ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Качество жизни и сексуальная функция у женщин с посткоитальным циститом

Б.К. Комяков, М.В. Шевнин, В.А. Очеленко, В.А. Тарасов, О.А. Клиценко

Кафедра урологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова (зав. – проф. Б. К. Комяков), Санкт-Петербург, Россия
Введение. По данным мировой литературы, у 20–50% женщин в течение жизни возникает цистит, а у 10–30% он приобретает рецидивирующий характер. Изучение влияния данного заболевания на качество жизни пациенток немногочисленно, а оценка влияния посткоитального цистита на качество жизни и сексуальной функции не проводилась.
Цель: изучить качество жизни и сексуальную функцию у пациенток с рецидивирующим посткоитальным циститом до и после экстравагинальной транспозиции уретры.
Материалы и методы. В исследование включены женщины, страдающие рецидивирующим посткоитальным циститом, которым в период с 2019 по 2021 г. была выполнена транспозиция уретры по методике Б. К. Комякова. Для оценки качества жизни использовалась анкета SF-12v2, а для оценки сексуальной функции – Индекс женской сексуальной функции [FSFI]. Анкеты заполнили 70 пациенток до и после операции.
Результаты. Показатели качества жизни по всем пунктам статистически значимо различались в до- и послеоперационном периодах. Более выраженные изменения отмечались в психическом компоненте качества жизни. Анализ качества сексуальной жизни также продемонстрировал выраженную разницу между как каждым пунктом анкеты FSFI, так и общим баллом.
Заключение. Наше исследование сообщает о высокой распространенности сексуальной дисфункции среди женщин, страдающих рецидивирующим посткоитальным циститом, и подтверждает существенное снижение качества жизни больных. Данная работа подчеркивает не только медицинскую, но и социальную значимость проблемы, а также высокий реабилитационный потенциал экстравагинальной транспозиции уретры в отношении качества жизни и сексуальной функции пациенток.

Ключевые слова

посткоитальный цистит
рецидивирующая инфекция мочевых путей
качество жизни
сексуальная функция

Введение. Одна из самых распространенных бактериальных инфекций в мире – это инфекция мочевыводящих путей (ИМП). Встречаемость ее среди женщин существенно выше, что объясняется анатомо-топографическими особенностями строения и расположения женской уретры, позволяющими бактериальным колониям легче проникать в мочевой пузырь, прежде чем они будут элиминированы при мочеиспускании. Кроме того, наружное отверстие мочеиспускательного канала у женщин находится рядом с влагалищем и прямой кишкой, которые колонизированы большим количеством различных бактерий.

По данным литературы, у 20–50% женщин в течение жизни имеет место возникновение цистита, в 10–30% случаев заболевание принимает рецидивный характер [1–4]. Если инфекция мочевыводящих путей рецидивирует 3 раза и более в год или возникает 2 эпизода обострения за последние 6 мес., то ее следует считает рецидивирующей [3]. Наиболее высокие показатели заболеваемости рецидивирующей ИМП в возрастных группах 18–34 и 55–64 лет [5]. Среди факторов риска, способствующих рецидивирующему течению ИМП у молодых пациенток, выделяют половой акт, использование спермицидов в качестве контрацепции, обострения ИМП с детского возраста, наличие ИМП у матери в анамнезе, дисфункциональное мочеиспускание [6, 7].

К особой форме рецидивирующего цистита относят посткоитальный цистит (ПЦ), когда эпизод воспаления стенки мочевого пузыря возникает после полового акта. У большинства пациенток манифестация сопряжена с началом половой жизни. В отсутствие эффекта от неантибактериальных методов профилактики для предупреждения рецидивирующего течения ПЦ может эффективно использоваться хирургический метод – экстравагинальная транспозиция уретры [8, 9].

