The effectiveness of Uroprofit in women with chronic cystitis


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/urology.2017.5.52-57

A.I. Neimark, B.A. Neimark, N.A. Nozdrachev, K.A. Sizov, M.V. Razdorskaya

Department of Specialized Surgery in Urology, Traumatology and Ophthalmology (Head – Prof. A.I. Neimark), Altai State Medical University of Minzdrav of Russia, Barnaul, Russia
Aim. To evaluate the effectiveness of the biologically active dietary supplement Uroprofit in the comprehensive management of exacerbations of chronic recurrent cystitis in women.
Materials and methods. We examined 40 women with chronic cystitis aged 20–68 years.
All patients were allocated to receive either monotherapy with fosfomycin (Monural) (control group, n=20) or combination therapy with fosfomycin and biologically active dietary supplement Uroprofit (study group, n=20). The results were evaluated at 1 and 2 months after treatment initiation. All patients before and after treatment underwent diagnostic work-up including standard laboratory tests, uroflowmetry, cystometry, cystoscopy, and laser Doppler flowmetry to assess microcirculation.
Results. The patients of the study group showed faster improvement in clinical manifestations of the disease, laboratory indicators, the dynamics of the endoscopic pattern and had positive changes in the bladder mucosa microcirculation.
Discussion. Uroprofit produces an antimicrobial and anti-inflammatory effect, helps normalize urodynamics of the lower urinary tract, improves microcirculation in the bladder wall and reduces the risk of repeated relapses of chronic cystitis.
Conclusion. Uroprofit could be recommended as a component of the comprehensive management of exacerbations of chronic recurrent cystitis in women and as the means of preventing relapses in disease-free periods.
Keywords: chronic cystitis, fosfomycin, Uroprofit, uroflowmetry, laser Doppler flowmetry

Введение. Согласно статистическим данным, в год в России регистрируют 26–36 млн случаев заболевания острым циститом [1]. Установлено, что у 50% женщин после эпизода цистита в течение года развивается рецидив, у 27% молодых женщин рецидив возникает в течение 6 мес, причем у 50% больных рецидивы наблюдают более 3 раз в год [2–5]. В настоящее время хронический цистит у женщин остается распространенным заболеванием и отличается длительным упорным течением. Несмотря на пристальный интерес урологов к лечению хронического цистита, эта задача по-прежнему далека от решения. Сложность заключается в полиэтиологичной природе заболевания и множественности факторов, поддерживающих течение патологического процесса в стенке мочевого пузыря [6, 7].

Женщин молодого и среднего возраста рецидивирующий цистит может приводить к длительной или повторной нетрудоспособности вследствие частых обострений [8]. Нарушения уродинамики нижних мочевыводящих путей, микроциркуляции в слизистой мочевого пузыря и наличие бактериального агента во многом способствуют развитию и поддержанию воспалительного процесса в мочевом пузыре [9]. Причиной недостаточной эффективности лечения больных хроническим циститом и частого рецидивирования заболевания служит отсутствие рационального подхода к проведению лечебных мероприятий [10].

Целью исследования стала оценка эффективности биологически активной добавки (БАД) Уропрофит в комбинированном лечении женщин с хроническим рецидивирующим циститом в период обострения.

Материалы и методы. Обследованы 40 женщин, страдающих хроническим циститом. В зависимости от вида проводимого лечения все пациентки разделены на две группы по 20 человек. В контрольной группе они получали монотерапию фосфомицином (монурал), в основной – комплексную терапию фосфомицином и Уропрофитом. Возраст пациенток составил от 20 до 68 лет (средний возраст – 45±2,7 года; табл. 1).

У большинства женщин заболевание возникло в возрасте 25–50 лет. Длительность его варьировалась от 9 мес до 20 лет (табл. 2).

Многие пациентки неоднократно получали лечение как в амбулаторных, так и в стационарных условиях, ранее проходили курсы терапии, включившие в том числе и инстилляции многокомпонентных растворов в мочевой пузырь. Продолжительность безрецидивного периода составила от 3 мес до 5 лет.

Диагноз устанавили на основании совокупности анамнестических и объективных клинических данных, результатов лабораторно-инструментальных методов исследования, а также уродинамического обследования.

