Оценка результатов анкетирования мужчин в рамках школы мужского здоровья


М.К. Алчинбаев

АО «Научный центр урологии им.Б.У. Джарбусынова», Алматы, Казахстан
В рамках Школы мужского здоровья за 2014 г. был обследован 571 мужчина. Их средний возраст составил 49,66±14,5 года. У 86,0% (227) обследованных мужчин уровень ПСА был от 0 до 4 нг/мл. По данным УЗИ предстательная железа была увеличена у 37,2%±6,0 мужчин. Среди обследованных мужчин у 45,5% (221) были зарегистрированы отклонения в либидо или сексуальной жизни. О недостаточной ригидности полового члена для осуществления полового акта сообщили 58% пациентов, 50% отметили резкое уменьшение количества эякулята, а 10% – боль при эрекции. При детальном опросе оказалось, что у многих пациентов заболевание спровоцировало семейный разлад. Анализ полученных данных свидетельствует о неудовлетворительном состоянии мужской репродуктивной системы в Казахстане. Для решения этой проблемы необходимы значительные материально-технические затраты и комплексный подход к проблемам раннего выявления заболеваний мужской репродуктивной системы. Установлено, что на репродуктивное здоровье мужчин влияют такие факторы, как соматическое, психологическое и сексуальное здоровье. В целом уже сейчас можно сказать о необходимости проведения таких Школ мужского здоровья во всех регионах на постоянной основе, особенно с обучением врачей первичного звена медицинских организаций.

Введение. Репродуктивное здоровье человека является важнейшей составляющей здоровья конкретного человека и любой семьи как основной составляющей общества в целом. В настоящее время проблема охраны репродуктивного здоровья приобретает особую актуальность и социальную значимость в связи с высокой частотой заболеваний мужской половой сферы [1–4].

По данным различных источников литературы, самые большие различия между мужчинами и женщинами существуют в сфере сексуальности. Иначе и быть не может, потому что сексуальность теснее всего связана с репродукцией и здесь лучше всего работают изложенные выше биоэволюционные теории, включая теорию родительского вклада Роберта Трайверса и основанную на ней теорию сексуальных стратегий Дэвида Басса (Buss, 1998) [5].

С целью определения состояния репродуктивного здоровья мужчин в Казахстане, а также для повышения осведомленности населения в общем и врачей общего профиля в частности АО «Научный центр урологии им. Б. У. Джарбусынова» с 2014 г. проводит Школы мужского здоровья по всей территории Республики Казахстан как следующий этап совершенствования скрининга репродуктивного здоровья мужчин.

Материалы и методы

В рамках Школы мужского здоровья за 2014 г. был обследован 571 мужчина. Средний возраст обследованных составил 49,66±14,5 года.

Измеряемые параметры в анкетах были разделены на пять блоков:

  • Паспортная часть
  • Психологическое здоровье
  • Соматическое здоровье
  • Сексуальное здоровье
  • Инструментальные и лабораторные данные (ПСА, УЗИ простаты).

Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05. При множественных сравнениях применяли поправку Бонферрони. Для расчетов коэффициентов корреляций и проверки выборок на однородность использовался программный пакет «Stastistica for Windows», 8,0. Взаимосвязи между параметрами исследовали с помощью коэффициента корреляции Пирсона и коэффициента ранговой корреляции R. Спирмена.

При этом для интерпретации корреляционных связей использовали общую классификацию корреляционных связей (по Э.В. Ивантер, А.В. Коросову, 1992):

  1. сильная или тесная при коэффициенте корреляции r>0,70;
  2. средняя при 0,50<r<0,69;
  3. умеренная при 0,30<r<0,49;
  4. слабая при 0,20<r<0,29;
  5. очень слабая при r<0,19.

Для проверки однородности выборок использованы t-критерий Стьюдента, а также непарметрические Т-критерий Уилкоксона для парных и U-критерий Манна–Уитни для независимых выборок.