Инфекция нижних мочевыводящих путей не ассоциирована с жизнеугрожающими состояниями, однако может существенно влиять на качество жизни пациенток с ограничением повседневной активности, социальной жизни и трудовой деятельности [10]. Оценка качества жизни широко используется в медицинской практике для анализа влияния различных заболеваний на физическое и психическое здоровье. Для этих целей имеется множество анкет-опросников. Одна из анкет, которая в настоящее время получила широкую распространенность, – SF-12v2 (12-Item Short Form Health Survey version 2.0). Она имеет относительно короткую форму для заполнения при сопоставимой информативности с традиционно принятым SF-36 [11].

Влияние острой инфекции нижних мочевыводящих путей на качество жизни описано в литературе, как и тот факт, что больные с клиническим излечением имели лучшие показатели качества жизни по сравнению с теми, у кого результаты лечения были неудачными [12]. Многонациональное исследование, проведенное в Европе, в котором оценивались изменения качества жизни у женщин с рецидивирующим циститом, также демонстрирует значимое снижение показателей как физического, так и психического здоровья [13].

Для пациенток, страдающих ПЦ, особую роль играет влияние заболевания на возможность ведения половой жизни, особенно при агрессивном течении его, когда после каждого полового акта возникает цистит, что может приводить к развитию сексуальной дисфункции (СД). СД у женщин определяется как расстройство полового влечения, возбуждения, оргазма, боли, связанной с половым актом, которые приводят к значительному психоэмоциональному напряжению, что оказывает негативное влияние на здоровье женщины и существенно влияет на качество жизни [12]. В литературе широко освещена проблема СД у пациенток с симптомами нижних мочевыводящих путей при недержании мочи, пролапсе тазовых органов, распространенность которой может доходить до 50% [14, 15]. Однако исследования, оценивающие распространенность СД у пациенток с рецидивирующей ИМП, носят единичный характер [4].

В связи с отсутствием в отечественной и мировой литературе работ по оценке влияния ПЦ на качество жизни, сексуальной функции у женщин, а также изменений данных показателей после транспозиции уретры нами было проведено данное исследование.

Материалы и методы. В работу были включены женщины, страдавшие рецидивирующим ПЦ, которым в период с 2019 по 2021 г. выполнена экстравагинальная транспозиция уретры. Для оценки качества жизни использовалась анкета SF-12v2, а для оценки сексуальной функции – Индекс женской сексуальной функции (Female Sexual Function Index, FSFI). Анкеты заполнили 70 пациенток до и после операции вне эпизода обострения ПЦ (табл. 1). Средний возраст больных составил 29,1±5,5 лет. Транспозиция уретры выполнялась по методу Б.К. Комякова, разработанного в нашей клинике [8]. В работу включались женщины, у которых данная операция оказалась эффективной. Она считалась успешной при отсутствии эпизодов цистита или обострении не более 2 раз в течение года. Пациентки, которые не вели половую жизнь в течение 4-недельного периода до момента анкетирования, не включались. Анализировались только данные из полностью заполненных анкет.

21-1.jpg (93 KB)

Ответы на вопросы анкеты SF-12v2 группируются в восемь шкал. Четыре шкалы отражают физический и четыре психический компоненты качества жизни. К шкалам физического компонента относятся: 1. Физическое функционирование (PF); 2. Ролевое физическое функционирование (RP); 3. Боль (BP); 4. Общее здоровье (GH). К шкалам психического компонента относятся: 1. Жизненная активность (VT); 2. Социальное функционирование (SF); 3. Ролевое эмоциональное функционирование (RE); 4. Психическое здоровье (MH). В результате объединения формируются две суммарных шкалы – физического (PCS) и психического компонентов (MCS) качества жизни. Для упрощения анализа полученных данных, достижения высокого уровня сопоставимости рассчитывались нормализованные показатели по всем шкалам, а также по суммарным показателям PCS и MCS в соответствии с нормами, полученными для населения [11]. Таким образом, баллы выше 50 указывают на состояние здоровья выше среднего, более высокие баллы указывают на лучшее качество жизни.

Анкетирование FSFI предусматривало оценку сексуальной функции за последний месяц до операции, а также в послеоперационном периоде с момента начала половой жизни. FSFI включает 19 вопросов, касающихся полового влечения, уровня сексуального возбуждения, увлажнения влагалища, удовлетворения, частоты и интенсивности оргазма, дискомфорта или болезненности при половом акте. Каждый ответ оценивался в баллах: максимальный результат – 36, минимальный – 2 балла. Показатели суммировались после соответствовавшего пересчета данных по каждому пункту. Более высокие баллы указывают на более высокий уровень сексуального функционирования по соответствующему пункту. FSFI оценивался в соответствии со значением отсечения в 26,55 балла, предложенного Wiegel и соавт., что свидетельствовало о наличии СД [16].

Статистический анализ полученных данных производился с применением программного обеспечения Statistica 10. В случае отсутствия нормального распределения количественные данные описывались с помощью медианы (Ме), нижнего и верхнего квартилей (Q1–Q3). Количественные переменные анализировались с помощью критерия Уилкоксона, а несвязанные выборки – U-критерием Манна–Уитни. Сравнение процентных долей оценивалось с помощью критерия Мак-Немара. Для показателей до операции проводился корреляционный анализ по методу Спирмена. Также применялся однофакторный дисперсионный анализ АNОVA, критерий Краскела–Уоллиса и при нахождении статистически значимых различий между группами дополнительно проводилось попарное сравнение при помощи апостериорного критерия Тьюки. Различия считали статистически значимыми при значении p<0,05.

Результаты. Показатели качества жизни по всем пунктам статистически значимо различались в до- и послеоперационном периодах (табл. 2). Более выраженные изменения отмечались в психическом компоненте качества жизни, общий балл: 35,26 [26,85–42,77]. Анализируя результаты анкетирования пациенток, отмечено наличие высокого балла PF как до, так и после транспозиции уретры. Однако, по данным анкет, до операции имеются отрицательные выбросы показателя PF, за счет чего была получена статистическая разница между группами (p=0,002).

22-1.jpg (177 KB)

Анализ качества сексуальной жизни также продемонстрировал выраженную разницу как между каждым пунктом анкеты FSFI, так и общим баллом до операции: 22 [18,3–24,8] и после: 29,3 [27,9–31,8], р<0,001 (табл. 3). Наименьший балл по анкете FSFI до операции наблюдался по пунктам боли 3,2 [2,8–3,6] и влечения – 3,3 [2,4–4,2], рост которых отмечали после операции. Анализируя наличие СД, в соответствии с рекомендованным значением отсечения в 26,55 балла распространенность составила 88,6% до операции и в 10% случаев после транспозиции уретры (х2=42,3; р<0,001). Также произведен анализ результатов хирургического лечения 8 (11,4%) больных, у которых до операции, согласно анкете FSFI, не наблюдалась СД, сумма баллов – 27,3±0,7. Несмотря на высокий изначальный суммарный показатель FSFI, после вмешательства отметилось статистически значимое повышение данного показателя – 31,2±2,3 (р=0,017). Наиболее существенные изменения у данных пациентов наблюдались по пунктам боли и возбуждения, в то время как по показателю «оргазм» статистических различий не получено (р=0,1). Среди 7 (10%) пациенток, у которых после транспозиции уретры, согласно точке отсечения в 26,55 балла, сохранилась СД, средний суммарных балл составил 24,76±1,1, до лечения – 20,59±2,87 (р=0,028) с наименьшим приростом по пункту «оргазм» (р=0,059).

22-2.jpg (127 KB)

В послеоперационном периоде наблюдалось повышение суммарного балла PCS у 82,9% пациенток, MCS среди 90%, а повышение показателя FSFI отмечалось у 97,1% больных. Однако, оценивая суммарные показатели баллов с популяционной нормой, отмечено отсутствие влияния ПЦ на PCS (p=0,06) при широком воздействии на MCS (р<0,001). Проводимый корреляционный анализ выявил слабую обратную связь между MCS, общим баллом FSFI и возрастом пациенток. Была выявлена умеренная обратная связь суммарного балла качества сексуальной жизни и длительности заболевания (r=-0,34) (рис. 1) и отсутствие связи с индексом массы тела, а также влияния описанных факторов на физический компонент качества жизни.

