Оценка психологического статуса врачей-урологов во время пандемии COVID-19


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/urology.2020.3.5-9

Ю.В. Красавцева, М.Г. Киселева, Г.Р. Касян, Д.Ю. Пушкарь

1) ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова» (Сеченовский Университет), Москва, Россия; 2) Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, Москва, Россия
Цель исследования: оценить психологический статус врачей-урологов во время пандемии COVID-19.
Материалы и методы. В онлайн-исследовании приняли участие 90 врачей-урологов в возрасте от 25 до 60 лет (средний возраст — 37,27±9,53 года), 93% из них — мужчины. При опросе были использованы методики, позволяющие оценивать отношение респондентов к работе врача, воздействие
COVID-19 на физическое и эмоциональное состояние, а также шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS-21), краткий опросник Большой пятерки (КОБП) и Уровня субъективного контроля.
Результаты. Наибольшие опасения урологов связаны с риском заболеть COVID-19 (30%). 43% урологов отмечают, что профессия врача — это интересно. Положительное отношение к работе, а также добросовестность, эмоциональная стабильность и согласие (черты Большой пятерки) связаны с низкими показателями депрессии, тревоги, стресса и отсутствия контроля. Работа с пациентами в «красной зоне» снижает проявление стресса и увеличивает ощущение контроля над важными сферами своей жизни. Возраст врачей и высокая эмоциональная стабильность выступают предиктором низких показателей тревоги, депрессии и стресса.
Обсуждение. Работа с больными COVID-19 позволяет врачам ощущать больше контроля над происходящим. Ощущение контроля в свою очередь и положительное отношение к работе связаны с менее выраженными проявлениями депрессии, тревоги и стресса.
Заключение. Результаты, полученные в данном исследовании, можно использовать при выборе терапевтических мишеней для оказания психологической помощи врачам, для профилактики появления у них симптомов тревоги, стресса и депрессии, а также для профессионального отбора врачей при работе в кризисных ситуациях.

Литература


1. Huang J.Z., Han M.F., Luo T.D., Ren A.K., Zhou X.P. Mental health survey of 230 medical staff in a tertiary infectious disease hospital for COVID-19. Chinese journal of industrial hygiene and occupational diseases. 2020;38:E001-E001.


2. Liang Y., Chen M., Zheng X., Liu J. Screening for Chinese medical staff mental health by SDS and SAS during the outbreak of COVID-19. Journal of Psychosomatic Research. 2020;133:110102. https://doi.org/10.1016/j.jpsychores.2020.110102


3. Ahmed M.Z., Ahmed O., Aibao Z., Hanbin S., Siyu L., Ahmad, A. Epidemic of COVID-19 in China and associated Psychological Problems. Asian Journal of Psychiatry. 2020:102092. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2020.102092


4. Chew N.W., Lee G.K., Tan B.Y., Jing M., Goh Y., Ngiam N. ...Sharma A.K. A multinational, multicentre study on the psychological outcomes and associated physical symptoms amongst healthcare workers during COVID-19 outbreak. Brain, behavior, and immunity. 2020. In Press. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2020.04.049


5. Rizos E., Manolis A.J., Chaidou S., Kympouropoulos S., Spartalis E., Spandidos D.A., Tsiptsios D. Triantafyllis A.S. COVID-19 pandemic and its impact on mental health of healthcare professionals. Experimental and Therapeutic Medicine. 2020;19(6):3451–3453.


6. Singh P., Ponniah A., Nikkhah D., Mosahebi A. The Effects of a Novel Global Pandemic (COVID-19) on a Plastic Surgery Department. Aesthetic Surgery Journal. 2020. https://doi.org/10.1093/asj/sjaa074


7. Simione L., Gnagnarella C. Differences between health workers and general population in risk perception, behaviors, and psychological distress related to COVID-19 spread in Italy. 2020. https://doi.org/10.31234/osf.io/84d2c


8. Beljalov F.I. Depression, anxiety, stress and morbidity. Terapevticheskij arhiv. 2016;88(12):116-119. Russian. (Белялов Ф.И. Депрессия, тревога, стресс и смертность. Терапевтический архив. 2016;88(12):116–119).


9. Matjushkina E.Ja., Roj A.P. Rahmanina A.A., Holmogorova A.B. Proffessional stress and professional burnout in medical workers. Sovremennaja zarubezhnaja psihologija. 2020;9(1):39–49. Russian. (Матюшкина Е.Я., Рой А.П. Рахманина А.А., Холмогорова А.Б. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание у медицинских работников. Современная зарубежная психология. 2020;9(1):39–49) https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090104


10. Pavlova E.M., Kornilova T.V., Krasavceva Y.V., Bogacheva N.V. Personality profile and personal regulation of decision-making in medical workers: from students to practicing doctors. Vestnik RGGU. Serija «Psihologija. Pedagogika. Obrazovanie». 2019;(2):97–115. Russian. (Павлова Е.М., Корнилова Т.В., Красавцева Ю.В., Богачева Н.В. Личностный профиль и регуляция принятия решений лицами медицинских специальностей: от студента до практикующего врача. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019;(2):97–115) https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-2-97-115


11. Ajilchi B., Nejati V. Executive functions in students with depression, anxiety, and stress symptoms. Basic and clinical neuroscience. 2017;8(3):223. https://doi.org/10.18869/nirp.bcn.8.3.223


12. Lovibond P.F., Lovibond S.H. The structure of negative emotional states: Comparison of the Depression Anxiety Stress Scales (DASS) with the Beck Depression and Anxiety Inventories. Behaviour research and therapy. 1995;33(3):335–343. https://doi.org/10.1016/0005-7967(94)00075-U


13. Gosling S.D., Rentfrow P.J., Swann W.B., Jr. A very brief measure of the Big-Five personality domains. Journal of Research in Personality. 2003;37:504–528. Doi:10.1016/S0092-6566(03)00046-1.


14. Kornilova T.V., Chumakova M.A. (2016). Validation of the Ten Item Personality Inventory (TIPI). Psihologicheskie issledovanija: Jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2016;9(46):5–5. Russian (Корнилова Т.В., Чумакова М.А. (2016). Апробация краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБП). Психологические исследования: Электронный научный журнал. 2016;9(46):5–5).


15. Niemeyer H., Bieda A., Michalak J., Schneider S., Margraf, J.. Education and mental health: Do psychosocial resources matter? SSM-Population Health. 2019;7:100392. Doi:10.1016/j.ssmph.2019.100392


Об авторах / Для корреспонденции


А в т о р д л я с в я з и: Ю. В. Красавцева – ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии ФГАОУ ВО
«Первый МГМУ им. И. М. Сеченова» (Сеченовский Университет), Москва, Россия; e-mail: julia.k7@gmail.com


Похожие статьи


Бионика Медиа