ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Влияние препарата Фитофрон® на персистентные свойства условно-патогенных микроорганизмов, выделенных из мочи пациентов с инфекциями мочевыделительной системы

Т.М. Пашкова, О.А. Пашинина, М.Д. Кузьмин, О.Л. Карташова

ФГБУН Оренбургский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Оренбург, Россия
Цель исследования. Экспериментальная оценка влияния фитопрепарата Фитофрон®, используемого при терапии инфекций мочевыделительной системы, на способность условно-патогенных микроорганизмов, инактивировать факторы врожденного иммунитета (лизоцим, про- и противовоспалительные цитокины) и формировать биопленки.
Материалы и методы. Опыты in vitro проведены на клинических изолятах из мочи больных пиелонефритом и циститом: Escherichia coli, Staphylococcus aureus, S. haemolyticus, S. epidermidis, Enterococcus faecalis. Влияние препарата Фитофрон® ООО НПО «ФармВИЛАР» (Россия) на антицитокиновую активность бактерий в отношении регуляторных цитокинов (IL4, IL6, IL8, TNFα и IL17А) определяли иммуноферментным методом; на антилизоцимный признак и способность формировать биопленки – фотометрическим методом.
Результаты. Экспериментально установлено ингибирующее влияние Фитофрона на способность условно-патогенных микроорганизмов инактивировать факторы врожденного иммунитета (лизоцим) и формировать биопленки, а также преимущественное ингибирование изученных цитокинов.
Заключение. Ингибирование персистентных свойств условно-патогенных микроорганизмов под воздействием Фитофрона®, выявленное в условиях in vitro, может рассматриваться в качестве одного из возможных механизмов его биологической активности in vivo.

Ключевые слова

Фитофрон®
инфекции мочевыделительной системы
условно-патогенные микроорганизмы
антилизоцимная активность
биопленки
антицитокиновая активность

Введение. Среди бактериальных инфекций, являющихся угрозой для здоровья человека, одно из лидирующих мест принадлежит инфекциям мочевыделительных путей [1], при этом ведущую позицию занимают хронический пиелонефрит [2, 3] и хронический цистит [4]. В основе патогенеза инфекций мочевыделительной системы лежит запуск реакций цитокинового каскада, который включает выработку про- и противовоспалительных цитокинов [4]. Провоспалительные цитокины (IL6, IL8, FNO α, INF γ) участвуют в инфекционном иммунитете. Воспалительные цитокины (IL6, IL8) играют важную роль в ответе на бактериальную инфекцию [5]. Активированные антигенами условно-патогенных микроорганизмов макрофаги, нейтрофилы, Т-хелперы и другие клетки крови в системе микроциркуляции почек и мочевого пузыря, при развитии инфекций мочевыделительной системы, синтезируют и выбрасывают в кровоток про- и противовоспалительные цитокины [6], обеспечивая тем самым, реализацию врожденного звена иммунитета.

Вместе с тем, очевидно, что возбудителями эндогенных инфекционно-воспалительных заболеваний мочевыводящих путей (хронического пиелонефрита и цистита) могут быть условно-патогенные микроорганизмы [7], обладающие определенным набором свойств, позволяющим им состояться как возбудители и реализовать ключевые этапы развития инфекционного процесса. К ним относятся свойства бактерий, которые определяют их способность инактивировать факторы противоинфекционной защиты макроорганизма (лизоцим, про- и противовоспалительные цитокины) и повышают устойчивость бактерий в условиях макроорганизма (формирование микробных биопленок) Рядом авторов показано, что при инфекционно-воспалительных заболеваниях бактериальной природы, в частности заболеваниях мочеполовой системы, достоверно чаще выделяются микроорганизмы, обладающие антилизоцимной активностью и способностью формировать биопленки [8]. Установлен высокий уровень распространенности и выраженности антицитокиновой активности у E. coli, изолированных из мочи больных мочекаменной болезнью с послеоперационными воспалительными осложнениями [9].

Все чаще в терапии инфекций мочевыводящих путей применяют лекарственные препараты растительного происхождения [10, 11], ингибирующие способность приоритетных видов урофлоры инактивировать лизоцим и формировать биопленки [12, 13]. Установлено, что подавление препаратом персистентных свойств возбудителя затрудняет его паразитирование внутри клеток и тем самым, повышает эффективность лекарственных воздействий [14].