Для оценки уровня достоверности различий средних значений трех и более групп использован однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) c последующим апостериорным анализом по методу Тьюки для неравных групп (Tukey HSD for unequal N). Для проверки равенства медиан нескольких выборок применен непараметрический критерий Краскела–Уоллиса.

Для получения статистически значимых результатов и руководствуясь описанными выше данными укрупнили исследуемые шкалы. В лог-линейный анализ включены те, шкалы по которым были более 300 обследованных мужчин. В итоге использовано следующее количество шкал, разбитых на группы (группы указаны в скобках):

  1. Возраст (5)
  2. Физическая активность в течение последнего года (2).
  3. Употребление животного жира (2).
  4. Употребление свежих фруктов (2).
  5. Употребление 400 г овощей и фруктов ежедневно (в любом виде, исключая катрофель) (2).
  6. Жалобы на нервозность, депрессию, снижение интереса к жизни (2).
  7. Психологическая обстановка в семье (отношения с супругой) −2.
  8. Жажда, сухость во рту (2).
  9. Диагностированный сахарный диабет (2).
  10. В целом самооценка здоровья (2).
  11. Диагностированные хронические заболевания органов дыхательной системы (2).
  12. Диагностированные заболевания органов пищеварения (2).
  13. Отклонения в либидо, сексуальной жизни (2).

В конечном итоге в лог-линейную модель было включено только четыре фактора:

  • Физическая активность в течение последнего года.
  • Жалобы на нервозность, депрессию, снижение интереса к жизни.
  • Психологическая обстановка в семье (отношения с супругой).
  • Жажда, сухость во рту и
  • Самооценка здоровья в целом

Результаты и их обсуждение

Паспортная часть

Национальность, возраст, место проживания и образование респондентов (табл. 1).

Большинство обследованных мужчин было казахской и русской национальности (табл. 2).

Всего обследован 571 мужчина, из которых 489 (85,64%) проживали в городе и 61 (10,68%) – в селе, 21 (3,68%) мужчина не отметил место проживания (табл. 3).

Большинство опрошенных мужчин (70,58% [403]) состоят в официальном браке.

В семьях обследованных мужчин в большинстве случаев 1–2 ребенка. Семьи с тремя детьми и более достоверно чаще встречаются у мужчин казахской национальности (p=0,02) (рис. 1).

Основное количество мужчин, 56,4% (322), во время проведения исследования были работающими. Большинство мужчин в равной мере занимались смешанным или умственным трудом. Значительно меньше прошли обследование мужчин, которые занимались физическим и тяжелым физическим трудом.

Физическая активность

  • наличие взаимосвязи физической активность и возраста не вызывает сомнений;
  • физическая активность и возраст могут оказывать существенное влияние на сексуальное поведение и нарушения сексуальной активности (рис. 2).

Расчеты показали, что в группе с очень высокой физической активностью возраст мужчин был 41,5±14,6 года, возраст мужчин в группе со средней физической активностью составил 50,4±14,2 года, а в группе с очень низкой физической активностью – 50,7±14,4.

Соматическое здоровье

ИМТ у казахов и русских не различается. При анализе данных можно заметить, что максимальное значение ИМТ наблюдается в возрасте 43–62 лет и затем снижается (табл. 4–6).

Простатический специфический антиген (ПСА)

У 86,0% (227) обследованных мужчин уровень ПСА был от 0 до 4 нг/мл (табл. 7).

Взаимосвязь возраста мужчин и уровня ПСА

Расчеты показали, что

  • в группе с уровнем ПСА 0–4 мг/мл возраст мужчин был 48,74±14,00 лет;
  • возраст мужчин в группе с уровнем ПСА 4–6 мг/мл составил 58,38±11,55 года;
  • возраст мужчин в группе с уровнем ПСА 6–8 мг/мл составил 55,00±12,53 года;
  • возраст мужчин в группе с уровнем ПСА 8–10 мг/мл – 67,80±12,63 года;
  • возраст мужчин в группе с уровнем ПСА свыше 10 мг/мл – 63,58±9,09 года.

