ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Распространенность и тяжесть симптомов нижних мочевыводящих путей при первой беременности здоровых женщин

М.И. Коган, Н.В. Воробьева, И.И. Белоусов

1) Кафедра урологии и репродуктивного здоровья человека (с курсом детской урологии-андрологии) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, Ростов-на-Дону, Россия; 2) кафедра акушерства и гинекологии № 1 ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования: изучение распространенности и тяжести симптомов нижних мочевыводящих путей (СНМП) у здоровых первобеременных одним плодом на протяжении всей беременности в одном из южных регионов России.
Материалы и методы. В 2021–2022 гг. в одном центре проведено неинтервенционное наблюдательное проспективное исследование с последовательным набором, в котором из 280 беременных женщин, согласно критериям включения/исключения, отобраны 30 здоровых первобеременных. Данные получены анкетированием по опроснику I-PSS.
Результаты. Нарушения мочеиспускания развиваются уже в I триместре беременности, прогрессивно усиливаясь к ее концу. Частота регистрации дневной и ночной поллакиурии в I триместре составляет 60%, достигая 100% в III триместре. На протяжении всего периода наблюдения превалирующими симптомами являются ирритативные, их частота становится максимальной к концу беременности. Подобным образом проявляется и ноктурия. Умеренные и тяжелые симптомы нарушения мочеиспускания характеризуются прогрессированием на протяжении периода исследования.
Обсуждение. Исследования, подобные нашему, проводились ранее во многих странах, в России – впервые. В них изучались недержание мочи, симптомы гиперактивного мочевого пузыря и влияние нарушений мочеиспускания на качество жизни. По нашим данным, у беременных регистрируется весь спектр СНМП, и их распространенность выше, чем в общей популяции. Предполагаем, что различия могут быть связаны с особенностями течения беременности (предлежание плода, многоводие), особенностями когорты (возраст, социальный статус и т.д.), беспокойством женщин за благополучие плода и исход береенности, что нашло свое отражение в показателях качества жизни, ухудшающихся от I к III триместру. Ограничения исследования связаны с его проведением в одиночном медицинском городском центре, строгой селекцией женщин, обусловившими небольшую величину выборки. В связи с этим результаты обобщения наших данных не следует распространять на всю страну.
Заключение. Ургентность мочеиспускания, дневная поллакиурия и ноктурия, усиливающиеся в своей частоте и тяжести на протяжении беременности, характерны для молодых здоровых первобеременных и отличают их от небеременных женщин. Нарастание СНМП во время беременности определяет ухудшение качества жизни женщин. Это обусловливает необходимость своевременного урологического консультирования на всех этапах беременности.

Ключевые слова

СНМП
беременность
поллакиурия
ноктурия
качество жизни

Введение. Как известно, беременность сопровождается значимыми анатомо-физиологическими изменениями, включая и дородовую дисфункцию нижних мочевыводящих путей. Здесь играют роль множество внешних и внутренних факторов, таких как прогрессирующее увеличение матки и массы плода, гормональные эффекты, анатомические изменения мышц тазовой диафрагмы, подвижность уретры др. [1, 2], которые способствуют развитию СНМП, в том числе недержанию мочи [3–5], которое более других снижает качество жизни [3, 6, 7].

Согласно данным систематического обзора и мета-анализа H. F. . Moossdorff-Steinhauser и соавт. [5] за последние 20 лет в мире опубликовано не менее 70 статей о СНМП во время беременности. Были показаны значимые различия в частоте и тяжести различных нарушений мочеиспускания у беременных в «восточных» и «западных» цивилизациях, что связывают с этническими факторами (рост, масса тела женщины, тип телосложения до беременности и т.д.) [1–3, 6–9]. Однако при выявлении СНМП использовались различные шкалы и опросники (IPSS, UDI, IIQ, ICIQ-FLUTS, ICIQ-OAB и др.), что безусловно затрудняет сравнительный анализ результатов исследований. Многие публикации демонстрируют анализ СНМП исключительно в третьем триместре беременности, некоторые из них – во втором и третьем триместрах и, к сожалению, единичны работы, прослеживающие женщин от I до III триместров [6–10]. Однако в этих статьях далеко не всегда разделяются перво- и повторнобеременные, здоровые женщины и имеющие различную коморбидность, молодые и «пожилые» беременные, и т.д. [9, 11–13].

