Функциональное состояние единственной почки после нефрэктомии по поводу рака


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/urology.2022.5.71-76

И.И. Титяев, С.С. Андреев, Б.А. Неймарк, А.А. Василенко

1) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 1», Новосибирск, Россия; 2) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия
Введение. Исход хирургического лечения рака почки зависит не только от канцерспецифичной выживаемости, но и от степени утраты почечной функции, которая нередко развивается после операции, особенно в объеме нефрэктомии.
Цель исследования: изучить особенности функциональных изменений единственной почки как механизм компенсации после нефрэктомии по поводу рака почки.
Материалы и методы. Изучены показатели функционального состояния единственной почки у 36 больных после нефрэктомии по поводу рака контралатерального органа. Распределение больных по полу: мужчин – 20, женщин – 16. Возраст больных: от 39 до 76 лет (средний – 59,0±10,8 года). Размеры опухоли находились в пределах 7,0–12,0 см. Всем больным с единственной оставшейся после нефрэктомии почкой проведено контрольное обследование через 3 мес. после оперативного вмешательства: измерение периферического АД с расчетом среднего динамического давления; УЗИ почек; расчет скорости клубочковой фильтрации (СКФ); допплерография сосудов почки; определение фибриногена и растворимых фибринмономерных комплексов (РФМК) сыворотки крови, биомикроскопия бульбарной конъюнктивы. Больным, у которых в ходе обследования были выявлены патологические отклонения, назначено лечение препаратами ренокардиопротективного ряда: периндоприл в титруемой дозе; в качестве тромбопрофилактики и улучшения реологических свойств крови – апиксабан 5 мг/сут. сроком на 3 мес. с повторной оценкой вышеуказанных параметров. Результаты. У 61,1 % пациентов после нефрэктомии ко 2–4-м суткам после операции отмечена тенденция к повышению артериального давления по сравнению с исходными значениями (p<0,05). К седьмым суткам после операции объем единственной оставшейся после нефрэктомии почки увеличился в среднем на 16% (с 110,4±11,2 до 132,4±4,8 см3, p<0,05). После операции снижение СКФ выявлено у 33 (91,7%; p<0,05) пациентов. При допплерографии сосудов единственной почки у пациентов после нефрэктомии отмечали умеренное повышение линейного кровотока, повышение индекса резистентности в основном стволе почечной артерии, снижение пульсационного индекса в сегментарных и дуговых артериях. При биомикроскопии бульбарной коньюнктивы у 83,3% больных после нефрэктомии выявлены изменения в микроциркуляторном русле – сужение артериол, расширение венул, замедление венулярного и капиллярного кровотоков. По истечении 3 мес. рено- кардиопротективной терапии у повторно обследованных больных выявлено достижение целевых значений АД (<130/85 мм рт.ст.) со средним динамическим АД 93,4±2,6 мм рт.ст.; снижение креатинина в среднем до 106,2±6,4; снижение фибриногена и РФМК до субнормальных значений 3,2±0,2 и до 8,1±0,5 10–2 г/л соответственно; сохранившаяся викарная гипертрофия, по данным ультразвукового исследования почек, – 119,7±3,6 см3; нарушения периферической микроциркуляции, по данным биомикроскопии бульбарной конъюктивы, оценены как умеренные.
Заключение. Развитие ХБП у больных с единственной почкой сопровождается структурной
перестройкой органа с повышением артериального давления, увеличением его объема, снижением функции, микроциркуляторными нарушениями и гипертензивной нефропатией. С учетом прогностической значимости изменений единственной почки необходим не только контроль за функциональными параметрами органа, но и включение в лечебный стандарт рено- кардиопротективной терапии, способствующей сохранению функционального состояния почки и препятствующей быстрому прогрессированию ХБП, то есть требуется медико-социальная реабилитация лиц с единственной почкой, которую в настоящее время нельзя считать полноценной.

Об авторах / Для корреспонденции


А в т о р д л я с в я з и: С. С. Андреев – врач-уролог высшей квалификационной категории;заведующий урологическим отделением ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 1», Новосибирск, Россия; e-mail: andreev723@yandex.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа