ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

InsKid – мобильное приложение для реконструкции внутреннего вида полостной системы почки

Б.Г. Гулиев, Б.К. Комяков, А.Э. Талышинский, М.У. Агагюлов

1) Кафедра урологии (зав. кафедрой – проф. Б. К. Комяков) Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия; 2) Центр урологии с робот-ассистированной хирургией Мариинской больницы (глав. врач – проф. О. В. Емельянов), Санкт-Петербург, Россия
Введение. Пациенты с нефролитиазом при консультации часто не могут оценить свое состояние и объем планируемой операции. Создание печатных 3D-моделей также не всегда доступно или слишком дорого.
Цель исследования: создать специальную программу, позволяющую осуществлять виртуальную интраренальную визуализацию чашечно-лоханочной системы (ЧЛС) и камня почки изнутри на устройствах на базе операционной системы Android, оценить ее эффективность в консультировании пациентов перед предстоящей перкутанной нефролитотрипсией (ПНЛ).
Материалы и методы. В исследование были включены 15 пациентов с показанием ПНЛ.
С каждым из них проведено две консультации, вторая из которых была дополнена разработанной программой. Данные пациентов из формата DICOM (по результатам компьютерной томографии) преобразовывали в формат стереолитографии (STL) для обеспечения возможности отображения в приложении. Затем каждый пациент с помощью опросника оценивал качество консультации.
Результаты. Понимание пациентами анатомии пораженной почки улучшилось на 55% (с 34 до 75 баллов, р=0,0001), а локализации камня – на 51% (с 37 до 75 баллов, р=0,0001). Этапы плановой операции стали понятнее для пациентов на 57% (с 32 баллов до 75, р=0,0001), а возможные интра- и послеоперационные осложнения – на 48% (от 38 до 73 баллов, р=0,0002). Общее удовлетворение пациентов консультацией улучшилось на 53% (с 35 до 74 баллов, р=0,0001), количество больных, которые хотели получать повторное лучшее консультирование, уменьшилось на 89% (с 9 до 1, р=0,006).
Заключение. Приложение «InsKid» – это доступная и простая в использовании программа, облегчающая понимание пациентами характера своего заболевания и объема предстоящей операции, не требующая значительных затрат для использования.

Ключевые слова

мочекаменная болезнь
камни почек
перкутанная нефролитотрипсия
чашечно-лоханочная система
3D-моделирование
интраренальная визуализация
приложение

Введение. Значительный прогресс в представлении патологии органов был достигнут благодаря применению в медицине технологии трехмерной печати [1]. Печатные 3D-модели органов способны улучшать интраоперационную навигацию, обучение молодых специалистов и консультирование пациентов [2]. В отличие от 3D-изображений модели, полностью соответствующие органу пациента, можно держать в руках и осматривать со всех сторон [3]. Однако при создании модели можно столкнуться с ограничениями, делающими этот процесс менее доступным. К последним следует отнести время и стоимость изготовления моделей.

В литературе имеется несколько публикаций, описывающих различные способы отображения ЧЛС, такие как реконструкция внутреннего вида, симультанная визуализация рядом расположенных органов и визуализация с использованием технологии виртуальной реальности, теоретически способных улучшать осведомленность как врачей, так и пациентов по сравнению с применением только 3D-изображения или печатных 3D-моделей [4]. Тем не менее эти технологии помимо соответствующего опыта требуют наличия специальных устройств, что также ограничивает их широкую доступность.

В свете вышесказанного применение программы, позволяющей отображать 3D-изображение ЧЛС снаружи и изнутри с использованием широко распространенных электронных устройств, таких как смартфоны, может улучшить понимание анатомии ЧЛС и предстоящей операции при камнях почек. Целью нашей работы было создание специальной программы, позволяющей осуществлять виртуальную интраренальную визуализацию чашечно-лоханочной системы (ЧЛС) и камня почки изнутри на устройствах на базе операционной системы Android и оценка ее эффективности в консультировании пациентов перед предстоящей перкутанной нефролитотрипсией (ПНЛ).

