Опыт применения пролита септо в комплексном лечении больных мочекаменной болезнью


Яненко Э.К., Константинова О.В., Поляков Н.В., Елагин В.О.

ФГБУ НИИ урологии (дир. – проф. О. И. Аполихин) Минздравсоцразвития России, Москва
Проведено исследование эффективности препарата растительного происхождения пролита септо в комплексном лечении больных мочекаменной болезнью, осложненной инфекционно-воспалительным процессом. Воздействие пролита септо изучали посредством сравнительной оценки результатов микробиологического анализа мочи 14 пациентов основной и 12 пациентов контрольной групп. Больные обеих групп были сопоставимы по полу, возрасту, а также данным лучевых, общеклинических, биохимических и микробиологических методов обследования. Для лечения 11 больных основной группы применен пролит септо в сочетании со стандартным антибактериальным лечением,
3 больным проведена монотерапия пролитом септо в течение 3–6 нед. Препарат принимали по 1200 мг (2 капс.) 3 раза в сутки. Двенадцати пациентам контрольной группы назначали только стандартное лечение. Длительность лечения в обеих группах составила 1–2 нед. Установлено, что комплексная терапия с использованием пролита септо оказалась эффективнее стандартного антибактериального лечения. На ее фоне исчезновение бактериурии отмечено у 54,5% пациентов по сравнению с 8,3% в контрольной группе.

Введение. За последние десятилетия усовершенствованы и внедрены новые технологии в диагностике и лечении больных мочекаменной болезнью. Стало ясно, что дистанционная литотрипсия (ДЛТ), перкутанная нефролитолапаксия (ПНЛ), контактная литотрипсия (КЛ) являются лишь завершающим этапом – удалением камня, а болезнь остается. Структурно-функциональные повреждения клеток
служат основой для развития пиелонефрита, изменения физико-химических свойств мочи, во многом
определяющих риск рецидива камнеобразования. В такой ситуации медикаментозное воздействие становится необходимым. Консервативное лечение больных мочекаменной болезнью – длительный, сложный процесс, как правило, бывает комплексным и разнонаправленным: включает препараты различных фармакологических групп, среди которых медикаменты, стимулирующие отхождение микролитов; корригирующие нарушения обмена камнеобразующих веществ, антибактериальные, противовоспалительные средства и др. [1–4]. Среди множества лекарств, применяемых для лечения мочевой инфекции, осложняющей течение уролитиаза или являющейся его причиной, определенное место занимают препараты растительного происхождения [5–7]. Нередко они становятся препаратами выбора вследствие ограничения возможностей использования антибиотиков. В связи с этим поиск новых эффективных средств для ликвидации воспалительного процесса и восстановления функции почек является актуальным. В настоящее время выпущен препарат пролит септо, рекомендуемый производителями для лечения инфекционно-воспалительного процесса в мочевой системе. В его состав входят три компонента: экстракты листьев нирури, которые оказывают антибактериальное, противовоспалительное и спазмолитическое действия, шелковочашечник курчавый, обладающий противовоспалительным, спазмолитическим и мочегонным эффектами, почечный чай, являющийся мочегонным средством.

Цель исследования – оценить эффективность воздействия пролита септо на инфекционно-воспалительный процесс в мочевой системе у больных уролитиазом.

Материалы и методы. Были обследованы 26 больных уролитиазом, осложненным инфекционно-воспалительным процессом, составивших основную и контрольную группы численностью 14 и 12 человек соответственно. Основная группа была представлена 10 женщинами и 4 мужчинами в возрасте 20–64 лет. У 5 пациентов диагностирован рецидивный уролитиаз. Четыре человека имели камни в обеих почках, 10 – в одной, в т. ч. 2 больных – в единственной почке. Длительность заболевания составила 1–22 года. Функциональное состояние почек по биохимическим показателям: сывороточной концентрации мочевины, креатинина и клиренсу эндогенного креатинина – у 10 больных было в пределах нормы. У 1 было обнаружено снижение клиренса эндогенного креатинина до 68 мл/мин, у 3 пациенток диагностирована ХПН.

В контрольную группу вошли 6 женщин и 6 мужчин в возрасте 46–63 лет с длительностью заболевания
1–15 лет. Рецидивное течение мочекаменной болезни выявлено у четырех человек. Односторонний
уролитиаз диагностирован у 10 пациентов, в том числе камни в единственной почке у 2 больных.
Двусторонние конкременты обнаружены у 2 пациентов. Функциональное состояние почек по вышеуказанным биохимическим параметрам было в пределах нормы у 9 пациентов. У 2 больных клиренс эндогенного креатинина был снижен до 65–75 мл/мин, у 1 больной диагностирована ХПН. По данным общего клинического и микробиологического анализов мочи у пациентов обеих групп на момент начала исследования выявлен инфекционно-воспалительный процесс разной степени выраженности. У больных основной группы в моче определены следующие виды возбудителей: Staphylococcus epidermidis, Enterococcus faecalis, Proteus mirabilis, Escheriсhia coli, Klebsiella pneumonia, Pseudomonas aeruginosa в количестве 105–107 КОЕ/мл. В моче у пациентов контрольной группы диагностировали Enterococcus faecalis, E.coli, K. pneumonia в количестве 104–107 КОЕ/мл.

Для определения наличия и локализации камней в мочевой системе применены ультразвуковой, рентгенологический методы и мультиспиральная компьютерная томография. Общий клинический анализ мочи проведен с помощью анализатора Аution МАХ. Биохимический анализ крови и мочи осуществлен посредством автоматического анализатора ADVIA 1200. Для микробиологического исследования мочи использованы стандартные методики. Статистический анализ данных проведен с помощью метода углового преобразования Фишера для сравнения процентных долей [8].

