ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Сравнительный анализ эффективности лечения синдрома болезненного мочевого пузыря/интерстициального цистита внутрипузырными инстилляциями гиалуроната натрия изолированно и в сочетании с пероральным приемом хондроитин сульфата

И.А. Абоян, В.Э. Абоян, С.В. Павлов, О.В. Зиньковская, Д.С. Павлов

1) МБУЗ «Клинико-диагностический центр “Здоровье”», Ростов-на-Дону, Россия; 2) Ростовский государственный медицинский университет, Ростов-на-Дону, Россия
Введение. Известно, что внутрипузырное применение гиалуроната натрия (ГК) и хондроитинсульфата (ХС) в лечении синдрома болезненного мочевого пузыря/интерстициального цистита (СБМП/ИЦ) имеет хороший эффект. Хондроитинсульфат сегодня доступен и в пероральной форме (поХС). Цель исследования: сравнить эффективность инстилляций ГК отдельно и в комбинации с длительным пероральным приемом ХС у пациентов с СБМП/ИЦ.
Материалы и методы. В исследование вошли 59 пациенток с СБМП/ИЦ, рандомизированных в две группы. Тридцать женщин (средний возраст – 57,1 года) получали только инстилляции препарата ГК в виде вискоэластического раствора гиалуроната натрия 50 мл 1 раз в неделю в течение
12 нед. (группа ГК). Двадцати девяти пациенткам (средний возраст – 58,63 года) была назначена комплексная терапия, включившая вышеуказанные инстилляции и поХС 0,39 г по 2 капсулы 3 раза в день также в течение 12 нед. (группа ГК+поХС). Пациентки заполняли визуальную аналоговую шкалу (ВАШ), индекс симптомов интерстициального цистита (ИСИЦ), индекс проблем при интерстициальном цистите (ИПИЦ) и дневник мочеиспусканий перед началом лечения и через 1 нед. после. Всем выполняли цистоскопию и уродинамическое исследование для исключения иной патологии мочевого пузыря.
Результаты. До лечения средний балл по ВАШ в обеих группах составил 7, средний ИСИЦ в группе ГК –
17, в группе ГК+поХС – 18 (p>0,1), средний ИПИЦ в обеих группах – 15. Частота мочеиспусканий в сутки в группе ГК составила 11,4, в группе ГК+поХС – 11,6 (p>0,1), средний объем мочеиспускания –
138±24,6 и 131±18,6 мл соответственно.
По прошествии 12 нед. терапии в обеих группах отмечено значимое улучшение по ВАШ, ИСИЦ, ИПИЦ, частоты и объема мочеиспусканий, но в группе ГК+поХС улучшение почти по всем исследуемым параметрам, за исключением объема мочеиспускания, оказалось более значимым.
Заключение. Сочетанная терапия СБМП/ИЦ с использованием внутрипузырной ГК и поХС показала значимо лучшие результаты, чем изолированное внутрипузырное введение ГК.

Ключевые слова

синдром болезненного мочевого пузыря
интерстициальный цистит
гиалуроновая кислота
хондроитин сульфат

Введение. Синдром болезненного мочевого пузыря/интерстициальный цистит (СБМП/ИЦ) – хроническое состояние мочевого пузыря (МП), характеризующееся постоянным или рецидивирующим ощущением боли в области анатомического расположения органа, сопровождающееся как минимум одним из следующих симптомов: болью, нарастающей при наполнении МП, дневной или ночной поллакиурией или ургентностью при условии отсутствия доказанной инфекции мочевыводящих путей или какой-либо иной явной локальной патологии [1, 2].

В большинстве случаев СБМП/ИЦ сопровождается сексуальной дисфункцией, нарушениями сна и значимым снижением качества жизни [3]. Неоднозначность симптоматики обусловливает большой разброс значений показателей встречаемости данного заболевания, приводимых в литературе. Современные исследования и мета-анализы последних лет свидетельствуют о росте заболеваемости СБМП/ИЦ, составляющей на сегодня 300 случаев на 100 тыс. населения [4]. Эпидемиологические исследования однозначно указывают на превалирование СБМП/ИЦ у женщин: 2,7% против 1,7% у мужчин [5].