Результаты свидетельствуют в пользу того, что уровень ПСА имеет нелинейную взаимосвязь с возрастом мужчин. Более высокий уровень ПСА, выше 6 нг/мл, может встречаться в разных возрастных группах, что выражается в большей дисперсии значений возраста.

Состояние предстательной железы

Показана значимая взаимосвязь уровня ПСА с размером предстательной железы, который определяется на УЗИ. Нами определено, что при низком содержании ПСА количество мужчин с нормальной и увеличенной ПЖ не различается. При более высоких показателях ПСА больше становится и мужчин с увеличенной ПЖ (рис. 3).

Состояние предстательной железы по УЗИ

По данным УЗИ, предстательная железа была увеличена у 37,2%±6,0 мужчин. Исследования показали, что возраст мужчин с увеличенной и неувеличенной предстательной железой статистически значимо различается (табл. 8).

Сравнение частот встречаемости увеличения предстательной железы у мужчин в разных возрастных группах вывило следующие статистически значимые (p<0,05) различия:

  • у мужчин 32 лет и младше частота встречаемости увеличенной предстательной железы была статистически значимо меньше,
  • у мужчин старше 63 лет и младше частота встречаемости увеличенной предстательной железы была статистически значимо больше.

Сексуальное здоровье

Большинство мужчин ответили, что чаще, чем в половине случаев, «Постоянно» и «Всегда» испытывают удовлетворенность при половом акте (рис. 4).

В целом из тех, кто совершал половой акт, более часто удовлетворенность при половом акте испытывали 69,8% (270) мужчин, «Не всегда» и «Иногда» − 24,0% мужчин, «Изредка» (реже, чем в половине случаев) и «Почти никогда» − 6,2 % мужчин.

В ходе исследований определили наличие отклонений в либидо и сексуальной жизни (табл. 9).

Среди обследованных мужчин у 45,5% (221) были зарегистрированы отклонения в либидо или сексуальной жизни.

Исследования взаимосвязи отклонений в либидо или сексуальной жизни с уровнем физической активности показали, что частота отклонений в либидо статистически значимо встречается у мужчин с очень низкой физической активностью, чем у мужчин с очень высокой физической активностью (р=0,0002) (рис. 5).

Прогнозирование отклонений в либидо, сексуальной жизни

Основной параметр – фактор «Физическая активность в течение последнего года».

Для прогнозирования наличия отклонений в либидо, сексуальной жизни использованы таблицы с ожидаемыми частотами с разными сочетаниями включенных в модель факторов (табл. 10). В качестве основного параметра выбран фактор «Физическая активность в течение последнего года». В этом случае использованы данные мужчин, которые имели следующие характеристики:

  • Есть ли жалобы на нервозность, депрессию, снижение интереса к жизни? – нет.
  • Психологическая обстановка в семье (отношения с супругой/половой партнершей) – хорошая.
  • Беспокоит ли жажда, сухость во рту? – нет.
  • В целом самооценка здоровья – высокая.

Если у мужчин нет жалоб на нервозность, депрессию, снижение интереса к жизни, хорошая психологическая обстановка в семье (отношения с супругой), не беспокоит жажда, сухость во рту, в целом высокая самооценка здоровья, отсутствие отклонений в либидо, сексуальной жизни будет встречаться в 3,5 раза чаще, чем наличие нарушений либидо. Если у мужчин с высокой физической активностью нет жалоб на нервозность, депрессию, снижение интереса к жизни, хорошая психологическая обстановка в семье (отношения с супругой), не беспокоит жажда, сухость во рту, в целом высокая самооценка здоровья, вероятность отклонений в либидо, сексуальной жизни составит 6,8/30,8*100%=2,1%, соответственно, отсутствие отклонений в либидо, сексуальной жизни составит 77,9%.

