ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Особенности экскреции кальция и факторы риска остеопороза у больных мочекаменной болезнью

Л.С. Демидко, В.И. Руденко, В.А. Григорян, Ю.Л. Демидко, М.Э. Еникеев, Ж.Ш. Иноятов, М.В. Амосова

Клиника урологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия; кафедра эндокринологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия
Актуальность. Распространенность мочекаменной болезни (МКБ) и остеопороза (ОП) свидетельствует о том, что данные патологические состояния могут быть выявлены у одного пациента. Выявление факторов риска ОП и связанных с ним особенностей кальциевого обмена у пациентов с МКБ представляет интерес в отношении первичного камнеобразования и метафилактики.
Цель: выявление факторов риска остеопороза и связанных с ним особенностей кальциевого обмена у пациентов с МКБ.
Материалы и методы. Исследованы факторы риска остеопороза у 45 больных МКБ, которым было проведено оперативное лечение. С целью выявления факторов риска остеопороза пациентам было предложено заполнить анкету факторов риска остеопороза, а также выполнено исследование суточной экскреции кальция.
Результаты. Факторы риска остеопороза выявлены у 20 (44,4%) пациентов с МКБ. Возраст пациентов с выявленными по данным анкетирования факторами риска остеопороза был статистически значимо выше (р=0,032). У пациентов с впервые выявленной МКБ частота факторов риска составила 20%, у пациентов с рецидивом МКБ частота факторов риска ОП составила 24,4%. У обследованных пациентов выявлено повышение выделения кальция и уменьшение диуреза. При сопоставлении суточной экскреции и суточного диуреза у пациентов с наличием факторов риска ОП отрицательная корреляция была еще более выраженной по сравнению с пациентами, у которых отсутствовали факторы риска остеопороза.
Заключение. Повышение выделения кальция и уменьшение диуреза могут служить предрасполагающим фактором для рецидива МКБ и быть обоснованием к назначению препаратов, направленных на предотвращение камнеобразования (тиазидные диуретики) у больных с факторами риска остеопороза.

Ключевые слова

мочекаменная болезнь
остеопороз
экскреция кальция
дистанционная литотрипсия
контактная уретеролитотрипсия
лапароскопическая пиелолитотомия

Введение. Согласно литературным данным, частота мочекаменной болезни (МКБ) составляет до 20% [1]. После оперативного лечения больного МКБ необходимо создать условия, препятствующие рецидивному камнеобразованию и к настоящему времени разработаны практические рекомендации для выявления факторов риска первичного образования и рецидива МКБ, а также разработаны клинические рекомендации по профилактике повторного камнеобразования [2, 3].

Остеопороз – это состояние, для которого характерны снижение прочности кости и повышение риска переломов. Снижение минеральной плотности костной ткани связано с потерей кальция. У больных остеопорозом отмечено повышение частоты образования камней в почках [4]. Применение средств, препятствующих патологическому обмену костной ткани, повышение физической нагрузки позволяют предотвратить отрицательный баланс кальция и снизить вероятность образования камней в почках [5, 6].

Распространенность МКБ и остеопороза говорит о том, что эти патологические состояния могут быть выявлены у одного пациента. Наличие и выраженность остеопороза могут быть фактором, вызывающим образование мочевых камней [7]. Отмечено снижение минеральной плотности костной ткани и гиперкальциурия у больных нефролитиазом [8].

Цель исследования. Выявление факторов риска остеопороза и связанных с ним особенностей кальциевого обмена у пациентов с МКБ.

