ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Предоперационные факторы, влияющие на достижение «трифекты» и «пентафекты» при резекции почки с опухолью

А.А. Серегин, А.В. Серегин, К.Б. Колонтарев, Н.А. Шустицкий, И.А. Чехонацкий, О.Б. Лоран

1) Кафедра урологии и хирургической андрологии ФГБОУ ДПО РМАНПО, Москва, Россия; 2) ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина, Москва, Россия; 3) Клиника урологии МГМСУ, Москва, Россия
Введение. С целью оценки результатов резекции почки в современной литературе введены такие термины, как «трифекта» и «пентафекта». В настоящем исследовании изучена взаимосвязь между предоперационными характеристиками пациентов, а также самой опухоли и частотой достижения «трифекты» и «пентафекты» для лучшего предсказания исходов резекции почки. Цель исследования: определить предоперационные факторы, влияющие на достижение «трифекты» и «пентафекты» при резекции почки с опухолью. Материалы и методы. В период с января 2010 по декабрь 2019 г. в урологической клинике РМАНПО на базе ГКБ им. С. П. Боткина было выполнено 1218 органосохраняющих операций по поводу локализованного рака почки. Из проспективно ведомой базы данных мы ретроспективно исследовали следующие потенциальные прогностические факторы: со стороны характеристик пациентов – возраст, пол, индекс массы тела (ИМТ), артериальная гипертензия, сердечно-сосудистые заболевания, уровень гемоглобина, скорость клубочковой фильтрации (СКФ), исходный уровень хронической болезни почек (ХБП); характеристики опухоли: оценка по шкале R.E.N.A.L., размер опухоли, интрапаренхиматозное расположение опухоли (ИПРО). Результаты. Проанализированы результаты резекций почки у 1114 пациентов. «Трифекта» достигнута у 705 (78,0%) пациентов, а «пентафекта» – у 180 (28,5%) из 632 пациентов с известной СКФ через 12 мес. после операции. Размер опухоли менее 4 см (ОШ=3,17, 95% ДИ: 1,73–5,84; р<0,001), более низкая оценка по шкале R.E.N.A.L. (ОШ=3,37, 95% ДИ: 1,94–6,27; р<0,001) и экстрапаренхиматозное расположение опухоли (ОШ=2,78, 95% ДИ: 1,54–5,44; р<0,001) коррелируют с частотой достижения «трифекты». В случае «пентафекты» помимо перечисленного еще и СКФ менее 60 мл/мин (ОШ=2,73, 95% ДИ: 1,62–5,21; р<0,001) оказывает достоверное влияние на ее достижение после резекции почки. Заключение. Предоперационная оценка опухоли по нефрометрической шкале и состояние функции почек перед операцией явились единственными критериями, связанными с «трифектой» и «пентафектой» результатами открытой резекции почки.

Ключевые слова

Опухоль почки
резекция почки
трифекта
пентафекта
рак почки

Введение. В настоящее время резекция почки давно заменила радикальную нефрэктомию в качестве золотого стандарта лечения локализованного рака почки [1–3]. Для дальнейшего повышения качества лечения пациентов с локализованным раком почки необходимо выработать стратегию органосохраняющего лечения, направленную на достижение лучшего функционального результата при гарантированной ее радикальности. Так, с целью оценки кратко- и долгосрочных результатов резекции почки (РП) в современной литературе появились такие термины, как «трифекта» и «пентафекта». «Трифекта» подразумевает оценку краткосрочных результатов РП и включает следующие показатели: время тепловой ишемии (ВТИ) ≤25 мин, отрицательный хирургический край, отсутствие послеоперационных осложнений Clavien–Dindo III и выше [4]. «Пентафекта» демонстрирует отдаленные послеоперационные результаты, включая помимо показателей «трифекты» сохранение скорости клубочковой фильтрации (СКФ) более 90% и отсутствие повышения стадии хронической болезни почек (ХБП) на 12-й месяц после операции [5]. В настоящем исследовании продемонстрирована взаимосвязь между предоперационными характеристиками пациентов, а также самой опухоли и частотой достижения «трифекты» и «пентафекты» с целью выявления предикторов, влияющих на исходы резекции.

Цель исследования: определить предоперационные факторы, влияющие на достижение «трифекты» и «пентафекты» при резекции почки с опухолью.

Материалы и методы. В период с января 2010 по декабрь 2019 г. в урологической клинике РМАНПО на базе ГКБ им. С. П. Боткина было выполнено 1218 органосохраняющих операций по поводу локализованного рака почки. Критериями исключения явились ранее перенесенная РП (n=24), более одной удаленной опухоли во время РП (n=37), резекция единственной почки (n=44), отсутствие возможности участия в контрольном обследовании (n=181), отказ от участия в исследовании (n=28). Таким образом, финальная выборка составила 904 резекции почки.

Нами были проанализированы следующие потенциальные прогностические факторы: со стороны характеристик пациентов – возраст, пол, индекс массы тела (ИМТ), артериальная гипертензия, сердечно-сосудистые заболевания, уровень гемоглобина, СКФ, исходный уровень ХБП; характеристики опухоли: оценка по шкале R.E.N.A.L [6], размер опухоли, интрапаренхиматозное расположение опухоли (ИПРО); интра- и послеоперационные результаты – время тепловой ишемии (ВТИ), оценка хирургического края, послеоперационная СКФ. Осложнения были оценены в соответствии с международной классификацией Clavien–Dindo [7]. Все операции были выполнены одним и тем же хирургом, причем 58,2% (n=535) – с применением методики превентивного шва, описанной нами ранее [8, 9], в том числе 89,5% (n=479) без пережатия почечной ножки; остальные – по классической методике (n=369). Размер опухоли определялся по данным компьютерной томографии или в случае невозможности ее выполнения магнитно-резонансной томографии в трех проекциях, после чего выбирался наибольший из получившихся размер. Интра- или экстрапаренхиматозное расположение опухоли также определялось по данным компьютерной томографии, где после поэтапного измерения ее размеров в трех проекциях было определено соотношение интра- и экстрапаренхиматозной части опухоли, по результатам чего и определялась вышеуказанная характеристика. Прогрессирование ХБП оценивалось спустя 12 мес. после операции, а СКФ рассчитывалась по формуле MDRD (Modification of Diet in Renal Disease Study), 2006. В качестве предоперационного показателя выбрана СКФ менее 60 мл/мин, т.к. такие параметры соответствуют хронической почечной недостаточности.

Для оценки взаимосвязи предоперационных характеристик с показателями достижения «трифекты» и «пентафекты» использовались модели логистической регрессии. Отношения шансов (ОШ) и 95% доверительные интервалы (ДИ) для числовых факторов были основаны на уменьшении предикторной переменной, эквивалентной межквартильному диапазону (25-й процентиль минус 75-й процентиль). В однофакторном анализе зависимостей нами был использован пошаговый метод Холма для поправки на множественное тестирование (т.е. p<0,007 считалось статистически значимым) [10]. Поскольку у нас было менее десяти показателей на предиктор, мы использовали регрессию LASSO (Least absolute shrinkage and selection operator) как метод оценки коэффициентов линейной регрессионной модели, дополненный байесовским информационным критерием остановки [11, 12]. Для окончательного формирования прогностической модели в структуру логистической регрессии были введены переменные, выбранные с помощью метода LASSO. Калибровка модели проводилась путем оценки фактической и прогнозируемой вероятности исхода. Для фактических результатов использовался метод Уилсона как метод оценки ДИ одной пропорции. Результатом моделей логистической регрессии с одной переменной явились данные оценки прогнозирования и соответствующие 95% ДИ. Дискриминативность оценивалась с помощью анализа ROC-кривых. Все анализы проводились с использованием статистического программного обеспечения SAS (версия 9,4, SAS Institute Inc., Cary, NC) и SAS PROC HPGENSELECT.

Результаты. Проанализированы исходы РП у 1114 пациентов. Предоперационные данные пациентов и характеристики опухолей продемонстрированы в табл. 1.

58-1.jpg (95 KB)

Следуя табл. 1, «трифекта» была достигнута у 705 (78,0%) пациентов. Взаимосвязь элементов «трифекты» с предоперационными характеристиками продемонстрированы в табл. 2.