Выводы

Анализ полученных данных свидетельствует о неудовлетворительном состоянии мужской репродуктивной системы в Казахстане. Для решения этой проблемы необходимы значительные материально-технические затраты и комплексный подход к проблемам раннего выявления заболеваний мужской репродуктивной системы. Установлено, что на репродуктивное здоровье мужчин влияют такие факторы, как соматическое, психологическое и сексуальное здоровье.

Нами выявлена взаимосвязь между сексуальной активностью, размером аденомы простаты и выраженностью расстройств мочеиспускания. Тяжелые расстройства мочеиспускания по типу императивности и болезненности обусловливают расстройства эрекции и эякуляции. Следствием этих неблагоприятных состояний является общая неудовлетворенность жизнью, высказанная обследованными мужчинами. О недостаточной ригидности полового члена для осуществления полового акта сообщили 58% пациентов, 50% отметили резкое уменьшение количества эякулята, а 10% – боль при эрекции. При детальном опросе оказалось, что у многих пациентов заболевание спровоцировало семейный разлад, 60% мужчин с эректильной дисфункцией высказали обеспокоенность по поводу ухудшения половой активности, утраты большинства удовольствий и сожалели о невозвратности ушедшей молодости.

Исходя из полученных данных можно сделать следующий вывод: между уровнем физической активности и удовлетворенностью при половом акте есть взаимосвязь. При этом более высокая физическая активность сопряжена с большей удовлетворенностью половым актом. И наоборот, меньшая физическая активность сопряжена с меньшей удовлетворенностью половым актом. Результаты уровня ПСА в крови у мужчин имеют нелинейную взаимосвязь с возрастом мужчин. Более высокий уровень ПСА, выше 6 нг/мл, может встречаться в разных возрастных группах, что выражается в большей дисперсии значений возраста.

К одной из особенностей медицины в Казахстане относится самообращение на поздних стадиях развития заболеваний, вследствие чего прогрессивно повышается число осложнений, что требует еще больших затрат бюджетных средств. Проведенные исследования показали, что заболевания мужской репродуктивной системы тесно связаны с другими интеркуррентными заболеваниями и выявление одного заболевания может позволить выявлять и лечить другие заболевания, не связанные с мужским репродуктивным здоровьем.

В целом уже сейчас можно сказать о необходимости проведения таких акций, как Школа мужского здоровья, во всех регионах на постоянной основе, особенно с обучением врачей первичного звена медицинских организаций. Ведь использование междисциплинарного подхода в диагностике и лечении заболеваний мужской репродуктивной системы позволит выявлять их на ранней стадии и проводить лечение не только урологам, но и специалистам смежных дисциплин.


Литература


1. Zigmond A.S, Snaith R.P. The hospital anxiety and depression scale Acta Psychiatr Scand. 1983;67(6):361–370.

2. The European Magazine for Sexual and Reproductive Health № 77. 2013 ISSN: 1014–8485.

3. The WHO strategic approach to strengthening sexual and reproductive health policies and programmes. WHO, 2008. Russian (Стратегический подход ВОЗ к усилению мер политик и программ в области сексуального и репродуктивного здоровья. ВОЗ, 2008).

4. The European Magazine for Sexual and Reproductive Health. 2008. №67. ISSN:1014–8485.

5. Kon I.S. A man in a changing world. M.: Vremya, 2009. 496 p. Russian (Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.).

6. Schwartz P., Kempner M. 50 Great Myths of Human Sexuality. ISBN-978-0-470-67433-8


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: М. К. Алчинбаев – председатель правления, д.м.н., профессор; e-mail: k.urolog@mail.ru

Сведения об авторе:
Алчинбаев М.К. – председатель правления АО «Научный центр урологии им. Б.У. Джарбусынова», д.м.н., профессор; e-mail: k.urolog@mail.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа