ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Симптомы нижних мочевыводящих путей среди женщинв Российской Федерации: данные интернет-опроса

Д.Ю. Пушкарь, Г.Р. Касян, Л.В. Потапова, С.О. Сухих, М.Д. Джураева

Кафедра урологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова», Москва, Россия
Цель работы. Оценить распространенность и тяжесть симптомов нижних мочевыводящих путей среди женского населения с помощью опросника для оценки симптомов ГМП.
Материалы и методы. Нами проанализировано исследование распространенности СМНП в популяции женщин, проживающих в Российской Федерации. На сайте медицинского портала zdorovieinfo.ru была размещена информация о расстройствах мочеиспускания у женщин, которая анонсировалась по федеральным телевизионным программам, посвященным вопросам здоровья. Все анкеты заполнялись пациентами анонимно. Анкета составлялась редакторами сайта. Нами были изучены полученные результаты.
Результаты. После телевизионного анонса страницу сайта, на котором проводился опрос, посетило более 15 тыс. человек. Из них анкету заполнили 2600 (17% от числа посетителей). Данные анкетирования, доступные для анализа, получены от 2419 (93,07%) женщин и 181 (6,93%) мужчины. Средний возраст заполнивших анкету составил 55 лет.
Заключение. Исследование имеет определенные ограничения и не является полноценным эпидемиологическим, так как в нем участвовали только женщины, имевшие информационный и технический доступ к интернет-порталу и опроснику. Несмотря на это, полученные данные позволяют сделать вывод о высокой распространенности СНМП среди женщин в нашей стране.

Ключевые слова

симптомы нижних мочевыводящих путей
недержание мочи
гиперактивный мочевой пузырь
анкетирование женщин
эпидемиологическое исследование

Введение. Симптомы нижних мочевыводящих путей у женщин, в частности гиперактивного мочевого пузыря, являются актуальной проблемой, приводящей к существенному ухудшению качества жизни пациенток, что требует применения эффективных методов лечения данной нозологии, а также проведения эпидемиологических исследований по изучению распространенности заболевания в России.

Одними из часто встречаемых в урологической практике считаются симптомы нижних мочевыводящих путей (СНМП), негативно влияющие на качество жизни пациентов. Симптомы нижних мочевыводящих путей включают несколько их групп, таких как симптомы наполнения (ирритативные), симптомы опорожнения и постмикционые симптомы, распространенные как в мужской, так и в женской популяции [1]. К симптомам наполнения относят частые позывы к мочеиспусканию, учащенное мочеиспускание, ноктурию, ургентные позывы и ургентное недержание мочи; данная группа симптомов используется при оценке пациентов с подозрением на гиперактивный мочевой пузырь (ГМП) и, по данным ряда исследований, чаще встречается среди женщин – в 20–25% наблюдений [2]. Однако существует ряд исследований, где усугубление дизурии, особенно симптомов ургентности, наблюдается с увеличением возраста и длительности постменопаузы [3]. Также имеются данные, полученные в ходе эпидемиологического исследования среди женщин различных регионов Республики Дагестан, свидетельствующие об усугублении дизурии, особенно симптомов ургентности, с увеличением возраста и наступлением климактерия. В данной группе опрошенных женщин в позднем репродуктивном периоде доминирующим расстройством мочеиспускания стало стрессовое недержание мочи, в группе пациенток в климактерии – симптомы ГМП [4, 5].

Симптоматика ГМП затрагивает различные группы населения, распространенность синдрома увеличивается с возрастом и достигает 30–50% у лиц старше 65 лет [6, 7]. Несмотря на высокую распространенность ургентной симптоматики, большинство больных не обращаются к врачу, связывая свои жалобы с особенностями старения или исходом беременности и родов, а также чаще всего просто не зная, что данное состояние поддается лечению [3–10].

Интимность проблемы, отсутствие объективной информации у больных искажают реальные данные о распространенности СНМП. Данная проблема приобретает все большую актуальность, требует пристального внимания и дальнейшего исследования. Международные данные указывают на то, что симптомы ГМП есть у 17% взрослого населения Европы [11]. Отмечается более высокая частота симптомов среди женщин по сравнению с мужчинами. Результаты эпидемиологических исследований показали, что распространенность ГМП составляет 7–27% у мужчин и 9–43% у женщин [12, 13]. Гиперактивный мочевой пузырь – важная социальная проблемая, обусловливающая существенное снижение качества жизни пациентов, что требует применения эффективных методов лечения данного синдрома [14].

