ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Рак предстательной железы и обоняние собак: возможности неинвазивной диагностики

В.В. Протощак, Е.А. Андреев, Е.Г. Карпущенко, А.В. Слепцов, Д.В. Овчинников, С.А. Алентьев, М.В. Лазуткин, А.В. Мамаенко, Т.В. Мамаенко

1) ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия; 2) Кинологический центр ФГБВОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», Санкт-Петербург, Россия; 3) ООО «Дог-Сервис», Санкт-Петербург, Россия
Введение. Скрининг пациентов с целью выявления рака предстательной железы (РПЖ) остается актуальной проблемой мирового здравоохранения.
Цель исследования: оценить возможность и эффективность обонятельных способностей собак породы малинуа в диагностике РПЖ.
Материалы и методы. Материалом исследования стали образцы мочи, полученные от 176 мужчин. Из них 112 взяты у мужчин с морфологически подтвержденным по результатам биопсии диагнозом РПЖ и 64 – у здоровых молодых мужчин. Исследование с участием двух бельгийских овчарок малинуа (Belgian Malinois) состояло из двух этапов. Первый заключался в обучении собак отличать мочу больных людей. На этом этапе использовали 66 образцов мочи (42 больных РПЖ, 24 здоровых). Второй этап, детекции, был направлен на выявление способностей собак идентифицировать образцы мочи пациентов с РПЖ. В нем было задействовано 110 образцов мочи (70 больных РПЖ и 40 здоровых).
Результаты. Первая собака 68 образцов правильно идентифицировала как пробы, полученные от больных РПЖ, и в 37 случаях верно указала на отсутствие заболевания (чувствительность – 97,1%, специфичность – 92,5%, точность – 95,4%). Второе животное правильно идентифицировало 69 и 39 проб соответственно (чувствительность – 98,6%, специфичность – 97,5%, точность – 98,2%).
Заключение. Продемонстрирована возможность тренировки собак для определения больных РПЖ. Дальнейшие исследования по выявлению летучих органических соединений в моче больного человека с внедрением специализированных анализаторов по типу «электронный нос», а также газовой хроматографии в сочетании с масс-спектрометрией представляют как научный, так и практический интерес.

Ключевые слова

рак предстательной железы
летучие органические соединения
диагностика
собаки
скрининг

Введение. Рак предстательной железы (РПЖ) является одной из ведущих причин смертности от онкологических заболеваний среди мужчин [1]. В России в 2018 г. зарегистрировано 41 577 новых случаев РПЖ, среди них 40,4% соответствовали III–IV стадиям заболевания [2]. Определение в крови содержания простатоспецифического антигена (ПСА) на сегодняшний день остается наиболее широко используемым в мире тестом на выявление РПЖ [3]. Однако диагностическая ценность анализа уровня ПСА в плазме крови при его значениях более 4 нг/мл характеризуется низкими показателями специфичности (менее 21%) при относительно высокой чувствительности (более 93%) [4]. Это побуждает к выполнению массы «ненужных» биопсий предстательной железы и увеличивает частоту выявления «клинически не значимого» рака.

Идея использования обоняния животных с целью идентификации больных людей не нова. Существует гипотеза, согласно которой животные способны улавливать некие специфические летучие органические соединения (ЛОС), синтезируемые в организме человека при развитии онкологического процесса [5, 6]. Превалирующее число публикаций посвящено описанию тренировок собак в определении людей со злокачественными заболеваниями кожи, легких, молочной железы, мочевого пузыря, яичников, прямой кишки и предстательной железы [7–10]. В этих работах эффективность метода была на достаточно высоком уровне, чувствительность составила 64–99%, специфичность – 29–99%. Возможности животных в неинвазивном скрининге на РПЖ представлены в единичных работах с небольшими выборками пациентов, в которых получены противоречивые результаты [11, 12].

Цель исследования: оценить возможность и эффективность обонятельных способностей собак породы малинуа в диагностике РПЖ.