23-1.jpg (68 KB)

При дисперсионном анализе отмечено влияние возраста на количество половых актов, однако при последующем апостериорном сравнении наименьшая статистическая разница получена между 1-й и 3-й группами, однако она не была статистически значимой (p=0,05). При оценке влияния частоты обострений в год на переменные определяется разница между группами 1 и 3 (р<0,001); 2 и 3 (р=0,01) показателя MCS, а также существенные различия между 1-й и 3-й; 2-й и 3-й группами (р<0,001) общего балла FSFI (рис. 2). Анализируя роль эффекта от консервативных (неантибактериальных) методов профилактики, также отмечена статистически значимая разница в показателях MCS, FSFI (р<0,001) (рис. 3).

23-2.jpg (89 KB)

24-1.jpg (92 KB)

Обсуждение. Несмотря на широкую распространенность рецидивирующей ИМП, анализ данных мировой литературы показывает, что исследования по изучению влияния данного заболевания на качество жизни пациенток немногочисленны, а оценка влияния посткоитального цистита на качество жизни и сексуальной функции не проводилась [13]. В нашем исследовании изучалось влияние рецидивирующего ПЦ на качество жизни и сексуальную функцию у женщин до- и после транспозиции уретры. Полученные нами данные подтверждают результаты ранее опубликованных исследований по рецидивирующей ИМП и указывают на то, что ИМП оказывают значительное влияние на качество жизни и сексуальную функцию.

Зачастую клиницисты, сталкиваясь с проблемой рецидивирующей ИМП, недооценивают социальную значимость заболевания, а также степень влияния ее на качество жизни, трактуя посткоитальный цистит как незначительное и легко поддающееся лечению заболевание [17]. В исследовании GESPRIT (2018) с участием исследовательских центров пяти европейских стран, в том числе из России, оценивались качество жизни, экономические затраты у пациенток с рецидивирующей ИМП, количество обострений у которых было 3 и более за год. Авторы отметили, что рецидивирующие ИМП влияют на повседневную деятельность и психическое здоровье женщин во всех европейских странах, а также оказывают существенное влияние на экономические затраты, которые отражаются в увеличении количества дней отпуска по болезни, посещений врача и назначений антибиотиков. В результате они пришли к заключению: 1) пациентки не удовлетворены эффективностью часто используемых общих профилактических мер; 2) практикующие врачи зачастую рекомендуют профилактические меры только после множественных рецидивов ИМП; 3) женщины часто не проинформированы о всех возможных методах профилактики ИМП [13]. Данное исследование показывает необходимость для пациентов и медицинских работников раньше переходить на более эффективные стратегии для профилактики рецидивирующих ИМП.

L. Boeri и соавт. в своей работе продемонстрировали влияние рецидивирующей ИМП со средним показателем 5,29 обострения в год на сексуальную функцию пациенток. Авторы отметили, что все женщины в исследовании были сексуально активны, однако не описана связь обострений цистита с половым актом. При статистическом анализе исследователи получили взаимосвязь ≥6 эпизодов ИМП за год с показателем FSFI. Схожие данные по влиянию частоты обострений на общий балл FSFI получены в нашем исследовании.

Согласно данным литературы, пациентки после различных оперативных вмешательств на органах малого таза сталкиваются с проблемой сексуальной дисфункции, что негативно сказывается на качестве их жизни. Однако если сексуальная дисфункция вторична, то методы профилактики рецидивирующего ПЦ, в том числе транспозиция уретры, являются эффективным способом восстановления сексуальной активности, что подтверждается результатами нашего исследования.

Заключение. Рецидивирующий посткоитальный цистит оказывает существенное негативное влияние на качество жизни больных и способствует развитию у них выраженной сексуальной дисфункции. Данная работа подчеркивает социальную значимость проблемы и подтверждает высокий реабилитационный потенциал оперативного лечения – экстравагинальной транспозиции уретры в отношении качества жизни и сексуальной функции пациенток.