Материалы и методы. С осени 2016 г. было обследовано наличие остеопороза у 45 больных МКБ, которым было проведено оперативное лечение. Возраст пациентов составил 47,5±14,3 года. Пациентов мужского пола было 25 (55,6%), женского пола – 20 (44,4%). Первичное камнеобразование выявлено у 16 (35,6%), а рецидивное – у 29 (64,4%) пациентов. У 14 (31,1%) пациентов размер камня был менее 5 мм, у 24 (53%) составил 5–10 мм, у 6 (13,3%) – 10–20 мм, у 1 (2,2%) – более 20 мм. Камни в правой почке диагносцированы у 17 (37,8%) пациентов, в левой – у 16 (35,6%), в обеих почках – у 12 (26,7%). Конкременты локализовались в чашечках у 22 (48,9%) обследованных, в лоханке – у 15 (33,3%), в мочеточнике – у 8 (17,8%). Всем пациентам было выполнено оперативное лечение: чрескожная нефролитотрипсия – у 31 (68,9%), дистанционная ударно-волновая литотрипсия – у 10 (22,2%), контактная уретеролитотрипсия – у 3 (6,7%) и лапароскопическая пиелолитотомия – у 1 (2,2%). С целью выявления факторов риска остеопороза пациентам было предложено заполнить анкету факторов риска остеопороза, предложенную Международным обществом по остеопорозу [9, 10] (рис. 1). Оценочную анкету каждый пациент заполнял самостоятельно.

Через 1 мес. после выписки из стационара и нормализации показателей общего анализа мочи при отрицательных результатах посева мочи определяли суточную экскрецию кальция. Никто из пациентов не принимал диуретических препаратов, и все пациенты получали письменные инструкции относительно сбора суточной мочи. Первая утренняя порция мочи не учитывалась, все остальные порции в течение дня и ночи, включая первую утреннюю порцию на следующий день, пациент должен был собирать в одну емкость. После завершения сбора пациент измерял объем мочи, полученной за сутки, перемешивал и отливал в контейнер. Уровень кальция определяли О-крезолфталеиновым методом. Референсные значения уровня суточной экскреции кальция составили от 2,5 до 7,5 ммоль/сут. Результаты обработаны с применением статистической программы MedCalc [11]. Данные представлены в виде среднего и стандартного отклонения. Сравнение данных выполняли с применением критерия Краскелла–Уоллиса, критерия χ2 и регрессионного анализа, а уровень значимости p принят равным 0,05.

Результаты. У 20 (44,4%) пациентов с МКБ были выявлены факторы риска остеопороза. Возраст пациентов с выявленными факторами риска остеопороза составил 54 (17–85) года, с отсутствием факторов риска – 45 (28–67) лет (р=0,032).

Статистически значимых различий частоты факторов риска остеопороза среди мужчин (28,9%) и женщин (15,6%) с МКБ не выявлено (р=0,259).

Факторы риска остеопороза были выявлены у 20% пациентов с впервые выявленной МКБ и у 24,4% – с рецидивом МКБ (р=0,41) (рис. 2).

Суточная экскреция кальция составила 5,9±3, ммоль/сут. Суточный диурез при этом был равен 1805±642 мл. Масса тела пациентов, согласно данным анкеты, составила 79±19 кг.

Отношение суточного диуреза и показателей суточной экскреции кальция при МКБ приведены на рис. 3.

В целом в группе отмечена отрицательная значимая корреляция между суточным диурезом на 1 кг массы тела и суточной экскрецией кальция (y=28,6297+-0,6222x; р=0,001).

При сопоставлении суточной экскреции и суточного диуреза у пациентов с наличием факторов риска остеопороза отрицательная корреляция была еще более выраженной по сравнению с пациентами, у которых отсутствовали факторы риска остеопороза (рис. 4).

У пациентов с МКБ и наличием факторов риска остеопороза, выявленных при анкетировании, отмечена отрицательная корреляция между суточным диурезом на 1 кг массы тела в сутки и экскрецией кальция (y=33,3894+-1,6588x; р=0,0015), тогда как в отсутствие факторов риска остеопороза имела место положительная корреляция между суточным диурезом в пересчете на 1 кг массы тела в сутки и экскрецией кальция (y=20,8012+0,6710x; р=0,049).