Материалы и методы. В исследование были включены 176 мужчин, от которых были получены образцы мочи. Сто двенадцать образцов мочи взяты у мужчин (средний возраст – 67,9±8,5 года) с морфологически подтвержденным диагнозом РПЖ, которым выполнялась трансректальная мультифокальная биопсия предстательной железы под ультразвуковым контролем (см. таблицу), 64 образца – у здоровых молодых мужчин (средний возраст – 20,0±1,2 года).

Большинство [50 (44,6%) мужчин] пациентов относились к умеренной (благоприятной и неблагоприятной) группе риска. Среднее содержание ПСА составило 46,8 нг/мл (от 2,5 до 978 нг/мл). Обязательным критерием включения в исследование стало отсутствие какого-либо лечения по поводу онкологического заболевания.

Исследуемым биологическим материалом являлась моча. Такой выбор был обусловлен простотой и неинвазивностью ее получения. Каждый образец был представлен средней порцией мочи, собранной в стерильный пластиковый контейнер емкостью 100 мл. Контейнер маркировали и помещали в морозильную камеру, где замораживали при температуре -15°С (срок хранения мочи составлял 1–3 мес.). Транспортировка контейнеров до места проведения эксперимента не превышала 1 ч и осуществлялась в сумке- холодильнике, после чего контейнеры вновь помещали в морозильную камеру до востребования. Непосредственно перед экспериментом контейнер с материалом погружали в водяную баню ULAB (UT4300E), где размораживали при температуре 37°С в течение 10 мин. Затем материал наносили на ватный диск с помощью одноразовой пипетки, диск помещали в стеклянный контейнер. Для предотвращения контакта собаки с биологическим материалом контейнер закрывали специальной крышкой с отверстиями.

Эксперимент проходил на базе Кинологического центра Санкт-Петербургского государственного аграрного университета с участием специалистов –кинологов центра и ООО «Дог-Сервис», соответствовал требованиям, предъявляемым к экспериментальным исследованиям с участием животных [14]. Для работы использовали двух самок бельгийских овчарок малинуа (Belgian Malinois) в возрасте 3 лет (включение в эксперимент двух собак было необходимо для повышения точности результатов). Эксперимент включал два последовательных этапа: тренировки (обучения собак) и детекции (эксперимента). Ранее обе собаки проходили базовое обучение по поиску и обнаружению взрывчатых веществ и имели опыт импринтинга целевых запахов. Работу с собаками осуществляли при температуре воздуха 16–20°С и относительной влажности не менее 50% в помещении размером 3×6 м с кафельным покрытием стен и пола.

На первом этапе собак обучали распознавать образцы больных (основная группа) и здоровых людей (контрольная группа); общая продолжительность этапа составила 24 нед. при периодичности занятий 2 раза в нед. На данном этапе кинолог знал, в каком образце находится моча больного РПЖ. Для обучения использовали метод «выбора по подобию». Кинолог-инструктор впускал собаку в комнату, где было расставлено пять образцов мочи: одного больного РПЖ и четырех от здоровых мужчин. Затем собака последовательно обнюхивала все образцы. Считалось, что собака сделала правильный выбор, если она идентифицировала (замирала или садилась рядом с нужным образцом) банку, содержащую мочу больного человека. При правильном выборе кинолог с помощью кликера1 маркировал поведение собаки и поощрял ее лакомством. В случае если собака обозначала контрольный образец, выбор расценивали как ошибочный. Положение банок изменяли в случайном порядке перед каждым следующим проходом собаки. Каждая собака совершала от 3 до 5 проходов за день. Для удаления остатков биологических сред и исключения перемешивания запахов после каждого прохода стены, пол, банки с образцами мочи обрабатывали водяным парогенератором.

Следующий этап, детекции (эксперимента), продолжался около 8 нед. и был направлен на выявление способностей собак активно идентифицировать образцы мочи от пациентов с РПЖ. Отличием этого этапа от предыдущего являлось то, что кинолог-инструктор не знал, в каком образце находится моча больного человека. Комната для выполнения эксперимента была оборудована средствами видеонаблюдения, и правильность выбора собаки врач-исследователь контролировал удаленно. Необходимо это было в связи с тем, что собаки при обнюхивании образцов мочи могли фиксировать случайную реакцию врача-исследователя, а это могло приводить к искажению результатов эксперимента.