Список литературы

1. Perepanova T.S. Uncomplicated urinary tract infection. Rational pharmacotherapy in urology: Guide for practitioners-2 ed. / gen.ed. N.A. Lopatkin, T.S. Perepanova.-Moscow. Litterra-2012, p. 293–304. (Перепанова Т.С. Неосложненная инфекция мочевых путей. В кн: Рациональная фармакотерапия в урологии: Руководство для практикующих врачей-2 изд. исп, и доп. / под общ. ред. Н.А. Лопаткина, Т.С. Перепановой. М.:Литтерра. 2012, с. 303–318).

2. Eriksson I., Gustafson Y., Fagerstrom L., Olofsson B. Do urinary tract infections affect morale among very old women? Health Qual Life Outcomes. 2010;8:73–78.

3. Foxman B. The epidemiology of urinary tract infection. Nat Rev Urol. 2010;7:653–660.

4. Boeri L., Capogrosso P., Ventimiglia E. et al. Six Out of Ten Women with Recurrent Urinary Tract Infections Complain of Distressful Sexual Dysfunction – A Case-Control Study. Sci Rep. 2017;15;7:44380.

5. Suskind A.M., Saigal C.S., Hanley J.M., et al. Incidence and Management of Uncomplicated Recurrent Urinary Tract Infections in a National Sample of Women in the United States. Urology. 2016;90:50–55.

6. Komyakov B.K. Extravaginal transposing of the urethra in the treatment of postcoital cystitis. Urologiia. 2013;5:12–15. Russian (Комяков Б.К. Экстравагинальная транспозиция уретры в лечении посткоитального цистита. Урология. 2013;5;12–15).

7. Scholes D., Hooton T.M., Roberts P.L., et al. Risk Factors for Recurrent Urinary Tract Infection in Young Women. J. Infect. Dis. 2000;182;4:1177–1182.

8. Komyakov B.K., Tarasov V.A., Ochelenko V.A., et al. Pathogenesis and treatment of postcoital cystitis: are our approaches correct? Urologiia. 2022;2;27–32. Russian (Комяков Б.К., Тарасов В.А., Очеленко В.А., и др. Патогенез и лечение посткоитального цистита: верны ли наши представления об этом? Урология. 2022;2;27–32).

9. Komyakov B., Ochelenko V., Tarasov V. Extravaginal transposition of urethra – the results of 412 operations. J Urol. 2020;203(S4):430–431.

10. Abrahamian F.M., Krishnadasan A., Mower W.R., et al. The association of antimicrobial resistance with cure and quality of life among women with acute uncomplicated cystitis. Infection. 2011;39:507–514.

11. Maruish M.E. User’s manual for the SF-12v2 Health Survey. Third edition. 2012; QualityMetric Inc.:Lincoln, RI.

12. Ernst E.J., Ernst M.E., Hoehns J.D., Bergus G.R. Women’s quality of life is decreased by acute cystitis and antibiotic adverse effects associated with treatment. Health Qual Life Outcomes. 2005;3:45.

13. Wagenlehner F., Wullt B., Ballarini S. et al. Social and economic burden of recurrent urinary tract infections and quality of life: a patient web-based study (GESPRIT). Expert Rev Pharmacoecon Outcomes Res. 2018;18(1):107–117.

14. Castagna G., Montorsi F., Salonia A. Sexual and bladder comorbidity in women. Handb Clin Neurol. 2015;130:165–176.

15. Wehbe S.A., Whitmore K., Kellogg-Spadt S. Urogenital complaints and female sexual dysfunction (Part 1). J Sex Med. 2010;7:1704–1713.

16. Wiegel M., Meston C., Rosen R. The Female Sexual Function Index (FSFI): Cross-validation and development of clinical cutoff scores. J Sex Marital Ther. 2005;31:1–20.

17. Platt F.W., Keating K.N. Differences in physician and patient perceptions of uncomplicated UTI symptom severity: understanding the communication gap. Int J Clin Pract. 2007;61(2):303–308.

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: Б. К. Комяков – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой урологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, главный уролог Санкт-Петербурга, отделение урологии, Городская многопрофильная больница № 2, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: komyakovbk@mail.ru

Также по теме