Между тем этиология СБМП/ИЦ до сих пор остается малопонятной. Исследователями предложена масса гипотез, включая скрытую инфекцию, аутоиммунные процессы, дисфункцию уротелия, патологическую активацию тучных клеток, нейрональное воспаление, проявление интоксикаций или особенностей диеты и психосоматические факторы [6, 7]. Одна из наиболее широко распространенных теорий основана на повреждении защитного глюкозаминогликанового (ГАГ) слоя уротелия [8]. Основные химические компоненты ГАГ-слоя – гиалуроновая кислота (ГК), гепарансульфат, хондроитинсульфат (ХС), дерматансульфат и кератансульфат. Нарушение функции ГАГ-слоя уротелия может стать причиной проникновения в субуротелиальную выстилку как нормальных, так и патологических компонентов мочи, вызывающих ответную воспалительную реакцию, препятствующую своевременному заживлению поврежденного уротелия. Это поражение может служить пусковым механизмом последующего каскада воспалительного и нейрогенного ответов, приводящих к появлению болевого синдрома, нарушению мочеиспускания и персистирующим изменениям в структуре тканей МП [9].

Опираясь на последнюю теорию, для восстановления защитных свойств поврежденного ГАГ-слоя применяются различные химические агенты, такие как пентозанполисульфат, гепарансульфат, ГК, ХС или комбинация вышеназванных препаратов. Гиалуроновая кислота считается одним из основных компонентов ГАГ-слоя, и ряд исследований показал эффективность инстилляций ГК в МП при СБМП/ИЦ [9, 10]. Кроме того, внутрипузырные инстилляции ГК рекомендуются как один из основных видов терапии СБМП/ИЦ в последних версиях урологических руководств [1]. Вместе с тем ХС также применяется в лечении СБМП/ИЦ достаточно широко и с хорошими результатами [11]. В отличие от ГК ХС доступен как в виде внутрипузырных инстилляций, так и в пероральной форме. Биодоступность ХС при пероральном приеме невысока, однако прием препарата не требует визита пациента в медицинское учреждение, что делает такую терапию более удобной для больного и снижает ее стоимость.

В доступной литературе представлено достаточное количество исследований, сравнивающих эффективность применения ГК и ХС в виде инстилляций как по отдельности, так и в комбинации [9–11]. Однако указаний на эффективность инстилляций ГК в комбинации с пероральным приемом ХС (поХС) мы не встретили. В связи с этим целью данного исследования было сравнить эффективность инстилляций ГК отдельно и в комбинации с длительным пероральным приемом ХС у пациентов с СБМП/ИЦ.

Материалы и методы. С июля 2017 г. по сентябрь 2018 г. в исследование были включены 59 женщин с СБМП/ИЦ. Основной критерий включения – наличие у пациентки болевого синдрома, локализующегося в проекции МП и имеющего связь с наполнением МП. Все страдали хотя бы одним из следующих симптомов: частота мочеиспусканий более 8 раз в сутки, ночные мочеиспускания 2 и более раз или персистирующая ургентность на протяжении как минимум 12 нед. Кроме того, критериями включения стали возраст старше 18 лет, отрицательный тест на беременность, отрицательные результаты посева мочи. Пациенток с инфекцией мочевыводящих путей; заболеваниями, передающимися половым путем; химическим или лучевым циститом; уролитиазом; злокачественными новообразованиями; дивертикулом уретры и кормящих грудью в исследование не включали.

Всем пациенткам с целью подтверждения диагноза СБМП/ИЦ и исключения иных заболеваний МП провели комплексное уродинамическое исследование и амбулаторную диагностическую цистоскопии. В связи с необходимостью проведения в рамках исследования монотерапии ГК стандартную гидродистензию при этом не выполняли. Таким образом, не было выделения групп с язвенной и безъязвенной формами СБМП/ИЦ. Все пациенты до начала исследования, а также спустя 1 нед. после завершения лечения заполняли визуальную аналоговую шкалу (ВАШ), опросник О’Лири-Сант (состоит из двух разделов: индекс симптомов интерстициального цистита [ИСИЦ] и индекс проблем при интерстициальном цистите [ИПИЦ]), а также дневник мочеиспусканий в течение 3 сут.

Пациентки были рандомизированы в две группы. Тридцать женщин (средний возраст – 57,1 года) получали только инстилляции препарата ГК в виде вискоэластического раствора гиалуроната натрия 50 мл (Уролайф®, «Riviera Biotech») 1 раз в неделю в течение 12 нед. (группа ГК). Двадцати девяти пациенткам (средний возраст – 58,63 года) была назначена комплексная терапия, включившая вышеуказанные инстилляции и поХС 0,39 г (Уролайф® капсулы, «Riviera Biotech») по 2 капсулы 3 раза в день также в течение 12 нед. (группа ГК+поХС). Внутрипузырные инстилляции выполняли с помощью катетера Нелатона 10 Ch. Пациенток инструктировали стараться воздерживаться от посещения туалета в течение не менее 1 и не более 2 часов после введения препарата.