Целью настоящего исследования явилась экспериментальная оценка влияния фитопрепарата Фитофрон®, используемого при терапии инфекций мочевыделительной системы, на способность условно-патогенных микроорганизмов, инактивировать факторы врожденного иммунитета (лизоцим, про- и противовоспалительные цитокины) и формировать биопленки.

Материалы и методы. В работе использован официнальный фитопрепарат Фитофрон® (раствор для приема внутрь) ООО НПО «ФармВИЛАР» (Россия), содержащий экстракт жидкий из лекарственного сырья: золототысячника травы, любистока лекарственного корней, розмарина лекарственного листьев и воды очищенной в качестве вспомогательного вещества.

Клинические изоляты из мочи больных с инфекциями мочевыделительной системы (пиелонефрит, цистит): Escherichia coli (n=10), Staphylococcus aureus (n=10), S. haemolyticus (n=10), S. epidermidis (n=10), Enterococcus faecalis (n=10). Видовая принадлежность микроорганизмов оценена с помощью масс-спектрометра MALDI-TOF серии Microflex (Bruker Daltonics, Германия), идентификация проведена с расчетом коэффициента достоверности при использовании программного обеспечения Maldi BioTyper 3,0.

Исследование изменений персистентных свойств уроштаммов препаратом Фитофрон® проводили оригинальным методом. Сокультивировали 1 мл бактериальной взвеси в физиологическом растворе (концентрация 1х109 КОЕ/мл) с 1 мл препарата и 2 мл питательного бульона 2 часа при 37оС (опыт). Контролем были взвеси бактерий без добавления препарата. Далее пробы центрифугировали 15 мин при 3000 об/мин, сливали надосадочную жидкость, приливали к осадку 2 мл питательного бульона и проводили ресуспензирование. Затем отбирали по 150 мкл микробной взвеси для определения антилизоцимной и антицитокиновой активности, кроме того у бактерий определяли способность к формированию биопленок

Способность образовывать биопленки (БПО) определяли по O’Toole G. с соавт. (2000) [15], антилизоцимную активность (АЛА) микроорганизмов – по О.В. Бухарину с соавт. (1999) [16]. Антицитокиновую активность (АЦА) в отношении выбранных про- и противовоспалительных цитокинов (IL4, IL6, IL8, TNFα и IL17А) оценивали иммуноферментным методом (ИФА) по методике [17] в модификации с использованием наборов ООО «Цитокин» (Санкт-Петербург). В центрифужные пробирки добавляли по 150 мкл взвеси изученных бактерий и разведения цитокинов в соотношении 1:1, пробирки культивировали 2 часа при 37 °С, реакцию останавливали на холоде, потом пробирки центрифугировали при 15 мин при 3000 об/мин (+4°С), далее отбирали супернатанты. Для определения антицитокиновой активности микроорганизмов использовали разведения цитокинов в физ. растворе в описанных концентрациях: TNFα – 52,3 пг/мл, IL17А – 461,5 пг/мл, IL8 – 83,3 пг/мл, IL6 – 83,3 пг/мл, IL4 – 30,7 пг/мл. Замеры концентрации цитокинов в опыте и контроле проводили ИФА методом, результаты учитывали на фотометре StatFax 2100 (США) при длине волны 450 нм. Для оценки АЦА вычисляли процент инактивации цитокинов в опыте относительно контроля и выражали в % инактивации.

Эффект регуляции персистентных свойств микроорганизмов являлся значимым, если под воздействием Фитофрона® происходило их подавление на 40-60% и более, умеренный подавляющий эффект определялся при снижении выраженности признаков на 20–40% [18].

Статистический анализ результатов проводили с помощью пакета программ Microsoft Excel 2007. Значимость различий средних величин показателей оценивали с помощью методов вариационной статистики (t-критерий Стьюдента). Статистически значимыми отличия считались при p<0,05.

Результаты. В результате проведенных исследований по изучению влияния препарата Фитофрон® на антилизоцимную активность микроорганизмов разных видов и их способность формировать биопленки было выявлено его ингибирующее действие на данные свойства (см. таблицу).

54-1.jpg (94 KB)

Под воздействием препарата Фитофрон® наиболее эффективно снижалась АЛА у коагулазоотрицательных стафилококков (на 94,4% у S.epidermidis и 94,7% – S. haemolyticus, p<0,01), в меньшей степени у S.aureus и E. faecalis – на 84% и 76,5% соотвественно (p<0,01), способность инактивировать лизоцим у кишечной палочки изменялась незначительно (на 21%, p<0,05).