Обсуждение. У 20 (44,4%) пациентов с МКБ выявлены факторы риска ОП по данным анкетирования. Возраст пациентов с выявленными факторами риска ОП был статистически значимо выше по сравнению с теми, у кого факторы риска ОП не были выявлены. Факторы риска остеопороза у обследованных пациентов с МКБ были связаны с увеличением возраста. Считается, что частота остеопороза выше среди женщин. Это связывают с возрастным снижением уровня эстрогенов [12]. Однако при сравнении распределения частоты факторов риска остеопороза среди мужчин и женщин, страдающих МКБ, значимых различий не выявлено. Таким образом, факторы риска остеопороза, выявленные у пациентов с МКБ, оказывают значимое влияние на повышение экскреции кальция независимо от пола. Это подтверждено тем, что факторы риска остеопороза могут оказывать влияние на увеличение суточной экскреции кальция у больных МКБ. Это происходит на фоне снижения суточного диуреза относительно веса тела пациента.

Заключение. У 44,4% обследованных нами пациентов с МКБ были выявлены факторы риска остеопороза. У больных МКБ и с выявленными факторами остеопороза отмечена отрицательная корреляция между суточным диурезом и экскрецией кальция (р=0,0015). Таким образом, данная группа пациентов характеризуется тем, что с уменьшением диуреза отмечено увеличение суточной экскреции кальция. Выявление факторов риска остеопороза путем анкетирования пациентов с МКБ позволяет выделить группу пациентов, у которой особенно актуально исследование обмена кальция и определение его суточной экскреции.

Таким образом, мы считаем, что учет разных факторов при сочетании МКБ и остеопороза позволит оценить риск и пользу рекомендаций, направленных на предотвращение рецидива МКБ и предотвращение прогрессирования остеопороза.

Список литературы

1. Trinchieri A.C.G. et al. Epidemiology in Stone Disease, Segura J.W., Khoury S., Pak C.Y., Preminger G.M., Tolley D. Eds. Health Publications: Paris. 2003 r.

2. Rudenko V.I., Semenyakin I.V., Malkhasyan V.A., Gadzhiev N.K. Russian clinical guidelines. Urolithiasis. Urologiia. 2017;Prilozhenie 2:30–63. Russian (Руденко В.И., Семенякин И.В., Малхасян В.А., Гаджиев Н.К. Российские клинические рекомендации. Мочекаменная болезнь. Урология. 2017;Приложение 2:30–63).

3. Türk C., Neisius A., Petrik A., Seitz C., Skolarikos A., Tepeler A., Thomas K. EAU Guidelines. 2017.

4. Arrabal-Martín M., Cano-García M.C., Arrabal-Polo M.Á., Domínguez-Amillo A., Canales-Casco N., de la Torre-Trillo J., Cózar-Olmo J.M. Etiopathogenic factors of the different types of urinary litiasis. Arch Esp Urol. 2017;70(1):40–50.

5. Taylor E.N., Feskanich D., Paik J.M., Curhan G.C. Nephrolithiasis and Risk of Incident Bone Fracture. J Urol. 2016;195(5):1482–1486.

6. Yasui T., Okada A., Hamamoto S., Ando R., Taguchi K., Tozawa K., Kohri K. Pathophysiology-based treatment of urolithiasis. Int J Urol. 2017;24(1):32–38.

7. Kozyrakis D., Paridis D., Karatzas A., Soukias G., Dailiana Z. Do Calcium Supplements Predispose to Urolithiasis? Curr Urol Rep. 2017;18(3):17.

8. Leslie S.W., Taneja A. Hypercalciuria. StatPearls Publishing, 2018 r.

9. US National Osteoporosis Foundation. Clinician’s Guide to Prevention and Treatment of Osteoporosis. 2010.

10. WHO Scientific Group on the Prevention and Management of Osteoporosis. report of a WHO scientific group (WHO Technical Report series;921). Geneva: б.н., 2000.

11. MedCalc Statistical Software version 17.0.4 (MedCalc Software bvba, Ostend, Belgium, https://www.medcalc.org и 2017).

12. Mel’nichenko G. A., Udovichenko O. V., Shvedova A. E. Endocrinology. M.: Prakticheskaya meditsina, 2012. Russian (Мельниченко Г.А., Удовиченко О.В., Шведова А.Е. Эндокринология. М.: Практическая медицина, 2012).

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: Ю. Л. Демидко – д.м.н., врач клиники урологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия; e-mail: demidko1@mail.ru

Также по теме