Среди женщин симптомы наполнения встречаются чаще, чем симптомы опорожнения мочевого пузыря, но однозначных данных по распространенности СНМП у женщин в России нет. Принято считать, что эпидемиология СНМП у женщин в нашей стране аналогична таковой в европейских странах. Вследствие этого эпидемиологические исследования приобретают особую актуальность.

Цель работы. Оценить распространенность и тяжесть симптомов нижних мочевыводящих путей среди женского населения с помощью опросника для оценки симптомов ГМП.

Материалы и методы. Нами проанализировано исследование распространенности СМНП в популяции женщин, проживающих в Российской Федерации. На сайте медицинского портала zdorovieinfo.ru была размещена информация о расстройствах мочеиспускания у женщин, которая анонсировалась по федеральным телевизионным программам, посвященным вопросам здоровья. Все анкеты заполнялись пациентами анонимно. Анкета составлялась редакторами сайта. Нами были изучены полученные результаты.

Анкета состояла из 8 пунктов и включала следующие вопросы:

  • Вопрос 1. Частое мочеиспускание в дневные часы.
  • Вопрос 2. Позывы к мочеиспусканию, сопровождающиеся неприятными ощущениями.
  • Вопрос 3. Внезапные позывы к мочеиспусканию, несмотря на то что до этого момента вы не испытывали небольшое или никакого желания помочиться.
  • Вопрос 4. Непроизвольная потеря небольшого количества мочи.
  • Вопрос 5. Ночные мочеиспускания.
  • Вопрос 6. Приходится просыпаться ночью, чтобы помочиться.
  • Вопрос 7. Неконтролируемое желание помочиться.
  • Вопрос 8. Потеря мочи, сопровождающаяся сильным желанием помочиться.

Каждый из вопросов предусматривал следующие варианты ответов: не беспокоит/немного беспокоит/умеренно беспокоит/достаточно беспокоит/сильно беспокоит/очень сильно беспокоит.

Результаты. После телевизионного анонса страницу сайта, на котором проводился опрос, посетило более 15 тыс. человек. Из них анкету заполнили 2600 человек (17% от числа посетителей). Данные анкетирования, доступные для анализа, получены от 2419 (93,07%) женщин и 181 (6,93%) мужчины. Средний возраст заполнивших анкету составил 55 лет.

В результате опроса выявлено, что частое мочеиспускание в дневные часы отмечается у 81,38% опрошенных женщин, сильное беспокойство данный симптом вызывает у 16,08% из них (рис. 1).

Наименьшую распространенность имели позывы к мочеиспусканию, сопровождавшиеся неприятными ощущениями, 63,91% заполнивших анкету они не беспокоили. Среди тех респондентов, которые отметили наличие данной симптоматики, 26,24% женщин данные проявления беспокоили немного или умеренно (рис. 2).

Ургентные позывы к мочеиспусканию – наиболее важный симптом, характерный для ГМП.

Ургентные позывы к мочеиспусканию отмечены более чем у половины (72,8%) пациенток (рис. 3), сильной степени выраженности – у 12,12%, при этом ургентный позыв сопровождался потерей мочи у 54,71% опрошенных женщин.

Оценка данных ноктурии показала, что лишь у 19,47% опрошенных данный симптом отсутствует, тогда как 80,53% женщин приходится просыпаться ночью, чтобы помочиться (рис. 4). В то же время большинство женщин испытывают лишь умеренный в связи с этим дискомфорт.

Недержание мочи у женщин может сопровождаться ургентными повелительными позывами к мочеиспусканию. По нашим данным, непроизвольную потерю мочи отмечали 54,71% опрошенных, при этом для большинства женщин это считалось существенной проблемой (рис. 5).

Обсуждение. Изучение СНМП имеет клинически важное значение из-за их высокой распространенности и потенциального негативного воздействия на общее состояние здоровья. Распространенность отдельных симптомов варьируется в зависимости от возраста, пола, стран и типов изучаемых симптомов. В нашем исследовании выявлено, что учащенное мочеиспускание в дневное время беспокоит 81,38% опрошенных. Большую обеспокоенность учащенным мочеиспусканием можно объяснить определенными трудовыми условиями, которые не учитывают личные нужды женщин [12, 15].