У коагулазоотрицательных стафилококков S.epidermidis, S. haemolyticus и E. faecalis коэффициент биопленкообразования снизился на 23,1% (p<0,05), у штаммов S.aureus – на 28,5% (p<0,05), у E. coli на 31% (p<0,05) по сравнению с контролем.

Установлено разнонаправленное влияние исследуемого препарата на способность клинических штаммов инактивировать цитокины. Препарат достоверно не изменял выраженность АЦА E. coli в отношении противовоспалительного IL4; S. aureus в отношении IL8 и E. faecalis – в отношении IL 17A и TNF α; в то же время, Фитофрон полностью ингибировал АЦА в отношении IL 6 у всех изученных штаммов микроорганизмов.

Фитопрепарат Фитофрон® снижал АЦА в отношении IL4 у стафилококков и энтерококков, причем у штаммов E. faecalis на 80,2% (p<0,05), у S. epidermidis на 69,1% (p<0,05), у S. haemolyticus – на 41,7% (p<0,05), у золотистых стафилококков признак не определялся.

Наиболее эффективно (на 52,1%) Фитофрон® ингибировал АЦА в отношении IL 8 у энтерококков, и умеренно у коагулазоотрицательных стафилококков (у S. epidermidis на 30,9%, у S. haemolyticus на 28,2%) и кишечной палочки (на 29,9%).

Максимальное подавление (на 57,8%) АЦА в отношении IL 17A под действием Фитофрона® отмечено у эпидермального стафилококка (p<0,05), на 53,2% признак снизился у S. aureus (p<0,05), а у S. haemolyticus на 47,3% (p<0,05). Умеренный ингибирующий эффект (на 38,7%) Фитофрон® оказывал на АЦА IL 17A кишечной палочки.

Влияние препарата приводило к снижению АЦА в отношении TNF α у штаммов S. epidermidis и E. coli на 57,5 и 58,6% (p<0,05). Фитофрон® характеризовался умеренным ингибирующим эффектом (на 32,6%) в отношении АЦА TNF α гемолитического стафилококка (p<0,05), у золотистых стафилококков признак перестал регистрироваться.

Обсуждение. Проведенные исследования позволили получить экспериментальные данные о влиянии препарата Фитофрон® на биологические свойства условно-патогенных микроорганизмов. Установлено однонаправленное достоверное снижение способности изученных микроорганизмов инактивировать лизоцим макроорганизма, IL17 А, TNF α (за исключением E. faecalis), IL8 (за исключением S. aureus), IL4 (за исключением E. coli) под влиянием препарата Фитофрон®.

Показано, что действие препарата Фитофрон® приводило к полному исчезновению АЦА в отношении IL 6 у всех изученных бактерий, у штаммов золотистого стафилококков пропадала также АЦА в отношении IL4 и TNF α.

На ряду с тем, что растительный препарат Фитофрон®, применяемый в лечении и профилактике инфекций мочевыводящих путей, обладает мочегонным, спазмолитическим, противовоспалительным, противомикробным действием, обусловленным биологически активными веществами, входящими в его состав [19], он также ингибирует возможность условно-патогенных микроорганизмов инактивировать факторы врожденного иммунитета (лизоцим, про- и противовоспалительные цитокины) и формировать микробные биопленки, что, вероятно, может способствовать скорейшей элиминации патогенов из мочевыводящих путей.

Заключение. Проведенные исследования раскрывают еще один из возможных механизмов фармакологической активности in vivo растительного препарата Фитофрон®, применяемого для лечения инфекций мочевыделительной системы, который связан с его способностью ингибировать персистентные свойства условно-патогенных микроорганизмов в условиях in vitro.

Список литературы

1. Vivian S.L. Renal function measurements from MR renography and simplified multicompartmental model. Am Journal Physiol renal physiol. 2007;292:1548-1559. doi: 10.1152/ajprenal.00347.2006.

