ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Одномоментная лапароскопическая билатеральная нефрэктомия у больных с аутосомно-доминантной поликистозной болезнью почек как подготовка к трансплантации почки

А.В. Шабунин, А.В. Серегин, А.А. Серегин, П.А. Дроздов, И.В. Нестеренко, О.Б. Лоран

1) ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина, Москва, Россия; 2) Кафедра урологии и хирургической андрологии ГБОУ ДПО РМАНПО, Москва, Россия
Цель исследования: изучить возможность и безопасность выполнения одномоментной билатеральной лапароскопической нефрэктомии у симптоматических пациентов с аутосомно-доминантной поликистозной болезнью почек (АДПБП) в качестве подготовки к трансплантации почки.
Материалы и методы. С мая 2018 по сентябрь 2019 г. шести симптоматическим больным терминальной почечной недостаточностью, обусловленной АДПБП, находившихся на программном гемодиализе, выполнена одномоментная билатеральная лапароскопическая нефрэктомия. Средний вертикальный размер почек, по данным КТ, составил 211,67±37,15 мм, средний горизонтальный размер – 145,36±19,53 мм. В пяти случаях операция выполнена с применением ручной ассистенции.
Результаты. Средняя продолжительность операции составила 225,1±40,37 мин. Послеоперационные осложнения зафиксированы у 2 (33,2%) пациентов. Средний общий койко-день составил 8,83±2,13 дня. Ни в одном случае не отмечено клинических проявлений надпочечниковой недостаточности. Все пациенты живы. Двум больным после лапароскопической билатеральной нефрэктомии выполнена пересадка трупной почки.
Заключение. Лапароскопическая билатеральная нефрэктомия для больных хронической почечной недостаточностью на фоне поликистоза почек выполнима, безопасна, ассоциируется с небольшим койко-днем, улучшает качество жизни пациентов и облегчает последующую трансплантацию почки.

Ключевые слова

билатеральная лапароскопическая нефрэктомия
поликистоз
терминальная почечная недостаточность
аутосомно-доминантная поликистозная болезнь почек (АДПБП)
трансплантация почки

Введение. Аутосомно-доминантный поликистозная болезнь почек (АДПБП) – наиболее распространенное наследственное заболевание почек, исходом которого является терминальная стадия хронической почечной недостаточности (ХПН) [1, 2]. В США и Европе среди всех пациентов с диагнозом «хроническая болезнь почек 5-й стадии», получающих заместительную почечную терапию, больные поликистозом составляют 8–10% [3, 4].

Трансплантация почки как метод лечения терминальной стадии ХПН также актуальна для пациентов с поликистозом, однако имеет ряд особенностей [5]. По мнению многих авторов, поликистозно измененная почка в подавляющем большинстве случаев служит резервуаром хронической инфекции и на фоне иммуносупрессии может стать причиной тяжелых осложнений посттрансплантационного периода [6]. Гнойно-септические послеоперационные осложнения – важный фактор, влияющий на выживаемость трансплантата и реципиента. Наиболее частым послеоперационным осложнением пересадки почки у больных без поликистоза является отторжение трансплантата, тогда как у больных поликистозом – инфекционные осложнения [7]. Значительное увеличение поликистозной почки препятствует выполнению пересадки донорского органа в подвздошную область. Выраженный болевой синдром, нефролитиаз, разрывы кист, рецидивирующая гематурия и частые атаки пиелонефрита служат показанием к нефрэктомии перед трансплантацией [8]. Активное развитие и внедрение в практику лапароскопических технологий способны снизить частоту послеоперационных осложнений, а также расширить показания к удалению собственных поликистозных почек при подготовке пациента к трансплантации [9].

Цель исследования: изучить возможность и безопасность выполнения одномоментной билатеральной лапароскопической нефрэктомии для пациентов с АДПБП в качестве подготовки к трансплантации почки.

20-1.jpg (95 KB)Материалы и методы. С мая 2018 по сентябрь 2019 г. в отделении трансплантации органов и/или тканей обследование для включения в лист ожидания на трансплантацию трупной почки проходили 132 пациента с терминальной стадией ХПН. Из них у 6 (4,5%) причиной терминальной почечной недостаточности оказалась АДПБП. Средний возраст 4 (66,6%) мужчин и 2 (33,4%) женщин составил 48,5±6,53 (40–59) года.

Средний индекс массы тела (ИМТ) был равен 30,19±3,67 (24–36) кг/м2. Средний вертикальный размер почек, по данным КТ, составил 211,67±37,15 (189–238) мм, средний горизонтальный размер – 145,36±19,53 (127–161) мм (см. рисунок).