Другая картина прослеживается с позывами к мочеиспусканию, сопровождающимися неприятными ощущениями. В России, по данным нашего опроса, они беспокоят только в 36,09% наблюдений, в то время как в США данный симптом отметили 89,4% женщин [15]. Можно предположить, что это связано с различиями в методах оценки или с небольшим размером выборки. По результатам опроса были выявлены 72,8% женщин, отметивших ургентные позывы к мочеиспусканию. В других исследованиях, проведенных в Канаде, Великобритании, Германии, Швеции, Италии, США, Франции и Испании, показатель распространенности внезапных позывов к мочеиспусканию варьировался от 12,8 до 66,6% [2, 7, 16]. Целью данных работ стала оценка как распространенности симптома, так и влияния его на качество жизни пациенток. В этих исследованиях учитывались возраст, расовая принадлежность, кроме того, имели место различия в методах исследования.

54,71% принявших участие в опросе женщин отметили разной степени выраженности непроизвольную потерю мочи. В исследовании, проведенном в Бразилии, данный симптом беспокоил лишь 37,3% женщин [17]. Однако данные, собранные в Бразилии, касались лишь 322 женщин старше 18 лет, принимавших участие в консультациях по профилактике заболеваний шейки матки и обращавшихся за помощью в лечебное учреждение, расположенное в г. Форталеза, штат Сеара (Бразилия), в то время как в нашем исследовании приняли участие 2419 женщин без ограничений по возрасту и месту жительства.

Согласно данным нашего опросника, ноктурию отметили 80,53% женщин, в то время как только 57,8% опрошенных в Бразилии испытывали данный симптом. Можно предположить, что это связано с уже перечисленными причинами, а также с генетическими, этническими (влияющими на восприимчивость к СНМП) и культурными особенностями.

55,91% принявших участие в нашем опросе женщин беспокоили ургентные позывы к мочеиспусканию. К сожалению, подобные показатели для других стран отсутствуют. Благодаря имеющимся данным, можно смело утверждать, что ургентные позывы к мочеиспусканию – широко распространенный симптом среди мужчин и женщин, особенно в возрасте старше 40 лет. Исследования показывают сильное влияние возраста и пола на частоту проявления симптомов [11, 18].

Потеря мочи, сопровождающаяся сильным желанием помочиться, беспокоит 54,71% опрошенных женщин. Возможно, столь большое число служит результатом многих социокультурных и экологических факторов, которые могут влиять на работу мочевого пузыря и распространенность данного симптома в дополнение к генетическим факторам [19].

Заключение. Безусловно, наше исследование имеет определенные ограничения и не является полноценным эпидемиологическим, так как в нем участвовали только женщины, имевшие информационный и технический доступ к интернет-порталу и опроснику. Несмотря на это, полученные данные позволяют сделать вывод о высокой распространенности СНМП среди женщин в нашей стране.

Список литературы

1. Chapple C.R., Wein A.J., Abrams P.et al. Lower urinary tract symptoms revisited: a broader clinical perspective. Eur. Urol. 2008;54:563–569.

2. Irwin D.E., Abrams P., Milsom I., Kopp Z., Reilly K. Understanding the elements of overactive bladder: questions raised by the EPIC study. BJU Int. 2008;101:1381–1387.

3. Gadzhieva Z.K. Functional state of the lower urinary tract and medical correction of urinary disorders in menopausal women. Dr.Med.Sci. Thesis M., 2001. Russian (Гаджиева З.К. Функциональное состояние нижних мочевых путей и медикаментозная коррекция расстройств мочеиспускания у женщин в климактерии. Дисс. канд. мед. наук. М., 2001).

4. Kazilov Yu.B. Features of diagnosis and treatment of urination disorders in the residents of the Republic of Dagestan. Ph.D. Thesis, M., 2016. Russian (Казилов Ю.Б. Особенности диагностики и лечения нарушений мочеиспускания у жителей республики Дагестан. Дисс. канд. мед. наук. М., 2016).

