Введение. Согласно статистическим данным, в год в России регистрируют 26–36 млн случаев заболевания острым циститом [1]. Установлено, что у 50% женщин после эпизода цистита в течение года развивается рецидив, у 27% молодых женщин рецидив возникает в течение 6 мес, причем у 50% больных рецидивы наблюдают более 3 раз в год [2–5]. В настоящее время хронический цистит у женщин относится к распространенным заболеваниям и отличается длительным упорным течением. Несмотря на пристальный интерес урологов к лечению хронического цистита, эта задача по-прежнему далека от решения. Сложность данной проблемы заключается в полиэтиологичной природе заболевания и множественности факторов, поддерживающих течение патологического процесса в стенке мочевого пузыря [6, 7].
Женщин молодого и среднего возраста рецидивирующий цистит может приводить к длительной или повторной нетрудоспособности вследствие частых обострений [8]. Нарушения уродинамики нижних мочевыводящих путей, микроциркуляции в слизистой мочевого пузыря и наличие бактериального агента во многом способствуют развитию и поддержанию воспалительного процесса в мочевом пузыре [9]. Причиной недостаточной эффективности лечения больных хроническим циститом и частого рецидивирования заболевания является отсутствие рационального подхода к проведению лечебных мероприятий [10].
Цель исследования – оценка эффективности биологически активной добавки (БАД) уропрофит в комбинированном лечении женщин с хроническим циститом.
Материалы и методы. С сентября по декабрь 2011 г. проведено обследование 40 женщин, страдавших хроническим циститом. Все пациентки в зависимости от вида проводимого лечения разделены на две группы по 20 человек. В контрольной группе пациентки получали монотерапию фосфомицином (монурал), в основной – комплексную терапию фосфомицином и уропрофитом. Возраст пациенток составил от 20 до 68 лет (средний возраст – 45,0±2,7 года; табл. 1).
У большинства женщин заболевание возникло в возрасте 25–50 лет. Длительность его варьировалась от 9 мес до 20 лет (табл. 2).
Многие пациентки проходили ранее курсы терапии как в амбулаторных, так и в стационарных условиях, включившие в том числе инстилляции многокомпонентных растворов лекарственных препаратов в мочевой пузырь. Длительность безрецидивного течения заболевания составила от 3 мес до 5 лет.
Диагноз установлен на основании совокупности анамнестических и объективных клинических данных, результатов лабораторно-инструментальных методов исследовании, а также уродинамического обследования.
При первом обращении на каждую пациентку завели специальную карту, в которой отмечали особенности анамнеза жизни и заболевания, данные дополнительных методов обследования. При сборе жалоб оценивали интенсивность и выраженность болевого симптома, частоту мочеиспускания, наличие чувства неполного опорожнения мочевого пузыря. Анамнез заболевания включал длительность заболевания, предшествующие возникновению заболевания факторы, виды проведенного ранее лечения, а также их эффективность и длительность безрецидивного периода. Особое внимание уделено гинекологическому статусу. Отмечено наличие очагов хронической инфекции как возможных источников инфицирования мочевого пузыря нисходящим путем.
Всем женщинам двукратно (до и после курса терапии) проведен клинический анализ крови по общепринятой методике; общий анализ мочи для выявления наличия лейкоцитурии, бактериурии, гематурии; бактериологический анализ мочи. В биохимическом анализе крови оценивали уровень мочевины и креатинина.
В течение двух суток приема препарата и за двое суток до окончания курса пациентки основной группы вели дневник мочеиспускания. В контрольной группе дневник заполняли в течение первых двух суток и через месяц. По кратности мочеиспусканий и объему выделяемой мочи исходно и в конце лечения судили о динамике дизурии.
Важным звеном в обследовании пациенток стали уродинамические исследования (урофлоуметрия и цистометрия), проведенные на аппарате Delphis IP («Laborie», США). Для исключения ошибочных результатов уродинамический мониторинг выполнен перед цистоскопией.
Неотъемлемой частью обследования всех пациенток была цистоскопия, для которой использовали эндоскоп фирмы «Storz». Во время осмотра слизистой мочевого пузыря обращали внимание на зоны гиперемии, кровоизлияний, наличие эрозивных и язвенных дефектов, состояние слизистой в зоне треугольника Льето и шейки мочевого пузыря, выраженность сосудистого рисунка.
После проведенного обследования пациенткам контрольной группы назначили фосфомицин (монурал) в дозировке 3 г однократно. Женщины основной группы наряду с разовым приемом фосфомицина в дозировке 3 г получали уропрофит в течение 1 мес по 1 капсуле 2 раза в день.
Все пациентки через 1 мес после окончания антибактериальной терапии прошли аналогичное контрольное обследование с целью оценки эффективности проведенного лечения, а еще спустя 1 мес приходили на прием для анкетирования и установления возможного факта обострения заболевания.
Результаты и обсуждение. Наиболее частыми жалобами пациенток были боли в проекции мочевого пузыря, частое мочеиспускание малыми порциями, чувство дискомфорта в уретре, болезненное или с чувством дискомфорта мочеиспускание, чувство неполного опорожнения мочевого пузыря (табл. 3).