2. Kolesnik M.O. Medical and preventive care to patients Nephrology Profile 2009-2012 what should to do next? Ukrainian journal of Nephrology and Dialysis. 2013;3(39):3-14. doi:10.31450/ukrjnd.3(39).2013.01

3. Oskolkov S.A., Zhmurov V.A., Sinyaeva E.A., Petrov I.M., Paketov S.A., ZHmurov D.V. The role of pro-inflammatory cytokines in the pathogenesis of secondary chronic pyelonephritis against the background of nephrolithiasis. Medicinskaya nauka i obrazovanie Urala. 2018;2:24-27 Russian (Осколков С.А., Жмуров В.А., Синяева Е.А., Петров И.М., Пакетов С.А., Жмуров Д.В. Роль провоспалительных цитокинов в патогенезе вторичного хронического пиелонефрита на фоне нефролитиаза. Медицинская наука и образование Урала. 2018;2:24-27).

4. Saidova A.S., Apolihina I.A., Gankovskaya L.V., Teterina T.A., Malyshkina D.A., Sazonova E.YU. The effectiveness of cytokine therapy in the complex treatment of patients with chronic recurrent cystitis. Medicinskij opponet. 2021;2(14):59-69 Russian (Саидова А.С., Аполихина И.А., Ганковская Л.В., Тетерина Т.А., Малышкина Д.А., Сазонова Е.Ю. Эффективность применения цитокинотерапии в комплексном лечении пациенток с хроническим рецидивирующим циститом. Медицинский оппонет. 2021;2(14): 59-69)

5. Koren’kov D.G., Marusova V.E., Mishina T.P., Pavlov A.L. Pro-inflammatory cytokines in determining the degree of activity of chronic pyelonephritis. Urologicheskie vedomosti. 2015;(4):13-19 Russian (Кореньков Д.Г., Марусова В.Е., Мишина Т.П., Павлов А.Л. Провоспалительные цитокины в определении степени активности хронического пиелонефрита. Урологические ведомости. 2015;(4):13-19). doi: https://doi.org/10.17816/uroved5413-19

6. Pavlov A.L., Marusanov V.E., Koren’kov D.G. Pro-inflammatory cytokines in determining the localization of the inflammatory process in the urinary system in the provision of emergency urological care. Skoraya medicinskaya pomoshch’. 2018;1:55-58 Russian (Павлов А.Л., Марусанов В.Е., Кореньков Д.Г. Провоспалительные цитокины в определении локализации воспалительного процесса в мочевыделительной системе при оказании экстренной урологической помощи. Скорая медицинская помощь. 2018;1:55-58). https://doi.org/10.24884/2072-6716-2018-19-1-55-58

7. Gricenko V.A., Brudastov YU.B. The role of persistent properties of microorganisms in the pathogenesis of endogenous bacterial infections. Vestnik Ural’skoj medicinskoj akademicheskoj nauki. 2009;2:35–39 Russian (Гриценко В.А., Брудастов Ю.Б. Роль персистентных свойств микроорганизмов в патогенезе эндогенных бактериальных инфекций. Вестник Уральской медицинской академической науки. 2009; 2: 35-39).

8. Kuz’min M.D., Pashkova T.M., Kartashova O.L., Pashinina O.A., Popova L.P. Biological properties of microorganisms isolated from urine in urolithiasis. Urologiia. 2018;4:14-18 Russian (Кузьмин М.Д., Пашкова Т.М., Карташова О.Л., Пашинина О.А., Попова Л.П. Биологические свойства микроорганизмов, выделенных из мочи при мочекаменной болезни. Урология. 2018;4:14–18). DOI: https://dx.doi.org/10.18565/urology.2018.4.14-18

9. Popova L.P., Pashkova T.M., Morozova N.V., Kuz’min M.D., Kartashova O.L. Anticytokine activity of E. coli strains isolated from urine in patients with urolithiasis. Rossijskij immunologicheskij zhurnal. 2019;2:474-476 Russian (Попова Л.П., Пашкова Т.М., Морозова Н.В., Кузьмин М.Д., Карташова О.Л. Антицитокиновая активность штаммов E. coli, выделенных из мочи при мочекаменной болезни. Российский иммунологический журнал. 2019;2:474-476). doi: https://doi.org/10.31857/S102872210006935-3

10. Veshkina A.A., ZHuravlev O.V., Semakov D.V., Kuzub I.I., Bazhenov I.V. Possibilities of herbal medicine in the treatment of uncomplicated urinary tract infections. Ural’skij medicinskij zhurnal. 2017;2(146):130-132. Russian (Вешкина А.А., Журавлев О.В., Семаков Д.В., Кузуб И.И., Баженов И.В. Возможности фитотерапии в лечении неосложненных инфекций мочевыводящих путей. Уральский медицинский журнал. 2017;2(146):130-132).

