Pathogenetical aspects of complicated abnormal renal mobility


A.S. Tatevosyan, A.G. Tonyan, A.A. Khalafyan.

Urology Department of Kuban SMU Ministry of Health of the Russian Federation (rector — S.N.Alekseenko)
The present article is devoted to the search for topographic and anatomical factors of abnormal renal mobility that affects renal hemodynamics and determines complicated course of nephroptosis. Comparative evaluation of hemodynamics in patients with chronic pyelonephritis and symptomatic hypertension in abnormal renal mobility depending on the distribution on the degree of rotation and skeletotopic omission of kidney was performed. According to the data of frequency analysis and correspondence analysis of Statistics 6.0 program, it was determined that kidney rotated in three dimensions, and mainly in II degree descent kidney in study group.
It was found that consistent multiple view scanning of patients with abnormal renal mobility allows to accurately assess the violations of tissue blood flow, which determine severity of complications of the disease, and to choose an adequate conservative and surgical treatment in each case.

Введение.

Достаточно вспомнить высказывание Ю. А. Пытеля: “Хотим мы этого или не хотим, но ни один воспалительный процесс не протекает без участия нарушений кровообращения”, – чтобы понять, какое место он отводил гемодинамическим нарушениям в развитии заболеваний почки. В этиологии нефроптоза важную роль играют пороки эмбриогенеза, конституционные аномалии, в основе которых лежит врожденная слабость опорной соединительной ткани [1]. Показатели нормальной подвижности почки человека в положении стоя колеблются от 1 до 2 см, а на высоте глубокого вдоха — от 3 до 5 см [2]. Увеличение этих параметров указывает на патологическую подвижность почек, снижение — на наличие рубцовых и воспалительных изменений в околопочечной клетчатке. Показано, что при нефроптозе почка наряду со смещением вниз обычно поворачивается вокруг вертикальной и переднезадней оси. Следует заметить, что в подавляющем большинстве наблюдений нарушения гемодинамики затрагивают главным образом венозный компонент кровотока [3]. Известно, что ротация почки – определяющий фактор в возникновении гемодинамических нарушений. Последняя зависит от ротации во всех плоскостях, достигающая 700и более [4].

Следствием почечного флебостаза, препятствующего нормальному притоку артериальной крови к почке, является ишемия с развитием хронического лимфо- и уростаза, что сопровождается значительным интерстициальным отеком паренхимы почки [5]. Венозный застой приводит к перестройке тканевых компонентов с ремоделированием их структуры [6]. Одновременно возникают адаптационные изменения, выражающиеся в гиперплазии мускулатуры вен, повышении тонуса и гипертрофии стенок артерий. В дальнейшем развиваются склероз и гиа-линоз ренальных сосудов [7]. Имеются теоретические предпосылки возможного влияния нарушений венозного оттока на состояние внутрипочечного кровотока и системное артериальное давление [8]. Известно, что в некоторых случаях даже аналитические способы диагностики дают информацию, которую невозможно получить никаким другим путем. Так, еще более 20 лет назад был обнаружен синдром перегрузки миокарда у больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких и остановки дыхания во сне при использовании соответствующей математической модели. Причем открыт был не путем прямого измерения каких-либо параметров миокарда, а с помощью использования некоторых формул и физиологических неинвазивных методов измерений. Аналогичный синдром был открыт у больных артериальной гипертонией, а у больных с артериальной гипоксемией при напряжении легочных сосудов был открыт синдром перегрузки коронарного кровообращения [9]. Мы попытались применить математические методы при изучении особенностей гемо- и уродинамики патологически подвижной почки (ППП).

Целью представленной работы явилось определение тактики лечения больных с ППП на основе выявления топографо-анатомических особенностей, определяющих значимые нарушения тканевого кровотока, как причины развития вазоренальной гипертензии и хронического пиелонефрита.

Материалы и методы.