Материалы и методы. В исследование были включены 15 пациентов, которым показана ПНЛ. С каждым из них была проведена консультация дважды с разницей в один день без предупреждения, что второе консультирование будет дополнено нашей программой. В ходе каждой консультации с пациентом обсуждали анатомию пораженной почки, свойства и локализацию камня, а также объем предстоящей операции. На первой консультации использованы трехмерные КТ-изображения. Для второй консультации с помощью разработанного мобильного приложения выделялась трехмерная реконструкция ЧЛС и почечного камня из КТ-сканов в формате DICOM и сохранялась в формате стереолитографии (STL) с помощью программного обеспечения 3DSlicer.

57-1.jpg (207 KB)

InsKid – приложение, позволяющее перемещаться в виртуальной реконструкции ЧЛС, предназначенное для устройств на базе операционной системы (ОС) Android. Основной рабочий стол состоит из двух отдельных частей, левой и правой, отображающих 3D-вид ЧЛС изнутри и снаружи (рис. 1). Помимо визуализации самой полости приложение позволяет в любое время показывать и скрывать камень, смотреть на него с любой чашечки независимо от положения в ЧЛС (рис. 2). Файл с почкой также формируется путем выделения его и сохранения в формате STL.

57-2.jpg (63 KB)Для определения полезности программы во время консультирования пациентов разработана специальная анкета, в которой первые пять вопросов касались осведомленности пациентами об имеющейся патологии и планируемой операции и оценивались по шкале Ликерта от 0 (полное отсутствие понимания) до 5 (полное понимание) (рис. 3) и качественный шестой вопрос, оценивающий дальнейшую необходимость улучшения консультирования.

Как уже упоминалось, каждый пациент консультировался с помощью обычных КТ-снимков и мобильного приложения. После каждой консультации пациенты заполняли анкету для определения их понимания и удовлетворенности консультацией. Затем суммарные баллы всех 15 пациентов по каждому вопросу суммировались и сравнивались для определения эффективности консультирования с помощью приложения. Так как каждый вопрос оценивался от 1 до 5 баллов, итоговый балл всех пациентов по каждому вопросу варьировался от 15 (если все пациенты оценили вопрос на 1 балл) до 75 (если все пациенты оценили вопрос на 5 баллов). Помимо этого дополнительный шестой вопрос имел качественный характер, где пациенты отвечали «да» в случае необходимости дальнейшего улучшения консультирования или «нет» в случае удовлетворенности от общения с урологом касательно имеющейся болезни и предстоящей операции. Результаты по этому вопросу складывались, и сравнивалось соотношение положительных и отрицательных ответов до и после использования приложения.

Статистический анализ проводили с использованием программного обеспечения «Past3». Для парного сравнения результатов по первым пяти вопросам использовали тест Вилкоксона, для сравнения номинальных переменных в шестом вопросе – критерий χ2. Различия считали статистически значимыми при p≤0,05.

Результаты. Максимальное количество баллов, которые могли получить пациенты в каждом количественном вопросе вместе, составляло 75. Их понимание анатомии пораженной почки после консультации с использованием разработанного приложения улучшилось на 55% (с 34 до 75 баллов, р=0,0001), а локализации камня – на 51% (с 37 до 75 баллов, р=0,0001). Этапы плановой операции стали понятнее для пациентов на 57% (с 32 до 75 баллов, р=0,0001), а возможные интра- и послеоперационные осложнения – на 48% (с 38 до 73 баллов, р=0,0002). Общее удовлетворение пациентов консультированием улучшилось на 53% (с 35 до 74 баллов, р=0,0001). Число пациентов, которые хотели получить лучшее консультирование, уменьшилось на 89% (с 9 до 1, р=0,006).

Обсуждение. В настоящее время технология 3D-печати широко используется в медицине [5–7]. Урология является одной из самых популярных областей для реализации всех возможностей этого направления, обеспечивающих достижение нескольких целей: 1) упростить предоперационное планирование и интраоперационную навигацию; 2) облегчить получение молодыми специалистами необходимого опыта; 3) улучшить консультирование пациента врачом, поскольку он может лучше воспринимать информацию [8].