59-1.jpg (82 KB)

Из табл. 2 следует, что размер опухоли, количество баллов шкалы R.E.N.A.L, а также расположение опухоли оказывают достоверное влияние на достижение «трифекты» после резекции почки, а именно: размер опухоли менее 4 см (ОШ=3,17, 95% ДИ: 1,73–5,84; р<0,001), более низкая оценка по шкале R.E.N.A.L. коррелирует с частотой достижения «трифекты» (ОШ [6 против 9]=3,37, 95% ДИ: 1,94–6,27; р<0,001), экстрапаренхиматозное расположение опухоли (ОШ=2,78, 95% ДИ: 1,54–5,44; р<0,001). В отношении других предоперационных характеристик достоверного влияния на частоту достижения «трифекты» выявлено не было (p≥0,28). Кроме этого ROC-анализ также продемонстрировал аналогичные результаты: в случае размера опухоли менее 4 см ROC AUC=0,63 (95% ДИ: 0,58–0,75), при оценке шкалы R.E.N.A.L. – 0,71 (95% ДИ: 0,63–0,78), а оценке экстрапаренхиматозного расположения опухоли – 0,61 (95% ДИ: 0,56–0,73). Однако при оценке вышеописанных параметров методом одномерного и многомерного анализов существенных различий в результатах выявлено не было лишь в случае шкалы R.E.N.A.L. Следует отметить, что такие параметры, как размер и расположение опухоли, являются элементами шкалы R.E.N.A.L, чем и можно объяснить полученные результаты. Учтя вышесказанное, нами был произведен дополнительный анализ шкалы R.E.N.A.L. путем деления последней на три категории (4–6, 7–9 и 10–12), что графически отображено на рис. 1.

59-2.jpg (22 KB)

В случае, когда шкала R.E.N.A.L. была в диапазоне от 4 до 6, 95,2% пациентов достигли «трифекту», – при значениях R.E.N.A.L. от 7 до 9 – 85,1% пациентов и лишь 64,8% пациентов достигли «трифекту» при R.E.N.A.L., равную 10–12. Площадь под ROC-кривой для вышеописанных категорий R.E.N.A.L. составила 0,71 (95% ДИ: 0,63–0,78), после калибровки с использованием 1000 повторных выборок начальной загрузки – 0,71 (95% ДИ: 0,62–0,78).

Суммарно СКФ через 12 мес. после операции была определена у 632 пациентов в связи с тем, что у 30,1% пациентов (n=272) определение уровня креатинина по различным причинам не представилось возможным. Таким образом, «пентафекта» была достигнута у 180 (28,5%) пациентов. Взаимосвязь элементов «пентафекты» с предоперационными характеристиками продемонстрированы в табл. 3.

60-2.jpg (83 KB)

Как продемонстрировано в табл. 3, аналогично с «трифектой» размер опухоли менее 4 см (ОШ=2,61, 95% ДИ: 1,56–5,01; р<0,001), количество баллов шкалы R.E.N.A.L. менее 6 (ОШ [6 против 9]=2,91, 95% ДИ: 1,61–5,13; p<0,001) и экстрапаренхиматозное расположение опухоли (ОШ=2,42, 95% ДИ: 1,49–4,87; р<0,001) являются достоверными показателями, коррелирующими с частотой достижения «пентафекты». Кроме этого следует отметить, что в случае «пентафекты» достоверное влияние на ее достижение оказывает уровень СКФ менее 60 мл/мин (ОШ=2,73, 95% ДИ: 1,62–5,21; р<0,001). Вышеописанные результаты также были подтверждены посредством ROC-анализа: при оценке размера опухоли менее 4 см ROC AUC=0,61 (95% ДИ: 0,56–0,74), при оценке шкалы R.E.N.A.L. – 0,69 (95% ДИ: 0,6–0,7), в случае экстрапаренхиматозного расположения опухоли – 0,58 (95% ДИ: 0,54–0,71), а СКФ менее 60 мл/мин – 0,57 (95% ДИ: 0,53–0,69).

С другой стороны, при использовании регрессии LASSO лишь шкала R.E.N.A.L. и уровень СКФ менее 60 мл/мин продемонстрировали себя в качестве предикторов достижения «пентафекты», что также подтвердилось методом одномерного и многомерного анализов. Далее, как и в случае с анализом достижения «трифекты», мы условно поделили шкалу R.E.N.A.L. аналогичным способом на три группы. Так, при баллах R.E.N.A.L. от 4 до 6 «пентафекта» была достигнута у 49,3% пациентов, у 24,1% пациентов с оценкой 7–9 и у 19,4% пациентов с оценкой 10–12 баллов, что графически отображено на рис. 2. В результате деления шкалы R.E.N.A.L на подгруппы площадь под ROC-кривой стала немного меньше и составила 0,69 (95% ДИ: 0,61–0,71).