В работе представлены результаты проспективного рандомизированного обследования 243 пациентов в возрасте от 17 до 56 лет, обратившихся с различными клиническими проявлениями ППП с 2004 по 2011 г.

Отсутствие дыхательной экскурсии баллотирующей почки в ортостазе было основным скрининго-вым тестом диагностики ППП. Независимо от того, самостоятельное ли это заболевание, или составляющая спланхноптоза, нефроптоз определяется только в том случае, если в ортостазе нет прямого или опосредованного контакта с диафрагмой. Пальпаторная,

 

Таблица 1ультразвуковая и рентгенологическая оценки степени опущения по нижнему сегменту почки у 243 пациентов совпадали. Когда же мы стали проводить аналогичную оценку по верхним сегментам, выявили несовпадение по сравнению с подвижностью нижнего сегмента. Величина смещения верхнего сегмента почки в ортостазе оказывалась значительно больше, чем смещение нижнего сегмента. При использовании в качестве ориентира верхнего сегмента почки число пациентов с I степенью опущения почки уменьшилось на 44 (18,1%) (табл. 1), тогда как число больных со II и III степенью опущения почки увеличилось на 29 (11,9%) и 15 (6,17%) соответственно, т.е. в 88 (36,2%) наблюдениях степень заболевания была определена неправильно. Полученные результаты свидетельствовали о возможности значительного смещения верхнего сегмента почки за счет ротации в сагиттальной или горизонтальной плоскости при невыраженном опущении нижнего сегмента.

Всем больным рассчитаны углы ротации ППП по данным экскреторных урограмм (пат. № 2242926 “Способ определения степени ротации патологически подвижной почки”) и ультразвукового исследования (УЗИ) (пат. № 2339311 “Способ определения ротации патологически подвижной почки”), выполненных в клино- и ортостазе по разработанным нами способам. Пациентам с симптоматической артериальной гипертензией или страдающим периодическими, не связанными со временем суток болями, с частыми атаками пиелонефрита выполняли полипозиционное (в 6 статических состояниях) УЗИ с определением углов ротации и их суммы.

По сумме углов ротации (СУР), рассчитываемых на основании данных экскреторных урограмм и УЗИ в клино- и ортостазе в трех плоскостях, пациенты распределены на три группы: 1-я – с I степенью ротации, до 400; 2-я – со II, от 41 до 700, 3-я – с III, свыше 700. Те же больные в зависимости от скелетотопического опущения почки (СтОП) в положении стоя были распределены на группы соответственно традиционным трем степеням по классификации Н. А. Лопаткина [9].

Почечный кровоток оценивали с помощью непрямой динамической нефросцинтиграфии в стандартном положении, в боковой проекции и на боку и реоренографии в 5 статических состояниях. Прогнозируемые нарушения общего или ограниченного почечного кровотока подтвердили данными компьютерной томографии с 3D-моделированием.

Количественная обработка материала проведена с использованием корреляционного, кластерного, дискриминантного анализа программы Statistica 6.0 [10], программы для ЭВМ (Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ Российской Федерации № 2007612783 от 28.06.07), частотного и многомерного анализа соответствий [11, 12].

Результаты.

Жалобы на преходящие или постоянные боли в поясничной области, иногда не связанные с положением тела, порой отмечаемые лежа, на правом или левом боку, иногда в положении стоя предъявляли 172 (70,1%) пациента. Пятьдесят восемь (23,8%) – имели повышенное артериальное давление. Пиелонефрит был выявлен у 137 (56,4%) пациентов, из них у 29 (11,9%) отмечено 2 или 3 эпизода обострений в год.

Анализ классификационных матриц программы Statistica 6.0 показал, что при распределении по СтОП только 76,38% больных установлен диагноз, адекватно отражавший нарушения интраорганного кровотока. При распределении же по СУР общее количество правильно классифицированных наблюдений составило 97,22%.