У всех пациентов в общем анализе мочи отмечена лейкоцитурия 179,17±172,05 (50–500) клетки в 1 мкл.

У 5 (83,3%) пациентов при микробиологическом исследовании мочи определялась бактериурия: у 2 больных – E. coli (104 и 105 КОЕ/мл), у 1 – K. pneumoniae (103 КОЕ/мл), у 1 – P. aeruginosa (титр 103 КОЕ/мл), еще 1 больного – S. haemolyticus (105 КОЕ/мл). Четверо (66,7%) больных проходили лечение по поводу инфицированных кист. В момент обращения у всех пациентов определена терминальная стадия ХПН (средняя скорость клубочной фильтрации – 9,5 мл/мин/1,73 м2) и все они находились на программном гемодиализе.

Больным выполнен стандартный объем предтрансплантационного обследования, согласно Национальным клиническим рекомендациям по трансплантации почки. Кроме того, проведена КТ органов брюшной полости и забрюшинного пространства с внутривенным контрастированием для определения сосудистой анатомии почек и характера их структурных изменений (см. рисунок). Решение о проведении билатеральной нефрэктомии в каждом случае принималось мультидисциплинарным консилиумом в составе нефролога, уролога, трансплантолога, анестезиолога-реаниматолога, клинического фармаколога. Во всех случаях выполнена лапароскопическая билатеральная нефрэктомия. У 5 пациентов операция сопровождалась ручной ассистенцией. Операции проходили в междиализный день.

Методика операции. Пациента укладывали на подогреваемый матрас, под все точки возможной компрессии подкладывали гелевые подушки. Пациента тщательно фиксировали в трех местах, что обеспечивало возможность вращения операционного стола во время операции. Вмешательство проводили под эндотрахеальным наркозом с установленным назогастральным зондом.

В положении больного на спине (при ИМТ <30 кг/м2) или на боку (при ИМТ >30 кг/м2) после обработки операционного поля первым этапом осуществляли верхнесрединную лапаротомию длиной 8 см и устанавливали порт для ручной ассистенции Dextrus (Ethicon Endo-Surgery, США). Далее под мануальным контролем устанавливали 10-мм порт для оптики по срединной линии на 4–5 см ниже лапаротомного разреза и по два рабочих порта 5 и 12 мм с каждой стороны на уровне оптического троакара по среднеключичной и переднеподмышечной линиям. Использовали лапароскоп 30°.

Диссекцию проводили с помощью ультразвукового скальпеля Thunderbeat (Olympus Gmbh, Германия) или Harmonic (Ethicon Endo-Surgery, США). Операцию начинали с мобилизации толстого кишечника. Далее последовательно освобождали нижний полюс почки и переднюю поверхность m. psoas. На этом этапе операции неоценима роль ручной ассистенции, которая позволяет тупым способом мобилизовать всю дорсальную поверхность почки вдоль поясничной мышцы до диафрагмы, мануально определить почечную ножку и аккуратно мобилизовать печень и селезенку, кроме того, без помощи руки практически невозможно манипулировать огромной почкой.

После этапа мобилизации почки осуществляли выделение почечной ножки и последовательное клипирование сосудов клипсами Hem-o-loсk (TeleflexInc, США) либо наложением сшивающего аппарата с сосудистой кассетой. Следует отметить, что почечная ножка в гигантских почках часто полностью закрыта множественными кистами, что вынуждает проводить их вскрытие и дренирование. Однако ни в одном случае это не привело к обострению воспалительного процесса даже у иммуноскомпрометированных пациентов. Далее выполняли мобилизацию почки от надпочечника и оставшихся сращений. Мочеточник клипировали и пересекали.

Почку подтягивали к разрезу короткой стороной, последовательно вскрывали кисты, содержимое которых эвакуировали в пакет для сбора жидкости. Уменьшенную посредством описанных манипуляций почку эвакуировали через имеющийся лапаротомный доступ.

Следующим этапом пациента поворачивали на противоположный бок, повторно устанавливали порт для руки и проводили аналогичную операцию на контралатеральной стороне. На заключительном этапе осуществляли тщательный гемостаз, так как гемотрансфузия несет повышенный риск образования анти-HLA-антител у реципиента.

В брюшную полость устанавливали дренажи Penrose с двух сторон через отверстия от 12-мм портов. Операционную рану послойно ушивали.

На следующие сутки после операции проводили гемодиализ в условиях реанимационного отделения с минимальным использованием антикоагулянтов. На 2-е послеоперационные сутки после ультразвукового контроля удаляли страховые дренажи, последующее лечение проводили в урологическом отделении. После выписки решением комиссии пациенты были включены в лист ожидания на трансплантацию трупной почки.