Показанием к включению пролита септо в комплексное стандартное лечение больных основной группы являлась бактериурия в сочетании с лейкоцитурией. Из них 3 пациентки получали пролит септо как монотерапию в течение 3–6 нед. Больным контрольной группы назначали только стандартное лечение. В обоих случаях оно включало различные антибактериальные химиопрепараты, по индивидуальным показаниям – препараты, улучшающие микроциркуляцию в ткани почек, спазмолитики, анальгетики. Длительность комплексного лечения, в том числе в сочетании с пролитом септо, составила 1–2 нед. Препарат принимали по 1200 мг (2 капс.) 3 раза в сутки.

Результаты и обсуждение. Влияние пролита септо на течение инфекционно-воспалительного процесса у пациентов оценены по данным микробиологического анализа мочи: наличию или отсутствию уропатогенов, их виду и количеству. Из 11 пациентов основной группы, получавших в течение 1–2 нед пролит септо в качестве дополнения к стандартному антибактериальному лечению, у 10 (90,9%) выявлен положительный эффект: у 6 (54,5%) бактериурии не обнаружено, у 4 (36,4%) отмечено снижение ее титра (см. таблицу). В одном случае бактериурии Staphylococcus epidermidis до лечения роста микрофлоры после лечения не выявлено. У 2 больных с Enterococcus faecalis в моче до лечения при контрольном обследовании отмечено снижение титра бактериурии. Не диагностированы в моче E.coli у 2 пациентов, Proteus mirabilis – у 1 больного. Произошла смена возбудителя Proteus mirabilis на E.coli, у одного больного, и у одного пациента снизился его титр в моче. Из трех пациентов с Klebsiellа pneumonia в мочевой системе при контрольном обследовании не выявлено возбудителя у двух больных и отмечено уменьшение титра бактериурии у одного. Также установлено снижение количества Pseudomonas aeruginosa в моче у 1 человека. Из 3 пациенток основной группы, получавших пролит септо как монотерапию, у 2 с бактериурией E.coli и Proteus mirabilis уменьшился ее титр. Отмечены отсутствие положительного эффекта и усиление инфекционно-воспалительного процесса в почках у 1 больной с Enterococcus faecalis в моче. Побочное действие пролита септо в виде болей в эпигастральной области выявлено у 1 пациентки. После окончания приема препарата они прекратились.

Таблица. Результаты микробиологического исследования мочи больных уролитиазом.

При анализе данных микробиологического обследования 12 больных контрольной группы после
получения ими стандартного комплексного лечения улучшение состояния выявлено у 11 (91,6%): не
обнаружено бактериурии у 1 (8,3%) пациента, отмечено снижение ее титра у 10 (83,3%) больных. Не
зарегистрировано никаких изменений у 1 человека. Из 5 пациентов с Enterococcus faecalis в моче снижение количества уропатогенов диагностировано у 4 человек, не выявлено микробной флоры у 1 больного. Установлено уменьшение в моче количества E.coli у 2 пациентов, у 1 больной титр бактериурии E.coli оставался прежним. Кроме того, обнаружено снижение выраженности бактериурии Klebsiella pneumonia у четырех пациентов.

Результаты сравнения данных обследования пациентов основной и контрольной групп, проведенного
после лечения c помощью метода углового преобразования Фишера, указывают на то, что частота улучшения показателей инфекционно-воспалительного процесса в обеих группах одинакова: Ф<Фкрит (Ф=0,067, Фкрит=1,640) при p=0,05. Однако установлено, что в основной группе в отличие от контрольной в значительно большем проценте случаев не выявлено роста микрофлоры: Ф>Фкрит (Ф=2,58; Фкрит=2,31) при p=0,01. Причем зарегистрировано исчезновение 4 из 6 видов возбудителей мочевой инфекции. Эти результаты, вероятно, можно объяснить положительным влиянием пролита септо.

Выводы

1. Пролит септо в комплексном лечении больных уролитиазом, осложненным инфекционно-воспалительным процессом, повышает эффективность антибактериальных химиопрепаратов.
2. Пациентам с мочевой инфекцией независимо от вида возбудителя в схему антибактериального
лечения целесообразно включать пролит септо.
3. Больным мочекаменной болезнью, осложненной инфекционно-воспалительным процессом, после
проведения лечения антибактериальными химиопрепаратами можно назначать пролит септо как
монотерапию с целью профилактики рецидивов мочевой инфекции.


Литература


1. Рациональная фармакотерапия в урологии под ред. Н.А. Лопаткина и Т.С. Перепановой. М., Литтерра, 2006. 824 с.
2. Колпаков И.C. Мочекаменная болезнь. Пособие для врачей. М., 2006. 21 с.
3. Kang D.E., Maloney M.M., Haleblian G.E. et al. Effect of medical management on recurrent stone formation following percutaneous nephrolithotomy. J. Urol., 2007, 177(5): 1785–89.
4. Caudarella R., Vescini F. Urinary citrate and renal stone disease : the preventive role of alkali citrate treatment . Arch. Ital. Urol. Androl., 2009, 81(3): 182–87.
5. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., Новая волна, 2002. Т. 1.
6. Аляев Ю.Г., Амосов А.В., Григорян А.В. и др. Возможности примене-ния канефрона Н для лечения и профилактики мочекаменной болезни. Русский медицинский журнал, 2007. Т. 15, № 13.
7. Верткин А.Л., Носова А.В. Основные принципы фармакотерапии рецидивирующих инфекций мочевых путей. Эффективная фармакотерапия, 2012. № 1. С. 38–42.
8. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. М., Медицина, 1978. 296 с.


Об авторах / Для корреспонденции


О. В. Константинова, д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник; тел. 8-499-164-13-23


Похожие статьи


Бионика Медиа