Цель настоящего исследования: изучить распространенность и тяжесть СНМП у здоровых первобеременных одним плодом на протяжении всей беременности в одном из южных регионов России.

Материалы и методы. В одноцентровое неинтервенционное наблюдательное проспективное с последовательным набором исследование включены 30 здоровых женщин из 280 обратившихся в женскую консультацию на протяжении 2021–2022 гг. г. Ростова-на-Дону для установления беременности.

Критерии отбора: женщины – жительницы города, четко понимающие вопросы на русском языке, в возрасте 18–40 лет, первобеременные одним плодом, с наличием стабильного семейного положения, сексуальной активностью на протяжении не менее 6 мес. до беременности и отсутствием в анамнезе серьезных заболеваний, в том числе жизненно важных органов.

250 женщин не соответствовали критериям включения: женщина с анамнезом аборта, выкидыша, мертворождения, неонатальной смерти, с приемом антидепрессантов или депрессией.

Инструментами исследования явились опрос с определением характеристик мочеиспускания и валидированный опросник I-PSS. Все участницы использовали одну и ту же версию анкеты. Боль при микции оценивали по визуальной аналоговой шкале. Кроме того, были собраны демографические данные.

Исследования проведены на 10–12, 22–24 и 34–36-й неделях беременности. Процедуры исследования одобрены ЛНЭК при РостГМУ (протокол №15/20 от 08.10.20 г.), все участники исследования дали информированное согласие.

Статистический анализ проведен с использованием программы Statistica 10 (StatSoft Inc., США). Данные обработаны непараметрическими методами, качественные показатели представлены как абсолютные и относительные частоты (проценты). Описательная статистика количественных признаков представлена в виде медианы и верхнего и нижнего квартилей (Me [LQ; UQ], сравнение связанных признаков осуществляли тестами Вилкоксона и Краскела–Уоллиса. При сравнении различия считали статистически значимыми, если вероятность ошибки была менее 5% (р<0,05).

Результаты. Характеристика когорты представлена в табл. 1.

12-1.jpg (55 KB)

Молодые женщины, включенные в исследование, имели нормальную или избыточную массу тела, женщин с ожирением не было. Прибавка индекса массы тела (ИМТ) от I к III триместру составила 4,2 кг/м2. Медиана возраста дебюта сексуальной активности составила 18,0 лет, хотя у 40% женщин этот дебют состоялся в возрасте старше 18 лет. Только 40% женщин не имели половых партнеров до брака, у остальных участниц исследования медиана количества половых партнеров до брака составила 3,0 [1,0; 4,0]. 53,3% женщин указали частоту половой активности ≥2 раз/нед., а 46,7% – ≤ 1 раз/нед.

Качественные и количественные характеристики мочеиспускания у беременных представлены в табл. 2.

13-1.jpg (176 KB)

Из данных опроса беременных явствует, что большая (60%) часть из них отмечали дневную и ночную поллакиурию уже в I триместре, у каждой четвертой женщины позывы носят ургентный характер. У подавляющего большинства (86,7%) беременных мочеиспускание безболезненное, у 13,3% – боль в надлонной области и в уретре минимальная.

Прогрессирование беременности обусловливала и ургентность мочеиспускания у всех женщин уже во II триместре, к III триместру дневная и ночная поллакиурия также имела место во всех наблюдениях. Нарастала и тяжесть ноктурии. А вот стрессовое недержание мочи впервые выявлено только у одной беременной и то только в III триместре.