Данные собирали проспективно с последующим ретроспективным анализом. Статистический анализ проводили с помощью программы MS Exel с расчетом t-критерия Стьюдента. Различия считали статистически значимыми при p<0,05.

Результаты. При выполнении цистоскопии у всех пациенток были исключены камни МП, опухоли и иные состояния, являющиеся критериями исключения диагноза СБМП/ИЦ. С помощью уродинамического исследования исключена нейрогенная дисфункция нижних мочевыводящих путей.

До лечения средний балл по ВАШ в обеих группах составил 7, средний ИСИЦ в группе ГК – 17, в группе ГК+поХС – 18 (p>0,1), средний ИПИЦ в обеих группах – 15. Частота мочеиспусканий в сутки в группе ГК составила 11,4, в группе ГК+поХС – 11,6 микции (p>0,1), средний объем мочеиспускания – 138±24,6 и 131±18,6 мл соответственно.

По прошествии 12 нед. терапии в обеих группах отмечено значимое улучшение по ВАШ, ИСИЦ, ИПИЦ, а также частоты и объема мочеиспусканий, но в группе ГК+поХС улучшение почти по всем исследуемым параметрам было более значимым (по ВАШ, ИПИЦ и частоте мочеиспусканий p<0,05, по ИСИЦ p<0,01). Абсолютные значения изменений отображены на рис. 1.

Исключение составил только объем мочеиспускания: 189±44,3 мл – в группе ГК и 213±29,4 мл – в группе ГК +поХС.

Несмотря на значимое увеличение емкости в обеих группах после проведенной терапии, разница между группами оказалась статистически незначимой (p>0,05).

Каких-либо значимых нежелательных эффектов ни у одной из пациенток не наблюдалось. Восемь пациенток (3 в группе ГК и 5 в группе ГК+поХС) отмечали появление незначительных резей в течение 1–2 сут. после проведенных инстилляций, однако данный побочный эффект мы связываем не с действием введенного препарата, а с самой катетеризацией.

Обсуждение. Лечение СБМП/ИЦ – известная проблема для урологов вследствие неясности этиологии и плохо предсказуемой эффективности терапии, включающей пероральные препараты, внутрипузырные инстилляции или хирургические манипуляции. В связи с этим исследователи продолжают поиск оптимального вида лечения или их сочетания.

Теория, предложенная Hurst, согласно которой дефекты ГАГ-слоя могут приводить к СБМП/ИЦ, сегодня общепризнанна [12]. Гиалуроновая кислота в виде внутрипузырных инстилляций была первым из предложенных для лечения СБМП/ИЦ глюкозаминогликаном. Первое исследование влияния ГК на симптомы СБМП/ИЦ было опубликовано в 1996 г. Morales et al., которые констатировали улучшение у 71% пациентов после 12-недельной терапии [10]. В последующем был выполнен еще ряд исследований, показавших эффективность внутрипузырной терапии ГК, варьирующуюся от 30 до 80%. С другой стороны, еще в двух исследованиях 2003 и 2004 гг. не было выявлено статистически значимой разницы эффективности ГК по сравнению с плацебо у пациентов с СБМП/ИЦ. Однако условия отбора пациентов и параметры улучшения из приведенных источников не ясны [13].

Вместе с тем было показано, что и дефицит ХС в поверхностном слое выстилки МП может играть значимую роль в патогенезе СБМП/ИЦ [12]. В связи с этим предложено использовать внутрипузырное введение ХС для лечения пациентов с СБМП/ИЦ. G. Steimhoff et al. [14], оценив эффективность применения ХС в течение 12 мес., констатировали улучшение состояния у 67% пациентов. Однако существуют и иные работы, сообщающие о низкой или вовсе сравнимой с плацебо эффективностью внутрипузырного введения ХС в течение 12 нед. [14].