При первом обращении на каждую пациентку заводили специальную карту, в которой отмечали особенности анамнеза жизни и заболевания, данные дополнительных методов обследования. При сборе жалоб оценивали интенсивность и выраженность боли, частоту мочеиспускания, наличие чувства неполного опорожнения мочевого пузыря. Анамнез заболевания включил длительность заболевания, предшествовавшие возникновению заболевания факторы, виды проводимого ранее лечения, а также их эффективность и длительность безрецидивного периода. Особое внимание уделено гинекологическому статусу. Отмечено наличие очагов хронической инфекции как возможных источников инфицирования мочевого пузыря нисходящим путем.

Всем женщинам двукратно (до и после курса терапии) проведен клинический анализ крови по общепринятой методике; общий анализ мочи для выявления лейкоцитурии, бактериурии, гематурии, бактериологический анализ мочи. В биохимическом анализе крови оценен уровень мочевины и креатинина.

В течение двух суток приема препарата и за 2 сут до окончания курса пациентки основной группы вели дневник мочеиспускания. В контрольной группе его заполняли в течение первых 2 сут и через 1 мес. По кратности мочеиспусканий и объему выделяемой мочи исходно и в конце лечения судили о динамике дизурии.

Важным звеном в обследовании пациенток стали уродинамические исследования (урофлоуметрия и цистометрия), которые проводили на аппарате Delphis IP («Laborie», США). Для исключения ошибочных результатов уродинамический мониторинг выполнен перед цистоскопией.

Всем пациенткам в обязательном порядке проведена цистоскопия с использованием эндоскопа фирмы «Storz». При осмотре слизистой мочевого пузыря обращали внимание на зоны гиперемии, кровоизлияний, наличие эрозивных и язвенных дефектов, состояние слизистой в зоне треугольника Льето и шейки мочевого пузыря, выраженность сосудистого рисунка.

До и после лечения у женщин обеих групп оценивали микроциркуляцию в мочевом пузыре методом лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ) на анализаторе ЛАКК-2. Обследование проведено в утренние часы – до прохождения процедур. Показания снимались накожным датчиком с нижней вершины ромба Михаэлиса [11]. Оценивались три косвенных показателя микроциркуляции: среднее арифметическое (M), среднее квадратичное отклонение (s) и коэффициент вариации (Kv, %). Параметр М – величина среднего потока крови в интервалах времени регистрации или среднеарифметическое значение показателя микроциркуляции, измеряется в перфузионных единицах (пф. ед.). Чем выше параметр М, тем больше уровень перфузии тканей. Кроме того, повышение его величины может быть связано с явлениями застоя крови в венулярном звене микроциркуляторного русла. Показатель, отражающий поток эритроцитов, среднеквадратическое отклонение (s) – статистически значимые колебания скорости эритроцитов. Он также измеряется в перфузионных единицах и характеризует временную изменчивость микроциркуляции или колеблемость потока эритроцитов. Величина s существенна для оценки состояния микроциркуляции, сохранности механизмов ее регуляции. В анализе расчетных параметров целесообразно ориентироваться на соотношение величин М и s, т.е. коэффициент вариации. Он характеризует соотношение между перфузией ткани и величиной ее изменчивости.

После проведенного обследования пациенткам контрольной группы назначали фосфомицин (монурал) в дозировке 3 г однократно. Женщины основной группы наряду с разовым приемом фосфомицина в дозировке 3 г получали Уропрофит в течение 1 мес по 1 капсуле 2 раза в день.

Все пациентки через 1 мес после окончания антибактериальной терапии проходили аналогичное контрольное обследование с целью оценки эффективности проведенного лечения, а еще спустя 1 мес приходили на прием для анкетирования и установления возможного факта обострения заболевания.

Результаты. Наиболее частыми жалобами пациенток были боли в проекции мочевого пузыря, частое мочеиспускание малыми порциями, чувство дискомфорта в уретре, болезненное или с чувством дискомфорта мочеиспускание, чувство неполного опорожнения мочевого пузыря (табл. 3).

Показатели клинического анализа крови, азотовыделительной функции почек у пациенток обеих групп были в пределах нормы.

В общем анализе мочи у 5 (25%) пациенток контрольной группы и у 6 (30%) основной содержание лейкоцитов было более 10 в поле зрения; у 2 (10%) пациенток контрольной группы и у 3 (15%) основной выявлены эритроциты, у 9 (45%) пациенток контрольной группы и у 8 (40%) основной – бактериурия.

По результатам бактериологического исследования мочи микрофлора была представлена моноинфекцией. У 24 женщин из 40 роста флоры обнаружено не было, у 16 пациенток (7 в контрольной группе и 9 в основной) результат был положительным: в 50% случаев (10 пациенток в контрольной и 10 в основной группах ) выделена E. сoli, в 25% (5 пациенток в контрольной и 5 в основной группах) – Enterococcus, у 1 пациентки контрольной группы – Staphylococcus haemolyticus, у 2 пациенток основной группы – Staphylococcus aureus.