На этапе тренировки и обучения собак использовали 66 образцов мочи (42 больных РПЖ, 24 здоровых людей), причем один и тот же образец мог использоваться многократно, так как для эксперимента необходимо было незначительное количество мочи. На этапе детекции было задействовано 110 образцов мочи (70 больных РПЖ и 40 здоровых людей) (см. рисунок).

Для оценки диагностической значимости метода рассчитывали показатели чувствительности, специфичности и точности по формулам:

Чувствительность = ДП/(ДП+ЛО),
Специфичность = ДО/(ДО+ЛП),
Точность = (ДП+ДО)/(ДП+ДО+ЛП+ЛО),
где ДП – достоверно положительный результат; ЛО – ложноотрицательный результат; ДО – достоверно отрицательный результат; ЛП – ложноположительный результат.

Результаты. В ходе эксперимента при обнюхивании образцов мочи собака № 1 в 71 случае указывала на наличие специфических ЛОС – положительный результат. Морфологически подтвержденный РПЖ имелся у 68 пациентов (достоверно положительный результат), а в 3 наблюдениях он был исключен (ложноположительный результат). Отрицательный результат был зафиксирован в 39 случаях, из них в 37 действительно не было РПЖ (достоверно отрицательный результат) и в 2 случаях заболевание присутствовало (ложноотрицательный результат).

Собака № 2 показала 70 положительных результатов, диагноз подтвержден для 69 проб (достоверно положительный результат) и в 1 случае исключен (ложноположительный результат). Реакция на обнюхивание 40 проб была отрицательной, среди них 39 были получены от пациентов без заболевания (достоверно отрицательный результат), 1 – от больного РПЖ (ложноотрицательный результат).

Для собаки № 1 показатели диагностической ценности метода были следующими: чувствительность – 97,1%, специфичность – 92,5%, точность – 95,4%; для собаки № 2 – 98,6, 97,5 и 98,2% соответственно.

Обсуждение. Филогенетически хорошее развитие обонятельных рецепторов необходимо хищным видам животных для улавливания запаха и выслеживания добычи на больших расстояниях. Акулы способны чувствовать запах небольшого количества крови с дистанции 2–3 км, медведи могут определять добычу на расстоянии 30 км. Несмотря на одомашнивание собак несколько тысячелетий назад, они не утратили одорологических способностей. Обонятельная область мозга собаки в 40 раз больше, чем у людей, а количество рецепторов достигает 300-кратного преимущества. «Мы можем заметить одну чайную ложку сахара в нашем кофе, в то время как собака может определить чайную ложку сахара в 3 млн л воды – 2 олимпийских бассейнов», – приводит яркое сравнение в своей книге A. Horowitz [15].

Идея использования когнитивных способностей собак в диагностике онкологических заболеваний возникла 30 лет назад, в 1989 г., когда 44-летняя жительница Лондона обратила внимание на то, что ее собака (помесь колли и добермана) часто принюхивалась к пигментному пятну на ноге. После обращения в медицинский центр у женщины была выявлена ранняя стадия меланомы кожи [16]. Научное обоснование этого феномена заключается в способности собак определять ЛОС, продуцируемые злокачественными клетками и в том или ином виде выделяемые в окружающую среду [17].

В 2008 г. в Англии зарегистрирована благотворительная организация Medical Detection Dogs, имевшая два основных направления деятельности – исследование одорологических способностей млекопитающих для обнаружения заболеваний человека, а также подготовка животных с целью предупреждения развития опасных осложнений заболеваний, имеющихся у хозяев. Среди них сахарный диабет 1-го типа, синдром постуральной ортостатической тахикардии, гипокортицизм, тяжелые формы аллергий и др. При малейших изменениях в организме хозяина собаки по примеру онкологических заболеваний учуивают ЛОС в выдыхаемом воздухе и оповещают человека о приближающейся опасности. На сегодняшний день собаки участвуют в двух клинических исследованиях по выявлению онкологических заболеваний. Заявлены планы по обучению животных с целью определения ранних стадий таких заболеваний, как малярия и паркинсонизм [18].

В нашем исследовании показана способность собак после продолжительной (6 мес.), сложной и профессиональной тренировки в специализированном центре выявлять мочу пациентов с гистологически подтвержденным РПЖ. Важным моментом являлся выбор породы. По опыту специалистов Кинологического центра Санкт-Петербургского государственного аграрного университета наиболее подходящей породой яказались бельгийские овчарки малинуа. Этот выбор обусловлен тем, что собаки данной породы обладают высоким уровнем интеллекта, характеризуются быстротой дрессировки и главное – одними из лучших среди собак розыскных способностей. Для исключения ошибок на протяжении всего исследования животные взаимодействовали только со своими кинологами. Результаты проведенных занятий с собаками дают основания предполагать, что они способны отрабатывать в режиме скрининга около 100 проб в день с частотой 3–4 раза в неделю каждая.

Несомненно, на результаты нашего исследования могли повлиять различия в возрастных группах пациентов. Средний возраст мужчин, больных РПЖ, составил более 60 лет, в то время как контрольная группа была представлена молодыми людьми в возрасте не старше 30 лет. Такой выбор был обусловлен низкой вероятностью наличия у них карциномы предстательной железы. Отсутствие учета приема каких-либо фармакологических препаратов по поводу сопутствовавших заболеваний, курения, чрезмерного употребления алкоголя, характера пищи и т.д. также могло исказить результаты эксперимента. Тем не менее высокие показатели чувствительности (97,1–98,6%), специфичности (92,5–97,5%) и точности (95,4–98,2%) подтверждают гипотезу о существовании неких летучих молекул, специфичных только для этого заболевания. В то же время образуемая в нефронах и омывающая верхние и нижние мочевые пути урина может служить идеальной биологической средой для диагностики опухолей почек, мочеточников, мочевого пузыря, предстательной железы и уретры.

Заключение. В нашем исследовании продемонстрирована возможность тренировки собак для выявления больных РПЖ. Высокие показатели точности, с одной стороны, и сложные аспекты дрессировки, длительность обучения и технические сложности выполнения эксперимента, с другой, не позволяют рассматривать это направление в качестве метода скрининга на РПЖ. Дальнейшие исследования по выявлению ЛОС в моче больного человека с внедрением специализированных анализаторов по типу «электронный нос», а также газовой хроматографии в сочетании с масс-спектрометрией представляет как научный, так и практический интерес.

Список литературы

1. Amin M.B., Edge S.B., Greene F.L., Byrd D.R., Brookland R.K., Washington M.K., Gershenwald J.E., Compton C.C., Hess K.R., Sullivan D.C.,Jessup J.M., Brierle, J.D., Gaspar L.E., Schilsk R.L., Balch C.M., Winchester D.P., Asare E.A., Madera M., Gress D.M., Meyer L.R. (Eds.) AJCC Cancer Staging Manual. 8th ed. New York: Springer; 2017.

2. Kaprin A.D., Starinskiy V.V., Petrova G.V. The state of cancer care for the population of Russia in 2018. M.: MNIOI named P.A. Gertsena –filial FGBU «NMIRTs radiologii» Minzdrava Rossii, 2019. 236 p. URL: http://www.oncology.ru/service/statistics/condition/2017.pdf. Russian (Каприн А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В. Состояние онкологической помощи населению Россиив 2017 году. М.: МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ «НМИРЦ радиологии» Минздрава России, 2019. 236 с. URL: http://www.oncology.ru/service/statistics/condition/2018.pdf).

3. Pron G. Prostate-Specific Antigen (PSA)-Based Population Screening for Prostate Cancer: An Evidence-Based Analysis. Ont Health Technol Assess Ser. 2015 May 1;15(10):1-64. eCollection 2015. Review. PubMed PMID: 26366236; PubMed Central PMCID: PMC4561549.