Посредством частотного анализа была оценена степень и исследована структура взаимосвязи между переменными, определяющими принадлежность больных к группам по степени опущения и рота-ции почки. Переменным были присвоены соответственно имена СтОП и СУР. Уровни значимости р- критериев Хи-квадрат и М-П Хи-квадрат оказались близкими к 0, что говорит о существовании статистически значимой взаимосвязи между переменными СтОП и СУР.

Статистики Фи, коэффициент сопряженности, Крамера V, Тау Кендала, Гамма и Спирменабыли выше 0,5, что характеризует эту взаимосвязь как умеренную, близкую к сильной.

По распределению частот, представленных в табл. 2,можно судить о структуре взаимосвязи между опущением и ротацией почки. Из 29 (100%) больных, имеющих I степень опущения, 18 (62%) попали в 1-ю группу по степени ротации почки, в группы 2 и 3 соответственно 10 (34,5%) и 1 (3,5%).

Из 24 (100%) больных, имевших II степень опущения, 19 (79,2%) попали в 3-ю группу по степени ротации почки, в 1-ю и 2-ю группы – всего 1 (4,2%) и 4 (16,7%). Таблица 2

Из 19 (100%) больных, имевших III степень опущения, 4 (21%) попали в 1-ю группу по степени ротации почки, в 2-ю и 3-ю группы – соответственно 5 (26,3%) и 10 (52,6%). Выявленная закономерность проявляется в том, что большинство (62%) больных с I степенью опущения почки попали в 1-ю группу по степени ротации, большинство (52,6%) больных с III степенью опущения попали в 3-ю группу по степени ротации. Но для больных со II степенью опущения тенденция несколько иная – большинство (79,2%) больных попали в 3-ю группу по степени ротации почки.

Анализ соответствий позволил выявить следующие закономерности:

• между степенью опущения почки и ее ротацией существует тесная взаимосвязь, которая, однако, не носит характер прямой зависимости, т.е. большей степени опущения не всегда соответствует большая степень ротации почки;

• прямая зависимость между указанными выше параметрами характерна для больных с І степенью опущения и І степенью ротации почки;

• сильной ротации почек (ІІІ, максимальная, степень, от 700 и выше) в большей степени способ- ствует ІІ, нежели ІІІ, степень опущения!

Таким образом, проведенные частотный анализ и анализ соответствий показали, что при классической II степени опущения почек происходят наибольшие ротационные изменения, а значит, и интраорганные гемо- и уродинамические нарушения, определяющие осложненное течение ППП.

Получен ответ на вопрос: почему 23,62% пациентов при распределении по СтОП и 2,78% — при распределении по СУР неправильно распределены в группах, а также почему неточно распределенные

наблюдения чаще всего относятся именно ко 2-й группе по СтОП и по СУР по классификационной матрице? Ротация является фактором, определяющим нарушения гемо- и уродинамики ППП. Однако оценка ротации только в клино- и ортостазе не может адекватно отражать все нарушения. Мы применили методы полипозиционного УЗИ.

Данный способ позволил нам определить положение пациента, в котором выявляются значимые, коррелирующие с СУР гемо- и уродинамические изменения. Появилась возможность не только на ранних стадиях диагностировать ППП, но и предопределить прогноз течения болезни, разработать тактику дальнейшего лечения. Проведенное последовательное функциональное обследование больных ППП позволило определить место каждого случая в разработанной нами классификации, учитывающей как степень опущения, так и ротацию в трех координатных плоскостях.

