Pharmacological profile of silodosin


F. Montorsi.

Urology Department of Vita-Salute San Raffaele University, Milan, Italy
Silodosin is a highly selective a1A-adrenoceptor antagonist approved for the treatment of the signs and symptoms of benign prostatic hyperplasia. Its clinical pharmacology profile offers a number of advantages, including uroselectivity, once-daily (QD) dosing, a standard dose of 8 mg QD that does not need to be adjusted according to age, and the feasibility of concomitant treatment with phosphodiesterase type 5 (PDE5) inhibitors and antihypertensive agents.
Three phase 3 double-blind, randomised trials using the dosage regimen of 8 mg QD in >800 patients have shown that silodosin is significantly more effective than placebo ( p < 0.001) and at least as effective as tamsulosin (0.4 mg QD) in improving International Prostate Symptom Score (IPSS) total score, storage subscore, and voiding subscore. It is significantly more effective than tamsulosin in inducing simultaneous improvement of bothersome lower urinary tract symptoms such as incomplete emptying, frequency, and nocturia ( p = 0.03).
Safety data collected in 1581 patients exposed to chronic treatment with silodosin 8 mg QD have shown that the drug is safe and well tolerated. As was to be expected with a uroselective compound, cardiovascular effects have been minimal. The most common adverse reaction is ‘‘retrograde ejaculation’’ (anejaculation), which led to treatment discontinuation in only 3.9% of patients. The rare, drug class-related safety issue of intraocular floppy iris syndrome can be satisfactorily managed by warning patients simply to inform their ophthalmologist that they are or were on treatment with an a1-adrenoceptor blocker.

Введение. Силодозин является антагонистом α1A-адренорецепторов с различной селективностью в отношении подтипов α1-адренорецепторов (соотношение уровней связывания с подтипами адренорецепторов α1A и α1В составляет 162:1) [1]. Силодозин зарегистрирован для лечения аденомы предстательной железы (АПЖ) в Европе, США и Японии. Как и для многих других лекарственных препаратов, рекомендованные дозировки в Европе и США отличаются от таковых в Японии. В Европе и США препарат назначают в виде капсул 8 мг 1 раз в день (стартовая доза для пациентов с нарушением функции почек средней степени составляет 1 капсулу 4 мг); в Японии препарат назначают в виде капсул 2 или 4 мг 2 раза в день.

Клиническая фармакология

Значение селективности силодозина в отношении α1A-адренорецепторов
В функциональном отношении подтипы α1-адренорецепторов существенно отличаются: α1A-рецепторы играют главную роль в обеспечении сокращения предстательной железы (уретра человека содержит только α1A-адренорецепторы) [2, 3], в то время как α1B-адренорецепторами опосредована дилатация кровеносных сосудов [4]. Соответственно, высокая селективность силодозина в отношении рецепторов подтипа α1A обеспечивает лучшую его переносимость с точки зрения
нежелательных эффектов со стороны сердечно-сосудистой системы без потери эффективности в отношении облегчения расстройств мочеиспускания по сравнению с другими препаратами этой группы, обладающими меньшей селективностью к α1-адренорецепторам. Действительно, в моделях на животных и в исследованиях на здоровых добровольцах документально зафиксировано, что воздействие силодозина на сердечно-сосудистую систему весьма незначительно. В исследовании на собаках, которые получали силодозин внутрь однократно в дозе, в 200 раз превосходящейстандартную терапевтическую дозировку для человека, продемонстрировано умеренное влияние на уровень артериального давления и отсутствие влияния на реполяризацию сердца [5]. В исследовании на здоровых добровольцах, которые получали силодозин в дозе, в 3 раза
превышающей стандартную терапевтическую (24 мг/сут), не было отмечено влияния на частоту сердечных сокращений, пульс и длительность интервала QRS [6].

Фармакокинетика
Фармакокинетический профиль силодозина позволяет принимать его 1 раз в день. Корректировка стандартного режима дозирования требуется лишь пациентам с умеренным нарушением функции почек. Силодозин хорошо всасывается из желудочно-кишечного тракта. Пиковая концентрация в плазме (Cmax) и площадь под кривой (AUC) зависимости концентрации в плазме от времени увеличиваются линейно с увеличение дозы [7]. Абсолютная биодоступность составляет около 32%
[8]. Прием пищи замедляет время достижения Cmax приблизительно на 1 ч, не влияя при этом на AUC. Эта особенность дает возможность рекомендовать прием силодозина вместе с пищей, оптимально – во время завтрака, что позволяет избегать пиковых значений концентрации в плазме, которые потенциально могут способствовать появлению нежелательных эффектов [7–9].

Силодозин метаболизируется глюкуронированием с помощью алкогольдегидрогеназы, альдегидегидрогеназы и окислительных путей с участием системы CYP3A4. Основным продуктом метаболизма в плазме является активный метаболит глюкуронидконъюгат, концентрация которого достигает значений, в 3–4 раза превышающих таковую исходного соединения. Периоды полувыведения силодозина и глюкуронидконъюгата составляют около 11 и 18 ч соответственно, что обеспечивает кратность приема 1 раз в сутки [8–10].

В исследованиях на популяциях пациентов установлено, что в зависимости от возраста фармакокинетический профиль силодозина существенно не меняется, клиренс силодозина не уменьшается (даже для пациентов старше 85 лет) [11]. В связи с этим стандартную дозу (1 капсула 8 мг) можно назначать даже пожилым пациентам, что является важным фактором, так как
распространенность АПЖ увеличивается с возрастом. Корректировка режима дозирования не является проблемой для пациентов с умеренным нарушением функции почек или незначительным и умеренным нарушением функции печени. Начальная доза для пациентов с умеренным нарушением функции почек составляет 1 капсулу 4 мг ежедневно, через неделю дозу можно повысить. Не рекомендуют назначать силодозин пациентам с выраженным нарушением функции почек или печени [8].

Фармакологическое взаимодействие
Силодозин можно назначать вместе с другими, обычно используемыми пациентами с АПЖ, лекарственными препаратами, например ингибиторами фосфодиэстеразы 5-го типа (ФДЭ-5) и антигипертензивными препаратами, при условии, что у пациентов отслеживают появление нежелательных реакций [8]. В плацебоконтролируемом открытом перекрестном испытании на
22 здоровых добровольцах в возрасте 45–78 лет, которые принимали 8 мг силодозина в сутки на протяжении 21 дня, при ортостатическом тесте показано минимальное снижение систолического и/или диастолического давления после совместного назначения силодозина с ингибиторами ФДЭ-5 (силденафил 100 мг или тадалафил 20 мг) [12].

У 7 (1,4%) из 500 пациентов с артериальной гипертензией, участвовавших в клиническом исследовании III фазы, отмечены эпизоды ортостатической гипотензии. Они принимали различные антигипертензивные препараты: ингибиторы АПФ (24%), β-адреноблокаторы (13%), антагонисты кальция (8,7%) и диуретики (7,5%). Частота возникновения ортостатической гипотензии
была сопоставимой с таковой у 1081 пациента, не принимавшего гипотензивных препаратов, – 13 (1,2%). Не рекомендуют принимать силодозин пациентам, получающим ингибиторы CYP3A4, например кетоконазол и соединения анти-ВИЧ-протеаз, так как пути метаболизма этих препаратов задействованы в метаболизме силодозина [8].

Не рекомендуют принимать силодозин пациентам, получающим ингибиторы CYP3A4, например кетоконазол и соединения анти-ВИЧ-протеаз, так как пути метаболизма этих препаратов задействованы в метаболизме силодозина [8].

Эффективность

В плацебо-контролируемом 6-недельном исследовании, посвященном подбору дозы силодозина,
было показано, что прием 8 мг 1 раз в день способствовал более существенному улучшению состояния,
оцениваемому по шкале симптомов мочеиспускания Американской урологической ассоциации (-6,8±5,8
балла; n=90), чем прием 4 мг 1 раз в день (-5,7±5,5 балла; n=88) или плацебо (-4,0±5,5 балла; n=86)[1]. В последующем было проведено 3 больших двойных слепых рандомизированных клинических исследования III фазы с выбранным режимом дозирования (8 мг 1 раз в день) с участием более 800 пациентов [8]. Целью двух плацебо-контролируемых двойных слепых испытаний, проведенных в США, была демонстрация преимуществ силодозина по сравнению с плацебо. В европейском плацебо-контролируемом двойном слепом исследовании демонстрировали преимущества по сравнению с плацебо и сопоставимую эффективность силодозина по сравнению с активным препаратом
сравнения (тамсулозин 0,4 мг 1 раз в день). Пациенты были рандомизированы в группы плацебо и активного 12-недельного лечения после 4-недельного вводного периода приема плацебо. Рандомизацию осуществляли в отношении 1:1 в США и 2:2:1 (1 – в группу плацебо) в европейском исследовании.