Хирургический выбор определяется урологом в зависимости от особенностей пациента в каждом конкретном случае. Что касается мочекаменной болезни, выбор зависит как от особенностей камня, так и от анатомии почки [9]. Перед операцией уролог должен не только определить хирургическую тактику, но и предсказать, как она будет реализована [10]. При перкутанном лечении нефролитиаза для доступа должна быть выбрана такая чашечка, которая обеспечит необходимую маневренность инструментов в полостной системе почки [11]. Например, ПНЛ с доступом через верхнюю чашечку является оптимальным вариантом лечения и выполняется для удаления крупных камней (коралловидный камень, одиночный камень >2 см или множественные камни), конкремента верхней чашечки, пиелоуретерального сегмента и проксимального отдела мочеточника [12]. Кроме того, хорошо известно, что чашечки, ориентированные кзади, более предпочтительны с точки зрения снижения риска повреждения сосудов [13].

Пространственное восприятие крайне необходимо во время минимально инвазивного хирургического лечения камней почек из-за отсутствия прямого обзора операционного поля [14, 15]. Уролог должен понимать, в какой чашечке он находится, где располагается камень и как к нему пройти [10].

В настоящее время существует несколько работ, направленных на решение данной проблемы. Так, описан способ пластилиновой репликации ЧЛС на основе предоперационной реконструкции КТ-изображений, который показал свою эффективность при лечении сложных камней с помощью ПНЛ [16]. K. Yoshida et al. [4] в своей работе оценивали навигационную систему для повышения эффективности уретероскопических манипуляций и определяли ее способность обеспечивать необходимую пространственную ориентацию. Устройство использовало магнитную маркировку для определения положения уретероскопа и отображения его на трехмерном изображении. Результаты показали, что использование предложенной навигационной системы позволило повысить точность определения локализации внутри ЧЛС почки. Во время консультирования необходимо обеспечить пациентов понятным описанием их заболевания и предстоящей операции, а также возможных осложнений [17]. По мнению некоторых специалистов, применение только 3D-изображений недостаточно для выполнения данной задачи [18].

Одним из решений этой проблемы является технология 3D-печати. Создание трехмерных моделей позволяет врачам детально консультировать пациентов и отвечать на все интересующие их вопросы. К сожалению, этот аспект недостаточно изучен, но есть несколько исследований, посвященных оценке полезности печатных моделей в этом контексте.

J. Guarino et al. [19] использовали печатные 3D-модели при сложных операциях на позвоночнике и тазу детей во время предоперационного планирования, хирургической навигации и общения с пациентами. Стоимость печатной модели оперируемой части скелета варьировалась от 1150 до 2500 долл. для тазовых костей взрослого, от 1150 до 1900 и от 600 до 2000 долл. для поясничного и грудного отделов позвоночника подростка соответственно. Использование печатной модели позволило улучшить общение с пациентами. Авторы подчеркнули, что одной из основных проблем, связанных с использованием данной технологии в рутинной практике, является ее высокая стоимость.

F. Porpiglia et al. [20] оценивали полезность трехмерных моделей, используемых перед роботической простатэктомией и парциальной нефрэктомией. В исследование были включены 18 пациентов, 8 из которых перенесли робот-ассистированную радикальную простатэктомию, 10 – парциальную нефрэктомию. Для каждого пациента была сформирована идентичная их пораженному органу 3D-печатная модель, которая использовалась во время консультирования. Все пациенты высоко оценили данный способ общения с ними (в среднем 9 из 10). H. А. Atalay et al. [21] сообщили об использовании печатных моделей ЧЛС в процессе консультирования пациентов с мочекаменной болезнью. Для апробации были отобраны 5 пациентов, которым была показана ПНЛ. Процесс создания одной печатной модели занимал 2 ч и стоил примерно 100 долл. Однако следует учитывать тот факт, что в некоторых случаях сложное строение ЧЛС не всегда позволяет напечатать пригодную модель с первой попытки, что увеличивает конечную стоимость и длительность производства, что также упомянуто в данной работе.

При очевидности всех преимуществ этой технологии необходимо отметить ее основные ограничения. Самое короткое время создания 3D-модели ЧЛС, по данным вышеприведенных работ, составило 2 ч. Однако следует помнить, что на создание модели может уходить две и более попыток, что в свою очередь приводит к увеличению общего времени печати. Вторым недостатком этих моделей является стоимость. К сожалению, есть только одно исследование, посвященное изучению полезности печатной модели ЧЛС как пособия для предоперационного консультирования пациентов.

По нашему мнению, приложение «InsKid» не имеет недостатков, связанных с необходимыми материалами для создания печатных моделей ЧЛС почки. Стоимость создания данной программы составила 50 тыс. руб. и дальнейшее ее использование не требует дополнительных расходов. Процесс преобразования изображений DICOM в формат STL, который поддерживается приложением, длится не более 3 мин. Следует упомянуть, что многие пациенты после знакомства с программой предлагали способы ее возможного применения. Например, использование во время операции для интраоперационной навигации. Также было предложено изготавливать буклеты для каждого пациента с изображениями внешней и внутренней реконструкций ЧЛС. Этот факт подчеркивает улучшение коммуникации между пациентом и лечащим врачом.

Основным препятствием на пути использования «InsKid» является исходное низкое качество данных КТ. Эта проблема актуальна и для процесса создания 3D-печатных моделей, следовательно, не специфична для нашей программы. При искажении исходных изображений можно использовать специальные программы для их сглаживания. В таких случаях мы использовали программное обеспечение «3ds Max 2020», а сам процесс сглаживания длился не более 2 мин.

Заключение. Детальное понимание хирургической анатомии служит ключевым моментом при индивидуальном планировании оперативного лечения. 3D-визуализация не всегда является лучшим вариантом для полной передачи пациентам информации о заболевании, операции или риске осложнений. Предложенное нами специальное приложение «InsKid» позволяет без затрат реконструировать внутренний вид ЧЛС почки, более детально передавать всю необходимую информацию пациентам об анатомии ЧЛС почки и ходе предстоящей операции. При этом использование данной программой не требует столь же ощутимых финансовых затрат, как создание 3D-моделей.

Список литературы

1. Wrazidlo W., Brambs H.J., Lederer W., Schneider S., Geiger B., Fischer C.An alternative method of three-dimensional reconstruction from two-dimensional CT and MR data sets. Eur J Radiol. 1991;12(1):11–16.

2. Costello J.P., Olivieri L.J., Su L. et al. Incorporating Three-dimensional printing into a simulation-based congenital heart disease and critical care training curriculum for resident physicians. Congenit Heart Dis. 2015;10(2):185–190. Doi: 10.1111/chd.12238.

3. Liaw C.-Y., Guvendiren M. Current and emerging applications of 3D printing in medicine. Biofabrication. 2017; 9(2): 024102. Doi: 10.1088/1758 5090/aa7279.

4. Yoshida K., Yokomizo A., Matsuda T. et al. The advantage of a ureteroscopic navigation system with magnetic tracking in comparison with simulated fluoroscopy in a phantom study. J Endourol. 2015;29(9):1059–1064. Doi: 10.1089/end.2015.0054.

5. Petretta M., Desando G., Grigolo B., Roseti L. 3D printing of musculoskeletal tissues: impact on safety and health at work. J Toxicol Environ Health A. 2019;82(16):891–912. Doi: 10.1080/15287394.2019.

6. Harb S.C., Rodriguez L.L., Vukicevic M., Kapadia S.R., Little S.H. Three-dimensional printing applications in percutaneous structural heart interventions. Circ Cardiovasc Imaging. 2019;12(10): e009014. Doi:10.1161/CIRCIMAGING.119.009014.