По данных анкеты I-PSS, отмечено достоверное нарастание как ирритативных, так и обструктивных симптомов, но в большой мере ирритативных. Причем легкие нарушения по мере увеличения срока беременности наблюдались реже, в то время как нарастали умеренные и тяжелые симптомы.

Треть (30,0–36,7%) женщин заявили о небольших изменениях качества жизни на протяжении всей беременности, но большая часть из них оценивают его как существенное ухудшение вплоть до плохого.

Достоверность различий СНМП между триместрами беременности отражена в табл.3.

Важная особенность в достоверности различий ирритативных симптомов между всеми триместрами, а также качества жизни во II и III триместрах по сравнению с I триместром.

Обобщенные данные по СНМП и качеству жизни в I–III триместрах представлены в табл. 4.

14-1.jpg (42 KB)

Обсуждение. Распространенность всех видов СНМП у беременных в нашем исследовании ожидаемо оказалась выше, чем в общей популяции [14].

Исследования СНМП у беременных на различных сроках беременности были проведены в Турции, Бразилии, Великобритании, Китае, Палестине, Нигерии, Нидерландах, но в России подобных исследований не было. Причем в большинстве исследований делался упор на изучение недержания мочи [15–20], либо симптомов гиперактивного мочевого пузыря [6, 10, 21], либо их влияния на качество жизни [16, 17, 22].

Наше исследование показало весь спектр СНМП, наблюдавшихся в I–III триместрах беременности у отобранной группы женщин (молодые, здоровые, первобеременные одним плодом). Таким образом, можно считать полученные нами качественные и количественные параметры мочеиспускания неким нормативным статусом.

Согласно данным опроса, в нашей когорте во всех триместрах доминировали ургентность, дневная поллакиурия и ноктурия, причем жалобы на обструктивное мочеиспускание отсутствовали. Наибольшие частота ирритативных симптомов и их тяжесть, по данным анкеты I-PSS, были отмечены в III триместре, при этом, по данным анкеты, на протяжении всей беременности фиксировали и обструктивные симптомы, правда, очень низкой выраженности.

В ряде исследований [4, 7, 9, 23, 24] обращалось внимание на наибольшую частоту (60,2–77,3%) среди СНМП ноктурии, высокую частоту стрессового недержания мочи (30–65,0%). В то время как в нашем исследовании этот симптом встретился однажды в III триместре. Предполагаем, что различия в симптомах у беременных женщин могут быть связаны в том числе с особенностями самой когорты (возраст, общее состояние здоровья, многоводие и т.д.).

Очевидно, что причинными факторами СНМП во время беременности являются гормональные эффекты, механические факторы, особенности телосложения женщины, социально-экономический статус, психическое здоровье.

В ходе настоящего исследования показано, что СНМП являются причинными факторами беспокойства беременных, что нашло свое отражение в показателях качества жизни, снижающихся от I к III триместру. Это подчеркивает важность выявления и лечения этих симптомов как можно раньше. Интимный характер СНМП может откладывать обращение за медицинской помощью.

Ограничения нашего исследования связаны с его проведением в одиночном медицинском городском центре одного из южных городов России, поэтому экстраполировать полученные данные на всю страну считаем невозможным и необоснованным. Кроме того, в нашем исследовании использованы строгие критерии включения. Небольшая выборка, тем не менее, позволила выявить статистически значимые тенденции. Все наши пациенты не имели патологических СНМП в связи с беременностью, анализ мочи на лейкоцитурию был отрицательным. Поэтому мы считаем течение беременности и СНМП физиологическими в нашей когорте.

Заключение. Для молодых здоровых первобеременных одним плодом женщин характерно наличие СНМП, отличающих их от небеременных женщин. К ним относятся ургентность мочеиспускания, дневная поллакиурия и ноктурия, которые характеризовались увеличением частоты и тяжести от I к III триместру. Существует взаимосвязь нарастания СНМП во время беременности с ухудшением качества жизни женщин. Беспокойство беременных в связи с СНМП необходимо своевременно выявлять и лечить на ранней стадии, используя урологическое консультирование на всех этапах беременности.