4. Nogueira L., Corradi R., Eastham J.A. Prostatic specific antigen for prostate cancer detection. IntBraz J Urol. 2009 Sep-Oct;35(5):521-9; discussion 530-2.Review. PubMed PMID: 19860930.

5. Brooks S.W., Moore D.R., Marzouk E.B., Glenn F.R., Hallock R.M. Canine olfaction and electronic nose detection of volatile organic compounds in the detection of cancer: a review. Cancer Invest. 2015;33(9):411-9. Doi:10.3109/07357907.2015.1047510. Epub 2015 Jun 26. Review. PubMed PMID: 26114998.

6. Sonoda H., Kohnoe S., Yamazato T., Satoh Y., Morizono G., Shikata K.,Morita M.,Watanabe A., Morita M., Kakeji Y., Inoue F., Maehara Y.Colorectal cancer screening with odour material by canine scent detection. Gut 2011;60(6):814–819.

7. Willis C.M., Church S.M., Guest C.M., Cook W.A., McCarthy N., Bransbury A.J., Church M.R., Church J.C. Olfactory detection of human bladder cancer by dogs: proof of principle study. BMJ 2004;329:712–714.

8. Gordon R.T., Schatz C.B., Myers L.J., et al. The use of canines in the detection of human cancers. J Altern Complement Med 2008;14:61–67.

9. Amundsen T., SundstrømS., Buvik T., Gederaas O.A., Haaverstad R. Can dogs smell lung cancer? First study using exhaled breath and urine screening in unselected patients with suspected lung cancer. Acta Oncol 2014;53(3):307–315.

10. Horvath G., Andersson H., Nemes S. Cancer odor in the blood of ovarian cancer patients: a retrospective study of detection by dogs during treatment, 3 and 6 months afterward. BMC Cancer 2013;13(1):1–7.

11. Taverna G., Tidu L., Grizzi F., Torri V.,Mandressi A., Sardella P., La Torre G.,Cocciolone G., Seveso M., Giusti G., Hurle R., Santoro A., Graziotti P. Highly-trained dogs’ olfactory system detects prostate cancer in urine samples. J Urol 2015;193(4):1382–1397.

12. Cornu J.N., Cancel-Tassin G., Ondet V., Girardet C., Cussenot O. Olfactory detection of prostate cancer by dogs sniffing urine: a step forward in early diagnosis. EurUrol 2011;59(2):197–201.

13. Epstein J.I., Egevad L., Amin M.B., Delahunt B., Srigley J.R., Humphrey P.A. The 2014 International Society of Urological Pathology (ISUP) Consensus Conference on Gleason grading of prostatic carcinoma: definition of grading patterns and proposal for a new grading system. Am J Surg Pathol 2016;40:244–252.

14. Denisov A.V., Cheprakova V.A., Anisin A.V., Bezrukov S.I. Ethical aspects of modern use of animals in experimental studies. Vestnik Rossiiskoi voenno-medicinskoi academii. 2018;3(63):238-242. Russian (Денисов А.В., Чепракова В.А., Анисин А.В., Безруков С.И. Этические аспекты использования животных в современных экспериментальных исследованиях. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2018;3(63):238–242).

15. Alexandra H. Book entitled “Inside of a dog” publ. by Simon and Schuster UK Ltd, 2012. 2nd Ed. P. 72.

16. Williams H., Pembroke A. Sniffer dogs in the melanoma clinic? Lancet. 1989 Apr 1;1(8640):734. PubMed PMID: 2564551.

17. Kneepkens C.M., Lepage G., Roy C.C. The potential of the hydrocarbon breath test as a measure of lipid peroxidation. Free Rad Biol Med 1994;17:127–160.

18. Режим доступа https://www.medicaldetectiondogs.org.uk.

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: В. В. Протощак – д.м.н. профессор, главный уролог Министерства Обороны Российской Федерации, начальник кафедры и клиники урологии ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова» Министерства Обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: protoshakurology@mail.ru

Также по теме