Результаты. Послеоперационной летальности после лапароскопической билатеральной нефрэктомии не было. Среднее время операции составило 225,1±40,37 (190–310) мин. Послеоперационные осложнения зафиксированы у 2 (33,2%) пациентов. У первого больного на 2-е сутки после операции развился геморрагический синдром на фоне гемодиализа, что потребовало проведения интенсивной терапии с использованием гемостатических средств, гемо- и плазмотрансфузии (осложнение класса II по Clavien–Dindo). Повторной операции не потребовалось. Следующим пациентам первые два сеанса гемодиализа после операции проводили с использованием более низкой дозы гепарина, и подобных осложнений не наблюдалось. У другого больного развился тромбоз артериовенозной фистулы, что потребовало тромбэктомии (осложнение класса IIIа по Clavien–Dindo). Койко-день в ОРИТ составил в среднем 1,67±0,81 (1–3) дня, общий койко-день – 8,83±2,13 (7–13). Ни в одном случае клинических проявлений надпочечниковой недостаточности отмечено не было.

21-1.jpg (111 KB)

С июня 2018 по сентябрь 2019 г. выполнено 65 трупных трансплантаций почки. Двоим (3,07%) пациентам пересадка почки была выполнена после лапароскопической билатеральной нефрэктомии по поводу поликистоза почек. Характеристики пар донор–реципиент представлены в табл. 1.

21-2.jpg (58 KB)Нахождение в листе ожидания для больных, перенесших трансплантацию трупной почки, составило 13 и 17 мес. соответственно. Характеристики проведенных вмешательств представлены в табл. 2.

Ни одного послеоперационного осложнения не было. Оба пациента живы.

Обсуждение. Аутосомно-доминантная поликистозная болезнь почек – наследственное заболевание, характеризующееся множественными кистами, разрушающими почечную паренхиму [10]. В зависимости от мутаций генов PKD (Polycystic Kidney Disease) вероятность развития ХПН в возрасте до 50 лет составляет 5–35%, к 60 годам – 15–70%, к 70 достигает 45–90% [11]. Трансплантация почки является «золотым» стандартом лечения больных ХПН [12]. Показана лучшая выживаемость трансплантата у пациентов с поликистозом, перенесших монолатеральную или билатеральную нефрэктомию в рамках подготовки к трансплантации почки [9]. В ряде работ продемонстрировано улучшение физической составляющей качества жизни пациентов после операции, что, вероятно, связано с уменьшением растяжения капсулы почки кистами. Тем не менее до настоящего времени не определено место билатеральной нефрэктомии у больных ХПН на фоне поликистоза почек и основными показаниями к билатеральной нефрэктомии являются боль, рецидивирующие инфекции и отсутствие места для донорской почки.

Лапароскопическая методика с применением ручной ассистенции позволяет выполнять билатеральную операцию за разумное время с минимальным количеством осложнений [13]. По нашим данным, лапароскопическая билатеральная нефрэктомия с ручной ассистенцией является безопасной процедурой для больных поликистозом почек в экспертных центрах лапароскопической хирургии и урологии. Удалить почку размером менее 20 см возможно без применения ручной ассистенции. Возможность ранней активизации пациентов служит важным фактором профилактики послеоперационных осложнений. Преимуществом лапароскопического метода является визуализация и прецизионная техника выделения надпочечников, что позволяет избегать их повреждения и развития надпочечниковой недостаточности, тем самым улучшая качество жизни пациентов. Необходимым условием проведения операции является тщательное наблюдение за артериовенозной фистулой, так как потеря постоянного сосудистого доступа для гемодиализа ассоциируется с увеличением длительности госпитализации. В процессе динамического наблюдения пациенты не предъявляли жалоб, связанных с перенесенным оперативным вмешательством.

Последующая трансплантация почки двоим больным не имела каких-либо технических особенностей, связанных с перенесенным лапароскопическим вмешательством. Послеоперационный период также протекал без каких-либо особенностей.

Наш первый опыт проведения лапароскопической билатеральной нефрэктомии при поликистозе почек оказался успешным. Важным аспектом внедрения данной технологии в широкую клиническую практику является работа мультидисциплинарной команды в составе нефролога, уролога с опытом выполнения лапароскопических операций на почке, трансплантолога, анестезиолога-реаниматолога.

Заключение. Лапароскопическая билатеральная нефрэктомия у больных с ХПН на фоне поликистоза почек выполнима, безопасна, характеризуется небольшим койко-днем, улучшает качество жизни пациентов и облегчает последующую трансплантацию почки.