Список литературы

1. Lin K.L., Shen C.J., Wu M.P., Long C.Y., Wu C.H., Wang C.L. Comparison of low urinary tract symptoms during pregnancy between primiparous and multiparous women. Biomed Res Int. 2014;2014:303697. https://doi.org/10.1155/2014/303697

2. Balik G., Güven E.S., Tekin Y.B., Şentürk Ş., Kağitci M., Üstüner I., Mete Ural Ü., Şahin F.K. Lower Urinary Tract Symptoms and Urinary Incontinence During Pregnancy. Low Urin Tract Symptoms. 2016;8(2):120–124. https://doi.org/10.1111/luts.12082.

3. Liang С.С., Chao M., Chang S.D., Chiu S.Y.H. Impact of prepregnancy body mass index on pregnancy outcomes, incidence of urinary incontinence and quality of life during pregnancy – An observational cohort study. Biomedical J. 2020;43(6):476–483. https://doi.org/10.1016/j.bj.2019.11.001

4. Sangsawang B., Sangsawang N. Stress urinary incontinence in pregnant women: a review of prevalence, pathophysiology, and treatment. Int Urogynecol J. 2013;24(6):901-912. https://doi.org/10.1007/s00192-013-2061-7

5. Moossdorff-Steinhauser H.F.A., Berghmans B.C.M, Spaanderman M.E.A., Bols E.M.J. Prevalence, incidence and bothersomeness of urinary incontinence in pregnancy: a systematic review and meta-analysis. Int Urogynecol J. 2021;32(7):1633–1652. https://doi.org/10.1007/s00192-020-04636-3

6. Botelho S., Riccetto C., Ribeiro G., Gome J., Brisola M., Herrmann V., Palma P., Bigozzi M.A. Síntomas de vejiga hiperactiva en mujeres en fase gestacional y puerperal: ¿existe correlación entre los síntomas y la percepción de la calidad de vida?

7. Li Z., Xu T., Zhang L., Zhu L. Prevalence, potential risk factors, and symptomatic bother of lower urinary tract symptoms during and after pregnancy. Low Urin Tract Symptoms. 2019;11(4):217–223. https://doi.org/10.1111/luts.12274

8. Saffarini J.H., Ahmad Q.T., Samara A.M., Jabri D.S., Safarini Z.H., Banijaber Y.M., Jaradat A., Abushamma F., Zyoud S.H. Assessment of lower urinary tract symptoms during pregnancy: an observational cross-sectional study from Palestine. BMC Pregnancy Childbirth. 2021;21(1):84. https://doi.org/10.1186/s12884-021-03567-1

9. Maguire T., Abdelrahman A., Maguire A. Pilot study exploring the incidence of lower urinary tract symptoms during pregnancy in a district general hospital in Northern Ireland: a prospective survey. Int Urogynecol J. 2021;32(10):2807–2817. https://doi.org/10.1007/s00192-021-04718-w

10. Chen HJ, Hsiao SM, Yang CF, Lee CN, Wang YW, Guo DW, Chang SR. Overactive Bladder during Pregnancy: A Prospective Longitudinal Study. Medicina (Kaunas). 2022 Feb 6;58(2):243. https://doi.org/10.3390/medicina58020243

11. Adaji S.E., Shittu O.S., Bature S.B., Nasir S., Olatunji O. Bothersome lower urinary symptoms during pregnancy: a preliminary study using the International Consultation on Incontinence Questionnaire. Afr Health Sci. 2011;11 Suppl 1(Suppl 1):S46-52. https://doi.org/10.4314/ahs.v11i3.70070

12. Wanichsetakul P., Lekskulchai O. Effect of pregnancy on urinary functions in Thai nulliparous pregnant women. J Med Assoc Thai. 2014 Aug;97 Suppl 8:S164-70. PMID: 25518309

13. Liang C.C., Chang S.D., Lin S.J., Lin Y.J. Lower urinary tract symptoms in primiparous women before and during pregnancy. Arch Gynecol Obstet. 2012;285(5):1205-1210. https://doi.org/10.1007/s00404-011-2124-2

