуют, пациентка отмечает значительное улучшение качества жизни, выписана на 2-е сутки с рекомендациями для продолжения амбулаторного наблюдения в отделении постлучевых осложнений.

В качестве паллиативной помощи больным, страдающим постлучевыми мочевыми свищами, которым не удается добиться физиологической деривации мочи или имеются противопоказания к реконструктивным операциям, выполняется билатеральная чрескожная нефростомия [24]. При сохраняющемся подтекании мочи на фоне адекватно функционирующих нефростом требуется окклюзия мочеточников. Существует необратимая и обратимая окклюзия мочеточников [20]. Методы обратимой депривации мочевого пузыря: окклюзия мочеточников съемными [22] и несъемными баллонами [25]. Вышеуказанные методы имеют ряд недостатков: необходимость реокклюзии мочеточников в связи с дефляцией или миграцией баллонов, наличие дополнительного нефростомического хода для установки несъемного баллона, проведение уретероскопии с целью удаления съемного баллона [26].

В Центре урологии «Клинической больницы» разработан метод коаксиальной баллонной окклюзии мочеточников. Преимущества данного метода: отсутствие дополнительного нефростомического хода, так как окклюзионный катетер находится в просвете нефростомы, смена или коррекция положения баллона не требует проведения уретероскопии.

В условиях клинической больницы нефростомия с коаксиальной баллонной окклюзией мочеточников выполнена одной пациентке. Длительность наблюдения составила 7 мес. За время наблюдения подтекание мочи отсутствовало, при контрольном обследовании – положение баллонов корректное, функция нефростом адекватная, качество жизни по шкале IIQ-7 – 6 баллов (до операции – 18 баллов).

Поиск эффективных и безопасных методов дренирования мочевой системы у пациенток, нуждающихся в паллиативной помощи, остается актуальной проблемой эндоурологии. У ряда пациенток, которым необходима блокада нижних мочевых путей с депривацией мочевого пузыря, могут быть с успехом использованы окклюзионные баллонные катетеры. Коаксиальная установка таких устройств по просвету основного дренажа обладает целым рядом преимуществ:

  1. Главные задачи вмешательства – адекватное дренирование почки и окклюзия мочеточника решаются из одного чрескожного доступа, что позволяет отказаться от ретроградной установки баллонных катетеров, дополнительно ухудшающих качество жизни больных;
  2. Антеградная установка в мочеточник баллонных катетеров уменьшает продолжительность и объем операции, кроме того, является важным преимуществом для больных, у которых ретроградный доступ в верхние мочевые пути технически ограничен.
  3. Использование окклюзионных катетеров является воспроизводимым, эффективным способом депривации мочевого пузыря, особенно актуальным для пациенток, имеющих противопоказания к лапароскопическому клипированию мочеточников.
  4. Коаксиальное расположение баллонных катетеров в просвете нефростомического дренажа (в данном случае 22 Сh) не нарушает его функций и не создает пациентке дополнительных трудностей в уходе за дренажем.

Список литературы

1. Кан Д.В., Пронин В.И. Урологические осложнения при лечении онкологических заболеваний органов таза. М.: Медицина. 1988;5–28. Russian

2. Fujicawa K., Miyamoto Т., Ihara Y., et al. High incidence of severe urologic complications following radiotherapy for cervical cancer in Japanese women. Gynecol. Oncol. 2001;80(1):21–23. Doi: 10.1006/gyno.2000.6030.

3. Gellrich J., Hakenberg O.W., Oehlschlager S., Wirth M.P. Manifestation, latency and management of late urological complications after curative radiotherapy for cervical carcinoma. Onkologie. 2003;26(4):334–340. Doi:10.1159/000072091.

4. Maier U., Ehrenbock P.M., Hofbauer J. Late urological complications and malignancies after curative radiotherapy for gynaecological carcinomas: A retrospective analysis of 10,709 patients. J Urol 1997;158:814–817. Doi:10.1016/S0022-5347(01)64325-8.

5. Ota T., Takeshima N., Tabata T., et al. Treatment of squamous cell carcinoma of the uterine cervix with radiation therapy alone: long-term survival, late complications, and incidence of second cancers. British Journal of Cancer 2007;97,1058–1062. Doi:10.1038/sj.bjc.6604005.

6. Wit E.M., Horenblas S. Urological complications after treatment of cervical cancer. Nat. Rev. Urology. 2014;11:110–117. Doi:10.1038/nrurol.2013.323.

7. Moore K.N., Gold M.A., McMeekin D.S., Zorn K.K. Vesicovaginal fistula formation in patients with Stage IVA cervical carcinoma. Gynecol. Oncol. 2007;106(3):498–501. Doi:10.1016/j.ygyno.2007.04.030.