Приводим клиническое наблюдение

Больная Ж. 54 лет поступила с жалобами на боли в поясничной области справа, высокую на протяжении нескольких дней температуру тела, ознобы. В анамнезе гипертоническая болезнь, плохо поддающаяся консервативному лечению. Пальпаторно определялась выраженная болезненность правой почки, напряжение мышц передней брюшной стенки. В общем анализе мочи — лейкоцитурия, в общем анализе крови — выраженный лейкоцитоз со сдвигом влево. По данным рентгенологического исследования экскреторная функция почек сохранена, отмечается сдавление и деформация шеек чашечек и утолщение паренхимы почки. По данным УЗИ выявлены утолщение паренхимы правой почки до 24–26 мм, ее гипоэхогенность, отсутствие уростаза с обеих сторон. Выполненная компьютерная томография определила признаки, характерные для деструктивного пиелонефрита, патологическую ротацию во фронтальной и горизонтал-ной плоскостях (см. рисунок), сдавление почечной артерией шейки средней чашечки. Развившееся ограниченное повышение чашечного давления стало причиной флебостаза и слабого контрастирования верхней и средней чашечек, изменения денситометрических характеристик паренхимы в этой зоне, что оценено как признак деструкции. Выполненное полипозиционное УЗИ определило максимальную ротацию в положении на спине: в горизонтальной плоскости 440 и во фронтальной — 340 (табл. 3). Таким образом, выяснена причина болей и выраженности нарушения кровотока как следствие возникшего “конфликта” почечной артерии со средней и верхней чашечками. На фоне консервативного лечения в сочетании с рекомендованной нами позиционной терапией – исключение нахождения на спине – состояние улучшилось, процесс регрессировал, что подтверждено клинически и лабораторно. Больная выписана в удовлетворительном состоянии на амбулаторное лечение.

Обсуждение.

Этиопатогенетический подход к диагностике и лечению ППП на основе последовательного функционального обследования позволил нам выделить группу больных, требующих обоснован-ного, более детального обследования. Для количественного анализа полученных данных использована программа Statistica 6.0, в которой в качестве основного признака введена общепризнанная скелето-топическая градация, дополненная разработанным нами способом оценки СУР почки в трех координатных плоскостях по данным рентгенологического

Таблица 3 и ультразвукового исследований. Предполагаемая корреляция с распределением больных по скелето-топическим признакам была подтверждена. Однако частотный анализ и анализ соответствий показали значительные ротационные способности подвижной почки пациентов со II степенью СтОП. Данный вывод стал основанием для изыскания способов

диагностики ротации именно в этой группе больных. Таким образом, полученные в ходе исследования результаты дают основание полагать, что недостаточную в определенных случаях эффективность лечения больных с нефроптозом можно объяснить неточной оценкой выраженности общего или ограниченного нарушения кровотока ППП. Разработанные нами способы рентгенологических и ультразвуковых оценок ППП позволяют проводить скрининговые обследования больных, определять группу пациентов, нуждающихся в дальнейшем обследовании и наблюдении. Распределение больных с учетом степени как опущения, так и выраженности ротации в трех координатных плоскостях и шести статических состояниях позволяет точнее оценивать гемо- и уро-динамические нарушения ППП. Как мы полагаем, такой подход открывает новые возможности при разработке консервативных и оперативных способов лечения ППП и ее осложнений – вазоренальной гипертензии и пиелонефрита.

Заключение.

Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости полипозиционного функ-ционального обследования больных нефроптозом. Поскольку ротация точнее отражает гемо- и уродина-мические нарушения при патологической подвижности почки, целесообразна оценка выраженности нарушений почечного кровотока на основе определения углов ротации наряду с общепризнанной классификацией по степени СтОП. Ротация с опущением является одной из причин нарушения органного кровотока в почке, уродинамики верхних мочевыводящих путей у больных с симптоматической артериальной гипертензией и острым пиелонефритом при нефроптозе. Диагностика и устранение анатомо-топографических факторов, определяющих чрезмерное опущение и ротацию, необходимы для проведения адекватного консервативного или оперативного лечения данного заболевания.


About the Autors


Author’s contacts: A.G.Tonyan – tel. 8-918-481-71-02, е-mail: tonyanag@rambler.ru


Similar Articles


Бионика Медиа