Список литературы

1. Makovetskaya G.A., Popov S.V., Sturov N.V. Polycystic kidney disease. Current diagnostic and treatment problems. Moscow: RUDN. 2019;156 p.(Маковецкая Г.А., Попов С.В., Стуров Н.В. Поликистоз почек. Актуальные проблемы диагностики и лечения. М.: РУДН. 2019; 156 c.).

2. Amro O.W., Perrone R.D. How Does a Patient’s Primary Renal Disease Impact Chronic Dialysis Management? Seminars in Dialysis. 2015;28(5):470–473. Doi: 10.1111/sdi.12397.

3. Li L., Szeto C.C., Kwan B.C., Chow K.M., Leung C.B., Kam-Tao Li P. Peritoneal dialysis as the first-line renal replacement therapy in patients with autosomal dominant polycystic kidney disease. Am. J. Kidney Dis. 2011;57(6):903–907. Doi: 10.1053/j.ajkd.2011.01.019

4. Lobbedez T., Touam M., Evans D., Ryckelynck J.P., Knebelman B., Verger C.Peritoneal dialysis in polycystic kidney disease patients. Report from the French peritoneal dialysis registry (RDPLF). Nephrol Dial Transplant 2011;26(7):2332–2339. Doi: 10.1093/ndt/gfq712.

5. Reznik O.N., Ananiev A.N., Nevirovich E.S., Daineko V.S., Skvotrtsov A.E.,Kutenkov A.A., Kuzmin D.O. Laparoscopic nephrectomy in patients with autosomal dominantpolystic kidney desease. Vestnik transplantologii I iskustvennyh organov. 2016;18(3):50–56. Russian (Резник О.Н., Ананьев А.Н., Невирович Е.С., Дайнеко В.С., Скворцов А.Е., Кутенков А.А., Кузьмин Д.О. Лапароскопическая нефрэктомия у пациентов с аутосомно-доминантным поликистозом почек. Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2016;18(3):50-56). Doi: 10.15825/1995-1191-2016-3-50-56.

6. Chebib F.T. et al. Native nephrectomy in renal transplant recipients with autosomal-dominant polycystic kidney disease. Transpl. Direct. 2015;1(10):e43. Doi: 10.1097/TXD.0000000000000554.

7. Glassman D.T., Nipkow L., Bartlet S.T., Yakobs S.C. Bilateral nephrectomy with concomitant renal graft transplantation for autosomal dominant polycystic kidney disease. 2000;164(3):66–664. Doi: 10.1097/00005392-200009010-00011.

8. Abraham G.P., Siddaiah A.T., Das K., Ramaswami K., George D.P., Thampan O.S. Laparoscopic nephrectomy for autosomal dominant polycystic kidneys in patients with end-stage renal disease on maintenance hemodialysis: 10-year single surgeon experience from an Indian center. J MinAccessSurg, 2015;11:187–192. Doi: 10.4103/0972-9941.140217.

9. García-Rubio J.H. et al. Graft survival in patients with polycystic kidney kisease with nephrectomy of native kidney pretransplant. Transplantation proceedings.2015;47(9):2615–2617. Doi: 10.1016/j.transproceed.2015.10.009.

10. Janeiro D., Portoles J., Maria Tato A., Lopez-Sanchez P., Del Peso G., Rivera M., Castellano I., Fernandez-Reyes M.J., Perez-Gomez V., Ortega M., Martinez-Miguel P., Felipe C., Caparros G., Ortiz A., Selgas R. Peritoneal dialysis can be an option for dominant polycystic kidney disease: an observational study. Perit. Dial. Int. 2015;35(5):530–536. Doi: 10.3747/pdi.2014.00029.

11. Scalabre A., Patard J.J., Delreux A., Roumiguié M., Gamé X., Bensalah K., Paparel P. Néphrectomie laparoscopique pour reins polykystiques: principes et résultats. Progrès En Urologie. 2014;24(7),463–469. Doi: 10.1016/j.purol.2013.11.012.

12. Gautier S.V. Transplantology 2008–2018: a decade of advancement. Russian Journal of Transplantology and Artificial Organs. 2018;20(4):6–7. (Russian (Готье С.В. Трансплантология 2008–2018: десять лет развития. Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2019;20(4):6–7).

13. Nakada S.Y., Moon T.D., Gist M., Mahvi D. Use of the PneumoSleeve as an adjunct in laparoscopic nephrectomy. Urology. 1997;49:612–661. Doi: 10.1016/s0090-4295(97)80003-9

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: А. А. Серегин – к.м.н., доцент кафедры урологии и хирургической андрологии РМАНПО, Москва, Россия; e-mail: sasha.seregin@gmail.com