60-1.jpg (20 KB)

Обсуждение. Органосохраняющее хирургическое лечение является золотым стандартом лечения локализованного рака почек. В 2014 г. Европейская Ассоциация урологов включила в свои рекомендации выполнение резекции почки и при опухолях в стадии сТ2 [13]. Примерно 25% пациентов с опухолями почек, нормальным предоперационным уровнем креатинина и нормальной контралатеральной почкой имеют ХБП в стадии 3 и выше еще до операции, а у 16–40% пациентов ХБП развивается после операции [14]. Очевидно, что функциональные результаты резекции почки будут различными в зависимости как от характеристик самого пациента, так и от особенностей новообразования, что диктует необходимость исследования влияния предоперационных характеристик. На основании базы более чем в 1000 проведенных резекций почек нами было проанализировано влияние предоперационных характеристик пациента, операции и опухоли на достижение «трифекты» и «пентафекты». В настоящее время существует ряд доступных систем оценки сложности расположения опухолей.

В текущем исследовании была проанализирована одна из самых популярных шкала R.E.N.A.L. В результате нашего анализа выявлено, что размер опухоли, количество баллов шкалы R.E.N.A.L и расположение опухоли достоверно влияют на частоту достижения «трифекты» и «пентафекты» после РП. Castellucci и соавт. [15] также анализировали предоперационные факторы, влияющие на достижение «трифекты» и «пентафекты», в результате чего определили возраст как предиктор достижения «пентафекты», а факторов, достоверно влияющих на достижение «трифекты», выявлено не было. Однако в вышеописанное исследование не включалась оценка опухоли по шкале R.E.N.A.L. Кроме того, в литературе описано, что с ростом баллов шкалы R.E.N.A.L. отмечается и рост ВТИ [16]. Kim и соавт. [17] также получили данные о том, что шкала R.E.N.A.L. является предиктором достижения «пентафекты», и кроме этого акцентируют внимание на оценке «L», как обладающей наибольшей прогностической ценностью для достижения «пентафекты» при опухолях Т1а и Т1b.

Таким образом, проведенный анализ демонстрирует отличные онкологические результаты резекции рака почки любых размеров и хорошие функциональные результаты лечения небольших опухолей почек. Эффективность сохранения функции почки снижается при операциях на больших по размеру опухолях и у пациентов с изначальным снижением функции почек. Полученные результаты десятилетнего опыта выполнения открытой резекции почки явились основой для оценки дальнейшего развития минимально-инвазивных методик в нашей клинике.

Заключение. Предоперационная оценка опухоли по нефрометрической шкале и состояние функции почек перед операцией явились единственными критериями, связанными с «трифектами» и «пентафектами» результатами открытой резекции почки.

Список литературы

1. Cozar J.M., Tallada M. Open partial nephrectomy in renal cancer: a feasible gold standard technique in all hospitals. Adv Urol. 2008;2008:916463. Doi: 10.1155/2008/916463. PMID: 18769498; PMCID: PMC2522334.

2. Van Poppel H., Joniau S., Goethuys H. Open partial nephrectomy for complex tumours and >4 cm: Is it still the gold standard technique in the minimally invasive era? Arch Esp Urol. 2013;66(1):129–138. PMID: 23406808.

3. Derweesh I.H., Staehler M., Uzzo R.G. A Return to the Days of Radical Nephrectomy as the "Gold Standard" for Localized Renal Cell Carcinoma? Not So Fast. Eur Urol. 2019;75(4):546–547. Doi: 10.1016/j.eururo.2019.01.003. Epub 2019 Jan 14. PMID: 30655089.

