Дорожная сочетанная травма органов мочевыделительной системы: организационно-клиническая тактика в многопрофильном стационаре
DOI: https://dx.doi.org/10.18565/urology.2021.5.15-25
А.В. Есипов, А.Г. Кочетов, А.В. Алехнович, Ю.Н. Фокин, Б.Р. Гвасалия,
А.А. Грицкевич, А.С. Есипов, И.В. Карабач
1) Федеральное государственное бюджетное учреждение «3-й Центральный военный клинический госпиталь им. А. А. Вишневского» Минобороны РФ, Красногорск, Россия;
2) Медицинский институт непрерывного образования, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет пищевых производств», Москва, Россия;
3) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А. В. Вишневского» Министерство здравоохранения РФ, Москва, Россия;
4) филиал Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова Минобороны РФ, Москва, Россия
Введение. Повреждения органов мочевыделительной системы (ОМВС) при дорожной травме (ДТ) составляет 4%, из них множественные и сочетанные – свыше 70%.
Цель исследования: определить основные организационно-клинические направления совершенствования СМП при травме ОМВС в многопрофильном стационаре – в травматологическом центре 1-го уровня.
Материал и методы. С 2017 по 2020 г. в госпиталь поступили 508 пострадавших с дорожной политравмой. Из них травма и вторичные повреждения ОМВС диагностированы у 108 (21,3%) человек, разделенных на три группы: первая – 73 (67,6%) пострадавших с травмой ОМВС, вторая – 25 (23,1%) с вторичным повреждением почек, третья – 10 (9,3%) пациентов с «нейрогенным мочевым пузырем» при спинальной травме. Оценка тяжести повреждения проводилась с использованием шкал ISS и таблиц ВПХ П и ВПХ С.
Результаты. Показано, что внедрение междисциплинарного подхода к организации внутригоспитальной маршрутизации и дифференцированных алгоритмов лечебно-диагностической тактики на основе концепции травматической болезни привело к установлению в ранние сроки окончательного диагноза каждому третьему пострадавшему, а также к снижению общей летальности на 3,7%; общая летальность составила 12,2%. Определены ключевые направления повышения эффективности и качества оказания помощи при доминирующей и сопутствующей травме ОМВС, в основе которых тактика запрограммированного многоэтапного хирургического лечения (Damage Control Urological).
Заключение. В ФГБУ «3ЦВКГ им. А. А. Вишневского» МО РФ разработаны, организованы и внедрены система и алгоритм оказания специализированной медицинской помощи при травме ОМВС, в том числе высокотехнологичной помощи пострадавшим в ДТП, сопряженной с региональной и федеральной службами медицины катастроф.
Об авторах / Для корреспонденции
А в т о р д л я с в я з и: А. Г. Кочетов – д.м.н., начальник урологического центра ФГБУ «3-й Центральный военный клинический госпиталь им. А. А. Вишневского» МО РФ, Красногорск, Россия; e-mail: dr.aleksandr68@yandex.ru