Введение. Проблема хронического простатита не теряет актуальности на протяжении нескольких десятков лет. Данные о распространенности заболевания в разных странах свидетельствуют о нарастании и омоложении поражаемого контингента, включающего в основном социально и репродуктивно активных мужчин. Как отечественные, так и зарубежные исследователи констатируют заболеваемость мужчин в возрасте 20–45 лет в довольно широком диапазоне — от 8 до 35% [1–6].
Многочисленные проявления этого заболевания: снижение потенции, болевой синдром, дизурия – могут приводить к ограничению повседневной деятельности пациентов. Указанные осложнения могут развиваться также после проведенного лечения. Вместе с тем вовремя предпринятые реабилитационные мероприятия позволяют добиваться положительного терапевтического эффекта и избегать рецидива заболевания. Современная медицина не располагает точными сведениями о механизмах развития хронического абактериального простатита, а следовательно, нет четкого алгоритма лечения этих больных и программы реабилитации.
Все это позволяет считать поиск более совершенных методов реабилитации больных хроническим простатитом одной из актуальных проблем.
Препараты, содержащие фитокомпоненты, в настоящее время широко используются в лечении пациентов с хроническим простатитом [7]. Простадоз – представитель группы препаратов, рекомендованных для лечения заболеваний предстательной железы. Действие компонентов препарата сводится к выраженной антиоксидантной активности, способности оказывать противовоспалительное действие, благотворное влияние на состояние предстательной железы и мочевого пузыря. Кроме того, прием этого средства способствует поддержанию и улучшению самочувствия в целом и укреплению иммунитета.
Целью настоящего исследования было оценить эффективность, переносимость и безопасность простадоза в лечении пациентов с хроническим абактериальным простатитом.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 25 мужчин в возрасте 18–60 лет, находившихся на амбулаторном лечении с диагностированным хроническим абактериальным простатитом.
Критерии включения: наличие боли в области малого таза/промежности, органах мочеполовой системы в течение 3 и более месяцев в отсутствие признаков воспаления в секрете предстательной железы (число лейкоцитов – менее 10 в поле зрения при микроскопическом исследовании).
Критерии исключения:
- необходимость в срочном оперативном вмешательстве или применении любого другого вида лечения с целью предотвращения прогрессирования заболевания и нанесения вреда здоровью пациента;
- перенесенные оперативные вмешательства в области шейки мочевого пузыря, предстательной железы или малого таза;
- пациенты, у которых в анамнезе отмечены нейрогенные дисфункции мочевого пузыря, склероз шейки мочевого пузыря, стриктура уретры, ДГПЖ (объем простаты более 35 см3), камень/камни мочевого пузыря, рак мочевого пузыря или простаты, дивертикулы мочевого пузыря, другие заболевания мочевого пузыря, потребовавшие лечения;
- сопутствующие заболевания в стадии декомпенсации, которые могут влиять на проведение исследования;
- наличие мочевой инфекции;
- повышение концентрации простатспецифического антигена в сыворотке крови более 4 нг/мл;
- острый простатит;
- неспособность адекватно отвечать на вопросы исследователя, заполнять необходимые документы и принимать исследуемый препарат;
- гиперчувствительность к любому из компонентов исследуемого препарата;
- участие пациента в других клинических исследованиях в течение последнего месяца или в настоящее время.
В качестве терапии пациенты получали простадоз по 2 капсулы 2 раза в сутки в течение 30 дней с последующим контрольным наблюдением в течение1 мес. Продолжительность исследования составила 60 дней. Ни один из пациентов, включенных в исследование, ранее не получал терапию простадозом.
В процессе исследования выполнялся комплекс физикальных, инструментальных и клинико-лабораторных методов обследования. Изучался анамнез заболевания, производилась оценка симптомов хронического простатита с помощью общепринятых шкал.
Оценка значимости различий средних значений в независимых выборках проводили с использованием t-критерия Стьюдента (для количественных признаков при нормальном распределении данных и равенстве дисперсий), непараметрических критериев Манна–Уитни, двухвыборочного критерия Колмогорова–Смирнова (для количественных показателей при распределении, отличном от нормального, или различных дисперсиях), относительных частот по критерию χ2 с поправкой Йетса (для каче- ственных признаков). Разницу между средними значениями показателей считали значимой при р<0,05.
Центральные тенденции и рассеяния количественных признаков, имеющих приближенно нормальное распределение, описывали средним значением (М) и средним квадратичным отклонением (s) в формате M±s. Центральные тенденции и дисперсии количественных признаков, не имеющих приближенно нормального распределения, описывали медианой и интерквартильным размахом (25-й и 75-й перцентили) [8].