11. Nemenov A.A., Boeva I.D., Kotov S.V. Novye vozmozhnosti v lechenii infekcij mochevyvodyashchih putej. New opportunities in the treatment of urinary tract infections. Lechashchij vrach. 2020;10:59-63. Russian. (Неменов А.А., Боева И.Д., Котов С.В. Новые возможности в лечении инфекций мочевыводящих путей. Лечащий врач. 2020;10:59-63). doi:10.26295/OS.2020.92.72.013

12. Pashkova T.M., Pashinina O.A., Kartashova O.L. Influence of herbal preparations on the growth and persistence potential of microorganisms isolated from the urine of patients with uronephrolithiasis. Byulleten’ Orenburgskogo nauchnogo centra UrO RAN (elektronnyj zhurnal) 2017;3:1-8. Russian (Пашкова Т.М., Пашинина О.А., Карташова О.Л. Влияние фитопрепаратов на рост и персистентный потенциал микроорганизмов, выделенных из мочи пациентов с уронефролитиазом. Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН (электронный журнал). 2017; 3: 1-8). https://elibrary.ru/download/elibrary_30603996_83312814.pdf

13. Kartashova O.L. Pashkova T.M., Pashinina O.A. Influence of herbal medicines on the antilysozyme activity of priority uroflora species isolated from patients with urolithiasis. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018;4:62-54 Russian (Карташова О.Л. Пашкова Т.М., Пашинина О.А. Влияние лекарственных препаратов растительного происхождения на антилизоцимную активность приоритетных видов урофлоры, выделенных от больных мочекаменной болезнью. Вестник Оренбургского государственного университета. 2018;4:62-54). doi: 10.25198/1814-6457-209-62

14. Buharin O.V. Infekcionnaya simbiologiya – novoe ponimanie staryh problem. Infectious symbiology - a new understanding of old problems. Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2016;86(10):915-920 Russian (Бухарин О.В. Инфекционная симбиология – новое понимание старых проблем. Вестник Российской академии наук. 2016;86(10):915-920) doi: 10.7868/S0869587316070033

15. O’Toole G., Kaplan N.V., Kolter R. Biofilm formation as microbial development. Annual Review of Microbiology. 2000;54:49-79. doi: 10.1146/annurev.micro.54.1.49.

16. Buharin O.V. Persistence of pathogenic bacteria M.: Medicina, 1999: 365 s. Russian (Бухарин О.В. Персистенция патогенных бактерий. М.: Медицина, 1999: 365 с.).

17. Buharin O.V., Perunova N.B., CHajnikova I.N., Ivanova E.V., Smolyagin A.I. Anticytokine activity of microorganisms. Zhurnal mikrobiologii, epidemiologii i immunobiologii. 2011;4:56-61 Russian (Бухарин О.В., Перунова Н.Б., Чайникова И.Н., Иванова Е.В., Смолягин А.И. Антицитокиновая активность микроорганизмов. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2011; 4: 56-61).

18. Buharin O.V., Usvyacov B.YA., SHeenkov N.V. Characteristics of the antilysozyme activity of Staphylococcus aureus in various types of experimental infection. Byulleten’ ekperimental’noj biologii i mediciny. 1993;2:178-180. Russian (Бухарин О.В., Усвяцов Б.Я., Шеенков Н.В. Характеристика антилизоцимной активности золотистого стафилококка при различных типах течения экспериментальной инфекции. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1993;2:178-180).

19. Kuz’min M.D. Chronic primary pyelonephritis. A new approach to understanding pathogenesis and treatment. Moskovskij urolog. 2021;2:16-17 Russian (Кузьмин М.Д. Хронический первичный пиелонефрит. Новый подход к пониманию патогенеза и лечению. Московский уролог. 2021;2:16-17).

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: М.Д. Кузьмин – д.м.н., врач-уролог высшей квалификационной категории, ведущий научный сотрудник лаборатории по изучению механизмов формирования микробных биоценозов человека ИКВС УрО РАН – обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного учреждения науки ОФИЦ УрО РАН, Оренбург; e-mail: mdk-49@mail.ru

Также по теме