Хорошая эффективность внутрипузырного применения сочетания ГК и ХС также показана в ряде работ. В частности, D. Porru et al. [15] сообщили о значительном улучшении от применения сочетанной терапии балла ВАШ, объема и частоты мочеиспусканий и ИСИЦ у 20 пациентов с СБМП/ИЦ. Схожие результаты получены M. Cervigni et al. [16], при этом авторы также отмечали улучшение симптомов и качества жизни на протяжении 3-летнего периода последующего наблюдения.

Несмотря на немалое число публикаций, посвященное внутрипузырному применению ГК и ХС, исследований эффективности перорального применения ГАГ в доступной литературе крайне мало. Так, сообщается об эффективности перорального применения ГК, ХС, куркумина и кверцетина для женщин постменопаузального периода с частыми рецидивами хронической инфекции мочевыводящих путей [17]. Описано улучшение симптомов СБМП/ИЦ на 48% после 12 мес. терапии пероральным препаратом, содержащим ГК, ХС, глюкозаминсульфат, кверцетин и рутин [18]. Однако работ, посвященных оценке эффективности сочетанного применения внутрипузырного и перорального применения ГАГ при СБМП/ИЦ, мы не обнаружили.

С учетом данных доступной литературы наша работа – первое в своем роде исследование, сравнившее эффективность только внутрипузырной терапии в сочетании с пероральным приемом ГАГ, в частности поХС. Кроме того, нами установлены статистически значимые различия результатов применения этих двух видов лечения: выявлены преимущества сочетанной терапии в показателях ВАШ, ИСИЦ, ИПИЦ и частоте мочеиспускания. В плане объема мочеиспускания разница оказалась недостоверной.

Нормальный ГАГ-слой МП состоит из сульфатированных ГАГ (таких, как ХС и дерматансульфат) и несульфатированных, например ГК. Около 80–90% всей поверхности ГАГ связаны с интегральными мембранными белками, в частности 55% белков связаны с гепарансульфатом, 26% – с ХС, оставшиеся – с неидентифицированными ГАГ или дерматансульфатом [19]. Таким образом, применение только несульфатированного ГАГ, ГК не может обеспечить полноценного восстановления ГАГ-слоя слизистой МП, а следовательно, не позволит получить максимальную эффективность лечения симптомов СБМП/ИЦ.

Несмотря на довольно низкую биодоступность перорального ХС, не превышающую 13%, результаты нашего исследования показывают несомненную эффективность такого его применения совместно с инстилляциями ГК. Кроме того, пероральный прием не требует посещения пациентом медицинского учреждения, что снижает стоимость лечения и позволяет восполнять дефицит ГАГ постоянно на протяжении продолжительного времени. В данном случае применяемый нами препарат Уролайф является наиболее удобным средством, так как выпускается как в виде вискоэластического раствора для инстилляций, основным компонентом которого является ГК, так и в виде капсул, содержащих ХС.

Недостатком нашего исследования служит отсутствие сравнения эффективности применения ГК в виде инстилляций и ГК совместно с поХС с плацебо. Однако, с нашей точки зрения, применение заведомо неэффективного препарата пациентами с СБМП/ИЦ неэтично, так как большинство из них страдают от довольно интенсивного болевого синдрома и отчаялись получить облегчение от лечения. Длительность наблюдения и количество пациенток, включенных в наше исследование, также относительно небольшие, хотя и достаточные для статистической оценки и сравнимы с размерами групп в доступных в литературе похожих исследованиях.

Заключение. Данные литературы о сравнительных исследованиях лечения пациентов с СБМП/ИЦ с помощью различных ГАГ, а также их сочетания довольно ограничены. В проведенном нами исследовании внутрипузырное введение ГК в сочетании с поХС показало преимущество по сравнению с использованием только внутрипузырной ГК как в плане болевого синдрома, так и в отношении частоты мочеиспусканий. С целью получения более точных данных о преимуществе тех или иных ГАГ в лечении СБМП/ИЦ необходимо проведение более длительных исследований на больших группах пациентов, желательно многоцентровых, с оценкой эффективности не только в ходе и сразу после лечения, но и в отдаленном периоде.

Список литературы

1. Engeler D., Baranowski A.P., Borovicka J. et al. EAU Guidelines on Chronic Pelvic Pain. 2016. Available online at: https://uroweb.org/guideline/chronic-pelvic-pain/

2. Nordling J., Fall M., Hanno P. Global concepts of bladder pain syndrome (interstitial cystitis). World J Urol. 2012;30:457–464.

3. Bogart L.M., Suttorp M.J., Elliott M.N., Clemens J.Q., Berry S.H. Prevalence and correlates of sexual dysfunction among women with bladder pain syndrome/interstitial cystitis. Urology. 2011;77:576–580.