Результаты. Средний возраст участников исследования составил 33 (28–52) года. Распределение участников по возрасту представлено на гистограмме (рис. 1).
На момент включения в исследование 3 добровольца имели клинически значимые заболевания (гипертоническую болезнь, хронический гастрит и желчнокаменную болезнь).
Ни у одного пациента не обнаружено клинически значимых отклонений показателей общих анализов крови и мочи, инфекций, передаваемых половым путем (определяли методом ПЦР). Результаты проведения микроскопического и бактериологического исследования пред- и постмассажной порций мочи, секрета предстательной железы также ни у одного обследованного не выявили признаков воспаления.
Для оценки терапевтического эффекта проводимой терапии использовали данные пальцевого ректального исследования предстательной железы. На фоне проводимой терапии отмечена динамика пальпаторных изменений предстательной железы. Например, число пациентов со сглаженностью срединной бороздки, свидетельствующей об отеке тканей простаты, на фоне приема простадоза уменьшилось на 8%. Значимо уменьшилось число пациентов с болезненностью предстательной железы при пальпации (на 28%), причем данные показатели сохранялись примерно на том же уровне и в отдаленном периоде через 30 дней после лечения.
Данные трансректального УЗИ простаты являлись одним из параметров эффективности, используемых для оценки терапевтического эффекта терапии и степени выраженности воспалительного процесса в предстательной железе (табл. 1).
Динамика объема предстательной железы была следующей: визит 1 – 26,4 ± 6,55 (16,3–31,5) см3, визит 2 – 22,75±5,21 (15,2–28,4) см3 (p<0,05), визит 3 – 23,43±5,17 (15,5–29,2) см3 (p<0,05).
На фоне приема простадоза было достигнуто незначительное, но статистически значимое снижение среднего значения объема предстательной железы (на 3,65 см3), данный показатель сохранялся на достигнутом уровне и в отдаленном периоде, через 30 дней после лечения. Данные изменения можно объяснить уменьшением или исчезновением отека ткани органа и нормализацией микроциркуляции в ткани предстательной железы.
При оценке выраженности симптомов хрониче-ского простатита и тазовых болей по шкале NIH-CPSI выявлены статистически значимые (p<0,05) различия по показателю «боль» до и после лечения (рис. 2).
Для оценки степени выраженности обструктивной и ирритативной симптоматики использовали шкалы I-PSS и NIH-CPSI (табл. 2).
Подтверждением субъективных параметров мочеиспускания служит оценка суммарного балла по шкале IPSS и шкале NIH-CPSI. Среднее значение по показателю «расстройство мочеиспускания» шкалы NIH-CPSI на фоне лечения снизилось с 13,2 до 4,2 балла и сохранялось на достигнутом уровне в отдаленном периоде (4,6 балла). Среднее значение суммарного показателя по шкале I-PSS снизилось в опытной группе с 14,67 на визите 1 до 5,7 и 6,23 балла на визитах 2 и 3, что подтверждает субъективное улучшение мочеиспускания на фоне проводимого лечения.
Сексуально-эякуляторные нарушения оценивали с помощью шкалы эректильной функции IIEF-5 (рис. 3). Сексуальные расстройства до лечения выявлены у 20 (80%) из 25 мужчин. По данным проведенного исследования, после лечения улучшение сексуально-эякуляторной функции зафиксировано у 18 (72%) больных.
Немаловажную роль играет и оценка пациентом качества жизни. По результатам анкетирования по шкале I-PSS-Q выявлено статистически значимое снижение балла с 4,04±1,20 (2–5) на визите 1 до 3,3±1,07 (1–5) и 2,3±0,96 (1–4) на визите 2 и 3 соответственно (p<0,05).
Заключение. Основной целью терапии хронического простатита является достижение максимально длительного безрецидивного периода. Этиопатогенетическая терапия в нашем исследовании показала хороший результат.
Прием простадоза пациентами с хроническим абактериальным простатитом способствовал улучшению мочеиспускания, уменьшению болевого синдрома, умеренному уменьшению объема предстательной железы, улучшению сексуально-эякуляторных показателей и повышению качества жизни.
Переносимость препарата простадоз оценена как хорошая, ни в одном случае не зарегистрирован значимый побочный эффект. Считаем целесообразным применение простадоза в лечении больных хроническим абактериальным простатитом.
Обсуждение. В настоящий момент простадоз аналогов не имеет. Совместная комбинация биоантипролиферативных и антиоксидантных средств, таких как экстракт плодов карликовой пальмы, Индол-3-карбинол, экстракт Теавиго, Цинк, Селен, Витамин Е, является принципиально новым патогенетическим средством для лечения пациентов с хроническим простатитом.