Основные критерии включения во все эти исследования были одинаковыми: оценка по Международной
шкале симптомов заболеваний простаты IPSS 13 и более баллов, максимальная скорость потока мочи (Qmax) – 4–15 мл/с, минимальный объем остаточной мочи – 125 мл и более. Три клинических испытания имели общую конечную точку: изменение суммы баллов по шкале IPSS по сравнению с исходными значениями. В качестве вторичных конечных точек выступали изменения по вопросам шкалы IPSS, связанным с симптомами накопления и опорожнения, в дополнение к уровню ответа на лечение (который определяли только в европейском исследовании как число пациентов, достигших улучшения на 25% и более общей суммы баллов по шкале IPSS по сравнению с исходными значениями) и Qmax.
Во всех трех исследованиях силодозин существенно превосходил плацебо по своему влиянию на симптомы, оцениваемые по шкале IPSS (по всем симптомам p<0,001). Средняя разница суммы баллов по шкале IPSS по сравнению с плацебо всегда была клинически значимой с колебаниями от 2,3 до 2,9 балла (табл. 1) [8]. При анализе по симптомам накопления и опорожнения результаты тоже были одинаковыми, наблюдалась тенденция к большей эффективности в отношении симптомов опорожнения. Улучшение по сравнению с плацебо по вопросам, связанных с симптомами накопления, составило -0,9 (95% ДИ; -1,4; -0,4) и 1,0 (95% ДИ; -1,5; -0,6) в двух исследованиях в США (в обоих p<0,001) [13] и до -0,7 (95% ДИ; -1,1; -0,2) в европейском исследовании (p=0,002) [14]; улучшение по сравнению с плацебо по выраженности симптомов опорожнения было -1,9 (95% ДИ; -2,6; -1,2) и -1,8 (95% ДИ; -2,5; -1,1) в исследованиях в США и -1,7 (95% ДИ; -2,2; -1,1) в европейском исследовании (везде p<0,001). Уровень ответа в группах силодозина был существенно выше по сравнению с плацебо: 52,8 и 53,6% пациентов отвечали на лечение силодозином против 31,6 и 32,8% в группе
плацебо соответственно в двух исследованиях в США (по всем симптомам p<0,0001). В европейском исследовании уровень ответа был 68% в группе силодозина и 53% в группе плацебо (p<0,001) [14].

Таблица 1. Результаты оценки по шкале IPSS в двух основных клинических испытаниях III фазы.

В европейском исследовании силодозин оказался несколько эффективнее тамсулозина в отношении снижения общего балла по шкале IPSS за счет и подшкалы накопления (-0,7 против -0,6), и подшкалы опорожнения (-1,7 против -1,4) [14]. Следует принимать во внимание, что это исследование было разработано для демонстрации преимуществ по сравнению с плацебо и не меньшей эффективности по сравнению с тамсулозином; в отсутствие предварительного прямого сравнения выявление преимуществ над тамсулозином не было задачей исследования. Частота ответа на лечение составила 68% в группе силодозина и 65% в группе тамсулозина, что выше, чем 53% в группе плацебо (p<0,001 для силодозина и p=0,005 для тамсулозина) [14].

Измерение Qmax после приема первой дозы силодозина в исследованиях, проведенных в США, показало, что его действие наступает уже через 2–6 ч, а определение суммы баллов по шкале IPSS во время первой недели после начала лечения продемонстрировало, что изменение общего показателя IPSS по сравнению с исходным наступает через 3–4 дня [13]. Всего 661 пациент в США и 500 – в Европе продолжили участие в открытом долговременном исследовании на протяжении 12 мес.
Пациенты, получавшие ранее плацебо, отметили большее снижение общего балла по шкале IPSS (-4,5; -6,7) по сравнению с пациентами, получавшими силодозин, у которых сохранялась прежняя динамика улучшения (-1,6; -6,0) [15].

Были проведены эксплоративные post-hoc-анализы для оценки эффективности силодозина в зависимости от выраженности симптомов (“средние” или “выраженные” соответственно при оценке по шкале IPSS менее 20 или 20 и более баллов) и ноктурии (в свете потенциальных осложнений этого симптома, например обморока). В дополнение оценивали число пациентов (в процентах), отметивших сравнительное улучшение по трем наиболее беспокоящим симптомам: неполное опорожнение мочевого пузыря, учащенное мочеиспускание, ноктурия. Эти симптомы в действительности можно рассматривать как взаимосвязанные. Ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря указывает на то, что выделено малое количество мочи, соответственно, пациент вынужден мочиться чаще, чтобы опорожнить свой мочевой пузырь (учащенное мочеиспускание) и вставать для этого ночью (ноктурия).

Результаты были одинаковыми, несмотря на разную выраженность симптомов. Силодозин оказался гораздо эффективнее плацебо в снижении как умеренных, так и выраженных симптомов АПЖ, что было продемонстрировано во всех трех исследованиях (p<0,001). Тамсулозин также был эффективнее, чем плацебо (p<0,01), в обеих подгруппах наблюдали небольшое превосходство силодозина по сравнению с тамсулозином (среднее различие изменений общего балла по шкале IPSS против плацебо: умеренные симптомы – -0,4; выраженные симптомы – -0,3). После объединения баз данных трех исследований было выявлено, что среднее количество эпизодов ноктурии значимо снижалось на 0,2 за ночь (95% ДИ; -0,3, -0,1; p<0,001); также доля пациентов, которые отметили улучшение, была значимо выше в группе силодозина (53,4 против 42,8%; p<0,001). Эти данные были одинаковыми в подгруппе пациентов, которые отмечали 2 и более эпизодов ноктурии при определении исходных
параметров: среднее различие в баллах между видами лечения было -0,2 (95% ДИ; -0,3; 0,1; p<0,001), коэффициент улучшения составил 60,6% в группе силодозина против 48,7% в группе плацебо (p<0,0001). В европейском исследовании доля пациентов, включенных в исследование и отметивших уменьшение количества эпизодов ноктурии в среднем минимум на 1 по сравнению с исходными значениями, была существенно выше в группе силодозина, чем в группе плацебо (59 против 45%; p=0,01), в то время как различия между группами тамсулозина и плацебо были не так существенны (54 и 45% соответственно). В подгруппе пациентов, отметивших минимум 2 эпизода мочеиспускания ночью, наблюдали сходные результаты (силодозин – 67%, тамсулозин – 63%, плацебо – 55%; p<0,05 только для силодозина против плацебо; рис. 1).

Доля ациентов со снижением частоты ноктурии как минимум на один эпизод

Доля пациентов с одновременным улучшением неполного опорожнения мочевого пузыря, учащенного мочеиспускания и ноктурии

В объединенной базе данных доля пациентов с улучшением в отношении трех наиболее беспокоящих симптомов нарушенного мочеиспускания (неполное опорожнение мочевого пузыря, учащенное мочеиспускание и ноктурия) была гораздо выше в группе силодозина по сравнению с плацебо (30,5 против 20,2%; p<0,0001) и в подгруппе пациентов, которые изначально отмечали 2 и более эпизодов мочеиспускания за ночь (34,9 против 23,2%; p<0,0001).

В европейском исследовании доля таких пациентов была значимо выше в группе силодозина по сравнению с тамсулозином (p=0,03) и плацебо (p=0,02; рис. 2) [1].

Безопасность

Всего 1581 пациент длительное время получал силодозин в дозе 8 мг 1 раз в день. Из них 961 (62,4%) принимал препарат в течение 6 мес и 384 (24,9%) – на протяжении 12 мес [8]. В плацебо-контролируемых исследованиях нежелательные реакции, связанные с приемом препарата, отметили 28,8% пациентов, которые получали силодозин, и 9% пациентов группы плацебо. В целом одно или несколько нежелательных реакций отметили 31,8% пациентов, принимавших силодозин (табл. 2).

Таблица 2. Профиль безопасности силодозина.

Существуют отдельные сообщения об интраоперационном синдроме “дряблой” радужки (ИСДР), который заключается в сокращении зрачка, дряблости и деформации стромы радужки с тенденцией к пролапсу радужки во время оперативного вмешательства по поводу катаракты, но этот синдром характерен для всех α-адреноблокаторов, особенно для тамсулозина. Указанный синдром связан с расслаблением мышцы – дилататора зрачка [20]. Несколько случаев ИСДР наблюдали в Японии, один случай имел место в открытом исследовании в США до того, как исследователь был предупрежден о риске такой нежелательной реакции. После того как пациентов стали предупреждать о возможности
развития ИСДР, в Европе он зарегистрирован не был.

Выводы

Силодозин – это новейший α1-адреноблокатор, высокоселективный в отношении α1A-адренорецепторов, которые отвечают за сократимость мышечных структур простаты и уретры. Режим дозирования 8 мг 1 раз в день более эффективен по сравнению с плацебо в контролировании расстройств мочеиспускания и не менее эффективен по сравнению с тамсулозином. Кроме того,
силодозин существенно более эффективен в отношении одновременного улучшения наиболее часто беспокоящих симптомов (неполного опорожнения мочевого пузыря, учащенного мочеиспускания, ноктурии). При длительном применении (на протяжении 1 года) силодозин безопасен и хорошо переносится больными. Уроселективность силодозина обеспечивает минимальное количество нежелательных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы. Наиболее частым побочным
эффектом силодозина является анэякуляция, которая, однако, для подавляющего большинства пациентов не служит причиной отказа от приема препарата. ИСДР, характерный для препаратов этого класса, встречается редко и его можно избежать, предупредив пациента, чтобы он сообщил о лечении α1-адреноблокаторами своему офтальмологу.

2010 Европейская ассоциация урологов. Опубликовано Elsevier B.V. Все права защищены.


About the Autors


Author’s contacts: F.Montorsi, tel. +39 22 643 7286, fax +39 22 643 7298, e-mail: montorsi.francesco@hsr.it


Similar Articles


Бионика Медиа