5. Kazilov Yu.B., Gadzhieva Z.K., Mugutdinov T.M., Kazilov B.R. Prevalence of various urination disorders in residents of the Republic of Dagestan. Urologiia. 2016;4:42–47. Russian (Казилов Ю.Б., Гаджиева З.К., Мугутдинов Т.М., Казилов Б.Р. Распространенность различных нарушений мочеиспускания у жителей Республики Дагестан. Урология. 2016;4:42–47).

6. Mazo E.B., Shkolnikov M.E., Krivoborodov G.G. Hyperactive bladder in elderly patients. Consilium Medicum. 2006;8(12):97–101. Russian (Мазо Е.Б., Школьников М.Е., Кривобородов Г.Г. Гиперактивный мочевой пузырь у больных пожилого возраста. Consilium Medicum. 2006;8(12):97–101).

7. Irwin D.E., Milsom I., Hunskaar S.et al. Population-based survey of urinary incontinence, overactive bladder, and other lower urinary tract symptoms in five countries: results of the EPIC study. Eur. Urol. 2006;50:1306–1315.

8. Wilson L., Brown J.S., Shin G.P. et al. Annual direct cost of urinary incontinence. Obstet. Gynecol. 2001;98:398–406.

9. Rovner E.S. Diagnosis and treatment ofoveractive bladder. J. Clin. Outcomes Manage. 2005;12:93–101.

10. Shaw C., Tansey R., Jackson C., Hyde C., Allan R. Barriers to help seeking in peoplewith urinary symptoms. Fam. Pract. 2001;18:48–52.

11. Milsom I., Abrams P., Cardozo L., Roberts R.G., Thüroff J., Wein A.J. How widespread are the symptoms of an overactive bladder and how are they managed? A population based prevalence study. BJU Int. 2001;87(9):760–766.

12. Coyne K.S., Sexton C.C., Vats V., Thompson C., Kopp Z.S., Milsom I. National community prevalence of overactive bladder in the United States stratified by sex and age. Urology. 2011;77(5):1081–1087.

13. Trueman P., Hood S.C., Nayak U.S., Mrazek M.F. Prevalence of lower urinary tract 52 symptoms and self-reported diagnosed ‘benign prostatic hyperplasia’, and their effect on quality of life in a community-based survey of men in the UK. BJU Int. 1999;83:410–415.

14. Kasyan G.R., Sukhikh S.O., Pushkar D.Yu. The place of mirabegron in clinical practice. Urologiia. 2017;6:144–148. Russian (Касян Г.Р., Сухих С.О., Пушкарь Д.Ю. Место мирабегрона в клинической практике. Урология. 2017;6:144–148).

15. Sexton C.C., Coyne K.S., Kopp Z.S., Irwin D.E., Milsom I., Aiyer L.P., Tubaro A., Chapple C.R., Wein A.J. The overlap of storage, voiding and postmicturition symptoms and implications for treatment seeking in the USA, UK and Sweden: EpiLUTS. BJU Int. 2009;103(3):12–23.

16. Stewart W.F., Van Rooyen J.B., Cundiff G.W., Abrams P., Herzog A., Corey R. et al. Prevalence and burden of overactive bladder in the United States. World J. Urol. 2003;20(6):327–336.

17. Oriá M.O.B., Mitchell E.M., Vasconcelos C.T.M., de Oliveira T.D.A., Lopes L.G., de Menezes P.R., Galvão M.T.G. Prevalence of lower urinary tract symptoms and social determinants in primary care users in Brazil. Int Urogynecol J. 2018;103(3):12–23.

18. Coyne K.S., Kvasz M., Ireland A.M., Milsom I., Kopp Z.S., Chapple C.R. Urinary incontinence and its relationship to mental health and health-related quality of life in men and women in Sweden, the United Kingdom, and the United States. Eur. Urol. 2012;61:88–95.

19. Milsom I., Coyne K.S., Nicholson S., Kvasz M., Chen C.I., Wein A.J. Global prevalence and economic burden of urgency urinary incontinence: a systematic review. Eur Urol. 2014;65(1):79–95.

Об авторах / Для корреспонденции

А в т о р д л я с в я з и: Л. В. Потапова – ординатор кафедры урологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова, Москва, Россия, e-mail: potapovaludmila1@mail.ru

Также по теме