5. Zargar H., Allaf M.E., Bhayani S. et al. Trifecta and optimal perioperative outcomes of robotic and laparoscopic partial nephrectomy in surgical treatment of small renal masses: a multiinstitutional study. BJU Int. 2015;116:407–414. https://doi.org/10.1111/bju.12933

6. Kutikov A., Uzzo R.G.. The RENAL nephrometry score: a comprehensive standardized system for quantitating renal tumor size, location and depth. J Urol. 2009;182:844–853. https://doi. org/10.1016/j.juro.2009.05.035

7. Dindo D., Demartines D., Clavien P.A. Classifcation of surgical complications: a new proposal with evaluation in a cohort of 6336 patients and results of a survey. Ann Surg. 2004;240:205–213.

8. Indarokov T.R., Seregin A.V., Loran O.B., Shustitskiy N.A., Morozov A.D., Yandiev A.M., Bessolova O.V. Preventive hemostatic suture during open kidney resection as an option to preserve the renal function. Cancer Urology. 2017;13(3):39-45. https://doi.org/10.17650/1726-9776-2017-13-3-39-45. Russian (Индароков Т.Р., Серегин А.В., Лоран О.Б., Шустицкий Н.А., Морозов А.Д., Яндиев А.М., Бессолова О.В. Превентивный гемостатический шов при открытой резекции почки как один из способов сохранения почечной функции. Онкоурология. 2017;13(3):39–45. https://doi.org/10.17650/1726-9776-2017-13-3-39-45).

9. Seregin A.V., Shustitskiy N.A., Indarokov T.R., Morozov A.D., Bessolova O.V. Partial nephrectomy using preventive hemostatic suture in renal cell carcinoma patients. Annaly khirurgii (Annals of Surgery, Russian journal). 2016; 21 (4): 235–239). Doi: 10.18821/1560-9502-2016-21-4-235-239. Russian (Серегин А.В., Шустицкий Н.А., Индароков Т.Р., Морозов А.Д., Бессолова О.В. Резекция почки с превентивным швом при почечно-клеточном раке. Анналы хирургии. 2016; 21 (4): 235–239. Doi: 10.18821/1560-9502-2016-21-4-235-239).

10. Holm S. A simple sequentially rejective multiple test procedure. Scand J Stat. 1979;6:65–70.

11. Peduzzi P., Concato J., Kemper E., Holford T.R., Feinstein A.R. A simulation study of the number of events per variable in logistic regression analysis. J Clin Epidemiol. 1996;49:1373–1379.

12. Tibshirani R. Regression shrinkage and selection via the lasso. J R Stat Soc Ser B Stat Methodol. 1996;58:267–288.

13. Ljungberg B., Bensalah K., Canfeld S., et al. EAU guidelines on renal cell carcinoma: 2014 update. Eur Urol. 2015;67:913–924. https://doi.org/10.1016/j.eururo.2015.01.005

14. Lane B.R. et al. Surgically Induced Chronic Kidney Disease May be Associated with a Lower Risk of Progression and Mortality than Medical Chronic Kidney Disease. Journal of Urology. 2013;5(189):1649–1655.

15. Castellucci R., Primiceri G., Castellan P., Marchioni M., D'Orta C., Berardinelli F., Neri F., Cindolo L., Schips L. Trifecta and Pentafecta Rates After Robotic Assisted Partial Nephrectomy: Comparative Study of Patients with Renal Masses <4 and ≥4 cm. J Laparoendosc Adv Surg Tech A. 2018;28(7):799–803. Doi: 10.1089/lap.2017.0657. Epub 2018 Mar 1. PMID: 29493436.

16. Mayer W.A., Godoy G., Choi J.M., Goh A.C., Bian S.X., Link R.E. Higher RENAL nephrometry score is predictive of longer warm ischemia time and collecting system entry during laparoscopic and robotic-assisted partial nephrectomy. Urology. 2012;79:1052–1056. https://doi.org/10.1016/j.urology.2012.01.048

17. Kim D.K., Kim L.H.C., Raheem A.A. et al. Comparison of trifecta and pentafecta outcomes between T1a and T1b renalmasses following robot-assisted partial nephrectomy (RAPN) with minimum 1 year follow up: can RAPN for T1b renal masses be feasible? PloS One.2016;11:e0151738. https://doi.org/10.1371/journal.phone.0151738

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: А. А. Серегин – доцент кафедры урологии и хирургической андрологии РМАНПО, Москва, Россия; e-mail: sasha.seregin@gmail.com

Также по теме