14. Kogan M.I., Zachoval R., Ozyurt C, Schäfer T., Christensen N. Epidemiology and impact of urinary incontinence, overactive bladder, and other lower urinary tract symptoms: results of the EPIC survey in Russia, Czech Republic, and Turkey. Curr Med Res Opin. 2014 Oct;30(10):2119–2130. https://doi.org/10.1185/03007995.2014.934794

15. Abdullah B., Ayub S.H., Mohd Zahid A.Z., Noorneza A.R., Isa M.R., Ng P.Y. Urinary incontinence in primigravida: the neglected pregnancy predicament. Eur J Obstet Gynecol Reprod Biol. 2016;198:110–115. https://doi.org/10.1016/j.ejogrb.2016.01.006

16. Oliveira Cd., Seleme M., Cansi P.F., Consentino R.F., Kumakura F.Y., Moreira G.A., Berghmans B. Uinary incontinence in pregnant women and its relation with socio-demographic variables and quality of life. Rev Assoc Med Bras (1992). 2013 Sep-Oct;59(5):460–366. https://doi.org/10.1016/j.ramb.2013.08.002

17. Wang X., Jin Y., Xu P., Feng S. Urinary incontinence in pregnant women and its impact on health-related quality of life. Health Qual Life Outcomes. 2022;20(1):13. https://doi.org/10.1186/s12955-022-01920-2

18. Martínez Franco E., Parés D., Lorente Colomé N., Méndez Paredes J.R, Amat Tardiu L. Urinary incontinence during pregnancy. Is there a difference between first and third trimester? Eur J Obstet Gynecol Reprod Biol. 2014;182:86–90. https://doi.org/10.1016/j.ejogrb.2014.08.035

19. Poudel A., Dangal G., Shrestha M. Urinary Incontinence among Pregnant Women in Third Trimester of Pregnancy in a Tertiary Care Center: A Descriptive Cross-sectional Study. JNMA J Nepal Med Assoc. 2021;59(240):752–756. https://doi.org/10.31729/jnma.6914

20. Moossdorff-Steinhauser H.F.A., Berghmans B.C.M., Spaanderman M.E.A., Bols E.M.J. Urinary incontinence during pregnancy: prevalence, experience of bother, beliefs, and help-seeking behavior. Int Urogynecol J. 2021;32(3):695–701. https://doi.org/10.1007/s00192-020-04566-0

21. Van Brummen H.J., Bruinse H.W., Van de Pol G., Heintz A.P., Van der Vaart C.H. What is the effect of overactive bladder symptoms on woman’s quality of life during and after first pregnancy? BJU Int. 2006 Feb;97(2):296–300. https://doi.org/10.1111/j.1464-410X.2006.05936.x

22. Ahmad Q.T., Saffarini J.H., Samara A.M., Jabri D.S., Safarini Z.H., Banijaber YM, Jaradat A, Abushamma F, Zyoud SH. The impact of lower urinary tract symptoms on the quality of life during pregnancy: a cross-sectional study from Palestine. BMC Urol. 2020 Dec 4;20(1):191. https://doi.org/10.1186/s12894-020-00761-9

23. Bosio S., Frigerio M., Barba M., Ruffolo A.F., Gallo P., Magoga G., Manodoro S. Prevalence, and severity of lower urinary tract symptoms in the third trimester of pregnancy. Int Urogynecol J. 2023 Apr 4. https://doi.org/10.1007/s00192-023-05515-3

24. Sun M.J., Chen G.D., Chang S.Y., Lin K.C., Chen S.Y. Prevalence of lower urinary tract symptoms during pregnancy in Taiwan. J Formos Med Assoc. 2005;104(3):185–189.

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: М. И. Коган – заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой урологии и репродуктивного здоровья человека (с курсом детской урологии-андрологии) ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия; e-mail: dept_kogan@mail.ru

Также по теме