При цистоскопическом исследовании отмечены изменения, характерные для обострения хронического цистита: гиперемия, отек, в некоторых наблюдениях имели место пролиферативные изменения слизистой (плоскоклеточная метаплазия по результатам патогистологического исследования). В основном изменения затрагивали область треугольника Льето и шейки мочевого пузыря. Покровный эпителий в пораженных участках терял блеск, приобретал темно-красный цвет, становился отечным, легко кровоточил. Наиболее часто встречавшиеся изменения слизистой оболочки мочевого пузыря представлены в табл. 4.

Выраженность дизурии отражалась пациентками в дневниках мочеиспускания, которые они вели на протяжении двух суток с момента начала и за двое суток до окончания курса лечения (табл. 5).

По данным цистометрии, у ряда пациенток выявлены признаки гиперактивности. Цистометрическая емкость мочевого пузыря в среднем составила 200–300 мл. Обструктивный тип мочеиспускания по результатам урофлоуметрии выявлен у 12 (30%) пациенток, из них 5 (25%) из контрольной группы, 7 (35%) – из основной. В остальных случаях уродинамических нарушений выявлено не было.

При оценке показателей микроциркуляции у всех участниц исследования в сегментарной зоне мочевого пузыря были выявлены нарушения разной степени выраженности (табл. 6). Анализ ЛДФ-граммы позволил выявить у них застойный тип нарушения микроциркуляции – все три показателя были ниже нормальных значений. Отмечено уменьшение тканевой перфузии и модуляции кровотока. Полученные результаты указывали на развитие выраженного стаза крови в микрососудах с резким ухудшением кровотока в стенке мочевого пузыря со снижением активного механизма микроциркуляции и повышением вазомоторной активности микрососудов.

Через 1 мес после лечения пациентки были вновь обследованы. В результате беседы и заполнения шкалы качества жизни пациентки основной группы отмечали снижение интенсивности проявлений заболевания: уменьшение кратности микций и увеличение интервалов между мочеиспусканиями.

В общем анализе мочи изменения отсутствовали.

Ни у одной из пациенток не было обнаружено изменений показателей клинического и биохимического анализа крови.

В моче 2 (10%) женщин контрольной группы и 1 (5%) – основной выявлена лейкоцитурия без клинических проявлений заболевания.

Лишь у 1 (5%) пациентки контрольной группы бактериологический анализ мочи выявил Staphylococcus epidermidis. Остальные пробы мочи были стерильными.

По данным повторной урофлоуметрии, восстановление нормального мочеиспускания к концу лечения отмечено у всех пациенток исследуемых групп.

Цистоскопическая картина пациенток основной группы по сравнению с контрольной характеризовалась более выраженными изменениями слизистой оболочки, что свидетельствует о противовоспалительном эффекте Уропрофита (табл. 8).

По результатам ЛДФ у пациенток контрольной группы отмечена тенденция к положительным изменениям показателей микроциркуляции. Комплексная терапия способствовала нормализации показателя тканевой перфузии и восстановлению микроциркуляции в мочевом пузыре (табл. 9).

Непереносимости компонентов БАД или побочных реакций при приеме Уропрофита отмечено не было.

Спустя 2 мес после начала лечения у 2 (10%) пациенток контрольной группы и у 1 (5%) основной отмечен кратковременный эпизод обострения цистита, купированный приемом уросептиков.

По результатам исследования у женщин основной группы в более ранние сроки (на 2 сут) отмечено снижение клинических проявлений заболевания, купирование дизурии.

Заключение. Комплекс биологически активных веществ в составе БАД Уропрофит оказывает противомикробное, противовоспалительное действия, способствует нормализации уродинамики нижних мочевыводящих путей, улучшает микроциркуляцию в слизистой мочевого пузыря, снижает риск повторных рецидивов хронического цистита. Уропрофит хорошо переносится пациентками. За время проведения исследования побочных эффектов на фоне лечения выявлено не было. Таким образом, он может быть рекомендован в качестве компонента комплексной терапии обострений хронического цистита.


About the Autors


Corresponding author: N. A. Nozdrachev – Ph.D., Associate Professor, Urologist at the Barnaul Clinical Hospital of JSC «RZD”, Barnaul, Russia; e-mail: nozdrachevuro@mail.ru


Бионика Медиа