8. Frumovitz M., Sun C.C., Schover L.R., et al. Quality of life and sexual functioning in cervical cancer survivors. J Clin Oncol. 2005;23:7428–7436. Doi:10.1200/JCO.2004.00.3996.

9. Greimel E.R., Winter R., Kapp K.S., Haas J. Quality of life and sexual functioning after cervical cancer treatment: A long–term follow–up study. Psycho–Oncology. 2009;18(5):476–482. Doi:10.1002/pon.1426.

10. Mirabeau-Beale K.L., Viswanathan A.N. Quality of life (QOL) in women treated for gynecologic malignancies with radiation therapy: a literature review of patient-reported outcomes. Gynecol Oncol. 2014;134:403–409. Doi:10.1016/j.ygyno.2014.05.008.

11. Елисеев Д.Э., Алексеев Б.Я., Качмазов А.А. Хирургическое лечение пузырно-влагалищных свищей: эволюция концепции. РМЖ. 2017;8:510–514. Russian

12. Лоран О.Б., Серегин А.В., Довлатов З.А. Современные подходы к лечению постлучевых урогенитальных свищей у женщин: oбзор литературы. Экспериментальная и клиническая урология. 2015;4:42‒45. Russian

13. Hemal A.K., Kolla S.B., Wadhwa P. Robotic reconstruction for recurrent supratrigonal vesicovaginal fistulas. J Urol 2008;180:981–985. Doi:10.1016/j.juro.2008.05.020.

14. Miklos J.R., Moore R.D., Chinthakanan O. Laparoscopic and robotic-assisted vesicovaginal fistula repair: a systematic review of the literature. J Minim Invasive Gynecol. 2015;22(5):727–736. Doi: 10.1016/j.jmig.2015.03.001.

15. Morita T., Tokue A. Successful endoscopic closure of radiation induced vesicovaginal fistula with fibrin glue and bovine collagen. J Urol. 1999;162:1689. Doi: 10.1016/S0022-5347(05)68202-X.

16. Pushkar D.Y., Dyakov V.V., Kasyan G.R. Management of radiation-induced vesicovaginal fistula. Eur Urol. 2009;55(1):131–137. Doi:10.1016/j.eururo.2008.04.044.

17. Sværdborg M., Birke-Sørensen H., Bek K.M., Nielsen J.B. A modified surgical technique for treatment of radiation-induced vesicovaginal fistulas. Urology. 2012;79(4):950–953. Doi:10.1016/j.urology.2011.10.077.

18. Tabakov I.D., Slavchev B.N. Large post-hysterectomy and post-radiation vesicovaginal fistulas: repair by ileocystoplasty. J Urol. 2004;171(1):272–274. Doi: 10.1097/01.ju.0000101801.95459.54.

19. Vaso M., Betschart C., Egger H., et. al. Surgical technique of a recurrent post-radiation vesicovaginal fistula with a small intestine graft. Arch Gynecol Obstet. 2015;292(3):485–488. Doi:10.1007/s00404-015-3754-6.

20. Avritscher R., Madoff D.C., Ramirez P.T., et al. Fistulas of the lower urinary tract: percutaneous approaches for the management of a difficult clinical entity. Radiographics. 2004;24(1):S217–S236. Doi:10.1148/rg.24si045508.

21. Franke M., Winand S.,Chang D.-H., et. al. Urinary Tract Fistulas: Transrenal Reversible Ureteral Occlusion With Detachable Semicompliant Balloons. Urology. 2015;86(2):388–393. Doi: 10.1016/j.urology.2015.03.042.

22. Gunther R., Klose K., Alken P. Transrenal ureteral occlusion with a detachable balloon. Radiology. 1982;142:521–523 Doi: 10.1148/radiology.142.2.7054847.

23. Stern J.L., Maroney T.P., Lacey C.G. Management of incurable urinary fistulas by percutaneous ureteral occlusion. Obstet Gynecol. 1987;70:958–960.

24. Eswara J.R., Raup V.T., Heningburg A.M., Brandes S.B. Pelvic Radiation Is Associated with Urinary Fistulae Repair Failure and Need for Permanent Urinary Diversion. Urology. 2015;85(4):932–936. Doi: 10.1016/j.urology.2014.11.051.

25. Horenblas S., Krӧger R., van Boven E., et al. Use of balloon catheters for ureteral occlusion in urinary leakage. Eur Urol. 2000;38:613–617. Doi: 10.1159/000020340.

26. Schild H.H., Gunther R., Thelen M. Transrenal ureteral occlusion: results and problems. J Vasc Interv Radiol. 1994;5:3213–25. Doi: 10.1016/s1051-0443(94)71494-9.

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: В. С. Петов – ординатор кафедры урологии ЦГМА УД Президента РФ, Москва, Россия; e-mail: pettow@mail.ru