4. Hanno P.M. Bladder pain syndrome (interstitial cystitis) and related disorder; in Wein A.J., Kavoussi L.R., Novick A.C., Partin A.W., Peters C.A. (eds). Campbell-Walsh urology. 11th ed. Philadelphia, Saunders. 2016;1:334–370.

5. Konkle K.S., Berry S.H., Elliott M.N. et al. Comparison of an interstitial cystitis/bladder pain syndrome clinical cohort with symptomatic community women from the RAND Interstitial Cystitis Epidemiology study. J Urol. 2012;187:508.

6. Moldwin R.M., Sant G.R. Interstitial cystitis: a pathophysiology and treatment update. ClinObstet Gynecol. 2002;45:259–272.

7. Ignashov Yu.A., Kuz’min I.V., Slesarevskaya M.N. Bladder pain syndrome: the historical aspects. Istoriya mediciny. 2016;6(3):5–10. Russian (Игнашов Ю.А., Кузьмин И.В., Слесаревская М.Н. Синдром болезненного мочевого пузыря: исторические аспекты. История медицины. 2016;6(3):5–10).

8. Hurst R.E. Structure, function, and pathology of proteoglycans and glycosaminoglycans in the urinary tract. World J Urol. 1994;12:3.

9. Cervigni M., Natale F., Nasta L., Mako A. Intravesical hyaluronic acid and chondroitin sulphate for bladder pain syndrome/interstitial cystitis: long-term treatment results. Int Urogynecol J. 2012;23:1187–1192.

10. Morales A., Emerson L., Nickel J.C., Lundie M. Intravesical hyaluronic acid in the treatment of refractory interstitial cystitis. J Urol. 1996;156:45–48.

11. Gülpınar Ö., Esen B., Kayış A., Gökçe M.İ., Süer E. Clinical comparison of intravesical hyaluronic acid and chondroitin sulfate therapies in thetreatment of bladder pain syndrome/interstitial cystitis. Neurourol Urodyn. 2018;37(1):257–262. Doi: 10.1002/nau.23284.Epub 2017 May 8.

12. Hurst R.E. Structure, function, and pathology of proteoglycans and glycosaminoglycans in the urinary tract. World J Urol. 1994;12:3.

13. Hanno P., Baranowski A., Fall M. et al. Painful bladder syndrome (including interstitial cystitis). In: Abrams PH, Wein AJ, CardozoL, eds. Incontinence (3rd ed.) Paris: Health Publications Limited. 2005:1456–1520.

14. Steinhoff G., Ittah B., Rowan S. The efficacy of chondroitin sulfate 0.2% in treating interstitial cystitis. Can J Urol. 2002;9:1454.

15. Porru D. et al., Impact of intravesical hyaluronic acid and chondroitin sulfate on bladder pain syndrome/interstitial cystitis. IntUrogynecol J. 2012;23(9):1193–199. Doi:10.1007/s00192-011-1546-5.

16. Cervigni M. et al. A randomized, open-label, multicenter study of the efficacy and safety of intravesical hyaluronic acid and chondroitin sulfate versus dimethyl sulfoxide in women with bladder pain syndrome/interstitial cystitis. NeurourolUrodyn. 2017;36(4):1178–1186. Doi: 10.1002/nau.23091.

17. Torella M., Del Deo F., Grimaldi A., Iervolino S.A., Pezzella M., Tammaro C.,Gallo P., Rappa C., De Franciscis P., Colacurci N. Efficacy of an orally administered combination of hyaluronic acid, chondroitin sulfate, curcumin and quercetin for the prevention of recurrent urinary tract infections in postmenopausal women. Eur J Obstet Gynecol Reprod Biol. 2016;207:125–128.

18. Theoharides T.C., Kempuraj D., Vakali S., Sant G.R. Treatment of refractory interstitial cystitis/painful bladder syndrome with CystoProtek –an oral multi-agent natural supplement. Can J Urol. 2008;15(6):4410–14.

19. Hurst R.E., Zebrowski R. Identification of proteoglycans present at high density on bovine and human bladder luminal surface. J Urol. 1994;152:1641.

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: В. Э. Абоян – к.м.н., врач-уролог МБУЗ КДЦ «Здоровье», Ростов-на-Дону, Россия;
e-mail: v-aboyan@yandex.ru

Также по теме