Показатели клинического анализа крови, азотовыделительной функции почек пациенток обеих групп были в пределах нормы.
В общем анализе мочи у 11 (27,5%) пациенток содержание лейкоцитов было более 10 в поле зрения; у 4 (10%) отмечено наличие эритроцитов, у 16 (40%) – бактериурия.
Согласно данным бактериологического исследования мочи, моча 24 (60%) больных была стерильной, у 16 (40%) пациенток результат был положительным. По результатам бактериологического исследования мочи микрофлора была представлена моноинфекцией: у 8 (50%) из этих 16 пациенток выявлена Escherichia сoli, у 4 (25%) – Enterococcus, у 1 (6,3%) – Staphylococcus haemolyticus, у 3 (18,7%) – Staphylococcus aureus.
При цистоскопическом исследовании отмечены изменения, характерные для обострения хронического цистита: гиперемия, отек, в некоторых наблюдениях имели место пролиферативные изменения слизистой (плоскоклеточная метаплазия по результатам патогистологического исследования).
В основном изменения затрагивали область треугольника Льето и шейки мочевого пузыря. Покровный эпителий в пораженных участках терял блеск, приобретал темно-красный цвет, становился отечным, легко кровоточил. Наиболее часто встречающиеся изменения слизистой оболочки мочевого пузыря представлены в табл. 4.
Выраженность дизурии отражена пациентками в дневниках мочеиспускания, которые они вели на протяжении двух суток с момента начала и за двое суток до окончания курса лечения (табл. 5).
По данным цистометрии у ряда пациенток выявлены признаки гиперактивности. Цистометрическая емкость мочевого пузыря в среднем составила 200–300 мл. Обструктивный тип мочеиспускания по результатам урофлоуметрии выявлен у 12 (30%) пациенток, что, вероятно, было обусловлено наличием тригонита. У 28 (70%) женщин уродинамических нарушений выявлено не было (табл. 6).
Через 1 мес после лечения пациентки вновь были обследованы. В результате беседы, результатов лабораторных анализов, данных дневников мочеиспускания и шкалы качества жизни, заполненных пациентками основной группы, отмечено снижение интенсивности симптомов заболевания: уменьшение кратности микций и увеличение интервалов между мочеиспусканиями, отсутствие изменений в общем анализе мочи.
Ни у одной из пациенток не было обнаружено изменений показателей клинического и биохимического анализа крови. В моче 2 (10%) женщин контрольной группы и 1 (5%) пациентки основной выявлена лейкоцитурия без клинических проявлений заболевания.
Лишь у 1 (5%) пациентки контрольной группы бактериологический анализ мочи выявил Staphylococcus epidermidis. Остальные пробы мочи были стерильными.
По данным повторной урофлоуметрии восстановление нормального мочеиспускания к концу лечения отмечено у всех пациенток исследуемых групп.
Цистоскопическая картина пациенток основной группы по сравнению с контрольной характеризовалась более выраженными изменениями слизистой оболочки, что свидетельствует о противовоспалительном эффекте уропрофита (табл. 7).
Непереносимости компонентов препарата или побочных реакций при приеме уропрофита отмечено не было. Спустя 2 мес после начала лечения у 2 (10%) пациенток контрольной группы и у 1 (5%) основной имел место кратковременный эпизод обострения цистита, купированный приемом уросептиков.
Таким образом, по результатам исследования у женщин основной группы в более ранние сроки отмечено снижение клинических проявлений заболевания, купирование дизурии, а по результатам бактериологического исследования на фоне лечения фосфомицином в комбинации с уропрофитом имел место стойкий противомикробный эффект.
Кроме того, у пациенток основной группы в результате применения уропрофита быстрее восстановилась уродинамика нижних мочевыводящих путей, произошло устранение симптомов гиперактивности, о чем свидетельствуют показатели дневников мочеиспусканий и уродинамического исследования, а согласно анализу результатов цистоскопических исследований, отмечено положительное действие комбинации фосфомицина и уропрофита при хроническом цистите у женщин, выразившееся в регрессе патологических изменений со стороны слизистой мочевого пузыря.
Наблюдение пациенток через месяц после проведенного лечения указывает на низкую частоту повторного возникновения заболевания у женщин основной группы, также подтверждает повышение эффективности медикаментозной терапии комбинацией фосфомицина и уропрофита при лечении женщин с хроническим циститом.
Заключение. Комплекс биологически активных веществ в составе БАДа уропрофит оказывает противомикробное, противовоспалительное действие, способствует нормализации уродинамики нижних мочевыводящих путей, снижает риск повторных рецидивов хронического цистита. Препарат хорошо переносится пациентками. За время проведения исследования побочных эффектов на фоне лечения у пациенток выявлено не было. Таким образом, уропрофит может быть рекомендован в качестве компонента в составе комплексной терапии обострений хронического цистита, а также средства профилактики данного заболевания в безрецидивные периоды.