Эхинококкоз – хроническое паразитарное заболевание (тканевой гельминтоз), развивающееся в печени, реже легких и других органах в виде солитарных или множественных кистозных образований [1–3].
Заболевание распространено в странах с развитым пастбищным скотоводством. В России – Башкортостане, Татарстане, Ставропольском, Краснодарском, Алтайском, Красноярском, Хабаровском краях, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской, Челябинской, Томской, Омской, Камчатской, Магаданской, Амурской областях и Чукотском автономном округе, а также в Самарской области.
Самарская область является эндемичным регионом по данному заболеванию: заболеваемость составляет 3,5 на 100 тыс. населения. За последние 20 лет в СОКБ им. В. Д. Середавина пролечено около 500 больных с эхинококкозом различных локализаций, в том числе и почек.
Возбудитель эхинококкоза – личиночная стадия Е. granulosus – мелкой цестоды, имеющей сколекс с 4 присосками и крючьями и 3–4 проглоттиды, наполненные яйцами [4–7].
Окончательными хозяевами и источниками инвазии являются животные (собаки, волк, шакал и др.), у которых в кишечнике паразитирует зрелый червь. Его членики, содержащие яйца, выделяются с калом во внешнюю среду. Человек является промежуточным хозяином.
Путями заражения человека являются алиментарный и аэрогенный. В пищеварительном тракте человека онкосферы эхинококка освобождаются от оболочек, выделившиеся личинки внедряются в мезентериальные кровеносные сосуды и разносятся током крови во внутренние органы. Большая часть личинок задерживается в печени, меньшая – попадает в легкие через малый круг кровообращения [7].
По данным литературы, на долю почечного эхинококкоза среди эхинококковых поражений органов приходится 1,5–4,5 %. Эхинококкоз почек занимает шестое место после эхинококкоза печени, легких, брюшины, сальника, мышц и костей, а также селезенки [8].
Зародыши эхинококка проникают в почку гематогенным и лимфогенным путями. Эхинококкоз почки бывает двух разновидностей: 1) гидатидозный, однокамерный эхинококкоз; 2) альвеолярный, многокамерный эхинококкоз. Последняя встречается значительно реже, поэтому практический интерес представляет гидатидозная форма. Такая киста растет очень медленно. Одна из ее оболочек состоит из слоистой бесклеточной ткани – хитиновая. Вокруг кисты за счет почечной паренхимы формируется плотная фиброзная капсула, которая ограничивает существование паразита. При длительном течении заболевания киста обызвествляется [9].
Клиническая картина эхинококкоза почки представлена несколькими стадиями: бессимптомной, которая может длиться несколько лет; стадией клинических проявлений – тупая боль в поясничной области, потеря массы тела и т.д. Осложнениями эхинококкоза почки могут быть нагноение кисты, образование вторичных кист в результате имплантации дочерних пузырей в одну из чашечек, спонтанный разрыв кисты с проникновением содержимого в полостную систему почки и дальнейшего выведения его с мочой (эхинококкурия); анафилактический шок и кровотечение [9, 10].
Методы диагностики эхинококкоза почки включают ИФА крови (положительным диагностическим является титр антител к эхинококку Ig G 1:200 и более), УЗИ почек и брюшной полости, рентгенография легких, обзорная и экскреторная урография, нефросцинтиграфия, компьютерная томография [10].
Лечение эхинококкоза почки только оперативное. При расположении кисты в одном из полюсов может быть выполнена резекция почки. Органоуносящая операция (нефрэктомия) показана при выраженном разрушении почечной паренхимы и интимном сращении кисты с сосудистой ножкой. Нефрэктомию при разрыве кисты в полостную систему следует сочетать с химиотерапией (альбендазол) [11].
Представляем собственное клиническое наблюдение длительного существования заболевания в почке, что впоследствии привело к ее разрушению.
Б о л ь н о й А. 41 года впервые госпитализирован в урологическое отделение СОКБ им. В. Д. Середавина в плановом порядке с жалобами на тупую боль в поясничной области слева. Считает себя больным с 2004 г., когда впервые была обнаружена при УЗИ брюшной полости и забрюшинного пространства киста левой почки размером 1,5x2 см. Было рекомендовано динамическое наблюдение. В течение последующего года пациент выполнял УЗИ почек дважды, прогресса роста кисты не наблюдалось, в результате чего он прекратил обследования.
Через 10 лет, в январе 2015 г., пациент отметил появление тупой боли в поясничной области слева. Обратился в урологическое отделение, где по результатам обследования (УЗИ почек, КТ почек, обзорная и экскреторная урография, ИФА крови – титр антител к эхинококку Ig G 1:200), был установлен диагноз: эхинококковая киста левой почки (рис. 1–3).
16.01.15 пациенту проведено оперативное лечение. При люмботомии выявлено следующее: фасция Герота интимно подпаяна к почке в области кисты, фиброзно изменена. В нижнем полюсе определялась эхинококковая киста, спаянная с париетальным листком брюшины, участком тонкой кишки и поясничной мышцей. Выполнить резекцию почки не представлялось возможным, так как образование, занимая 2/3 почки, затрагивает и почечную сосудистую ножку. Выполнена нефрэктомия.
Макропрепарат: удаленная почка размером 12,5x8x7 см. На разрезе в нижнем полюсе киста диаметром около 5,5 см, содержащая прозрачную жидкость. Толщина стенки кисты до 0,7 см плотной хрящевидной консистенции, выстланной изнутри хитиновой оболочкой с участками некроза, нефросклероза, занимающими около 70% почечной паренхимы (рис. 4). Результат гистологического исследования макропрепарата: эхинококкоз левой почки, нефросклероз нижнего полюса и средней трети.
Послеоперационный период без особенностей. Пациент был выписан на 7-е сутки после операции.
Интерес данного клинического наблюдения состоит в том, что киста без признаков роста была выявлена еще 10 лет назад. Подозрений на эхинококковую природу данной кисты тогда не было. Однако отсутствие динамического наблюдения в дальнейшем обусловило прогрессирование эхинококкоза, значительное поражение паренхимы почки, разрушение ее и необходимость нефрэктомии. В связи с этим считаем, что даже небольшие кисты почек требуют регулярного динамического наблюдения – УЗИ почек не реже 1 раза в 6–12 месяцев, поскольку сразу решить вопрос о характере кисты и ее дальнейшем течении не представляется возможным.