7. Tack P., Victor J., Gemmel P., Annemans L. 3D-printing techniques in a medical setting: a systematic literature review. Biomed Eng Online. 2016;15(1):115. Doi: 10.1186/s12938-016-0236-4.

8. Porpiglia F., Amparore D., Checcucci E. et al. Current use of three-dimensional model technology in urology: A road map for personalised surgical planning. Eur Urol Focus. 2018;4(5):652–656. Doi: 10.1016/j.euf.2018.09.012.

9. Srisubat A., Potisat S., Lojanapiwat B., Setthawong V., Laopaiboon M. Extracorporeal shock wave lithotripsy (ESWL) versus percutaneous nephrolithotomy (PCNL) or retrograde intrarenal surgery (RIRS) for kidney stones. Cochrane Database Syst Rev. 2014;(11):CD007044. Doi: 10.1002/14651858.

10. Kumsar Ş., Aydemir H., Halis F., Köse O., Gökçe A., Adsan O. Value of preoperative stone scoring systems in predicting the results of percutaneous nephrolithotomy. Cent Eur J Urol. 2015;68(3):353–357. Doi: 10.5173/ceju.2015.552.

11. Miller N.L., Matlaga B.R., Lingeman J.E. Techniques for fluoroscopic percutaneous renal access. J Urol. 2007;178(1):15–23.

12. Andonian S., Scoffone C.M., Louie M.K. et al. Does imaging modality used for percutaneous renal access make a difference? A matched case analysis. J Endourol. 2013;27(1):24–28. Doi: 10.1089/end.2012.0347.

13. Macchi V., Picardi E., Inferrera A. et al. Anatomic and radiologic study of renal avascular plane (Brödel’s Line) and its potential relevance on percutaneous and surgical approaches to the kidney. J Endourol. 2018; 32(2):154–159. Doi: 10.1089/end.2017.0689.

14. Bogdanova R., Boulanger P., Zheng B. Depth perception of surgeons in minimally invasive surgery. Surg Innov. 2016;23(5):515–524. Doi: 10.1177/1553350616639141.

15. Vajsbaher T., Schultheis H., Francis N.K. Spatial cognition in minimally invasive surgery: A systematic review. BMC Surg. 2018;18(1):94–109. Doi: 10.1186/s12893-018-0416-1.

16. Gadzhiev N., Brovkin S., Grigoryev V. et al. Sculpturing in urology, or how to make percutaneous nephrolithotomy easier. J Endourol. 2015;29(5):512–517. Doi: 10.1089/end.2014.0656.

17. Audit commission for local authorities and the National health service in England and Wales. What seems to be the matter : communication between hospitals and patients. H.M.S.O; 1993. 75 p.

18. Hess B. Renal stone clinic survey: calcium stone formers’ self-declared understanding of and adherence to physician’s recommendations. Urolithiasis. 2017;45(4):363–370. Doi: 10.1007/s00240-016-0916-3.

19. Guarino J., Tennyson S., McCain G., Bond L., Shea K., King H. Rapid prototyping technology for surgeries of the pediatric spine and pelvis: benefits analysis. J Pediatr Orthop. 2007;27(8):955–960. Doi:10.1097/bpo.0b013e3181594ced.

20. Porpiglia F., Bertolo R., Checcucci E. et al. Development and validation of 3D printed virtual models for robot-assisted radical prostatectomy and partial nephrectomy: urologists’ and patients’ perception. World J Urol. 2018;36(2):201–207. Doi: 10.1007/s00345-017-2126-1.

21. Atalay H.A., Canat H.L., Ülker V., Alkan İ., Özkuvanci Ü., Altunrende F. Impact of personalized three-dimensional 3D-printed pelvicalyceal system models on patient information in percutaneous nephrolithotripsy surgery: a pilot study. Int Braz J Urol. 2017;43(3):470–475. Doi: 10.1590/S1677-5538.IBJU.2016.0441.

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: Б. Г. Гулиев – д.м.н., профессор кафедры урологии СЗГМУ им. Мечникова, руководитель центра урологии с робот-ассистированной хирургией, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: gulievbg@mail.ru

Также по теме