Endoscopic methods for the correction of ureteral strictures


Zuban O.N., Skornyakov S.N., Borodin E.P., Novikov B.I., Medvinsky I.D., Arkanov L.V., Bobykin E.N., Verbetsky A.F., Zhilinsky D.G.

¹FSBI Ural Research Institute for Phthisiopulmonology Ministry of Health of the Russian Federation; ²MBI CH №14, Ekaterinburg; ³Moscow Research and Practice Center for TB Moscow Health Department, Moscow
The comprehensive examination and treatment of 80 patients aged 19 to 63 years with strictures of the ureteropelvic junction (UPJ) and ureter obstruction was performed. 23 patients underwent probing with ureteral stenting, 30 patients underwent balloon dilation of strictures under fluoroscopic guidance, 18 patients -endoureteropielotomy with "cold" knife, 9 patients underwent endoureteropielotomy using holmium laser. Correction of ureteral stricture with the removal of the stone was performed in 6 patients. It was found that efficiency of the methods increases in the following order: balloon dilatation (73,3%), dissection using "cold" knife (77,8%), probing with ureteral stenting (82,6%), and laser endoureteropielotomy (100%). In general, endoscopic correction of ureteral contractions is a minimally invasive treatment option for restoring its continuity, without perfoming traumatic surgery in 80% of patients with UPJ and ureteral strictures, including complicated by stone formation.

Введение. Основными причинами стриктуры мочеточника являются ишемия, операционная (ятрогенная) и неоперационная травмы, воспалительные заболевания (в том числе туберкулез), периуретеральный фиброз и врожденные аномалии развития. Обструктивный процесс может быть как
врожденным, так и приобретенным, но далеко не всегда его причина очевидна. В последние десятилетия достигнуты существенные технологические успехи в диагностике и лечении обструкции верхних мочевыводящих путей (ВМП). Диапазон лечебных мероприятий начинается с дренирования мочеточника стентом и заканчивается его замещением аутотрансплантатом из подвздошно
кишки или аппендикса. Практикующий уролог должен ориентироваться и понимать все преимущества и недостатки каждого из методов лечения [1–4]. Противоречивые результаты открытых операций инициировали поиск менее инвазивных методов лечения, к которым относятся эндоскопические операции по поводу стриктур мочеточника под рентгеновским контролем, включая баллонную дилатацию и эндотомию (рассечение) [2, 5, 6]. В литературе мало работ, посвященных сравнительным результатам, преимуществам и недостаткам современных рентгеноэндоскопических методов лечения стриктур лоханочно-мочеточникового сегмента (ЛМС) и мочеточника.

Цель исследования – повышение эффективности диагностики и оперативного лечения стриктур ЛМС и мочеточника различного генеза на основе применения уретероскопии и эндоскопических способов коррекции.

Материалы и методы. С 2006 по 2011 г. под нашим наблюдением находились 80 больных со стриктурами ЛМС и мочеточника различной этиологии и локализации, из них 43 (53,7%) мужчины
и 37 (46,3%) женщин. Целью предоперационного обследования было установление диагноза и выявление сопутствующих заболеваний, которые могли стать противопоказанием к выполнению открытых операций. Для оценки анатомо-функционального состояния почек и ВМП проведено комплексное клинико-лабораторное обследование, включившее ультразвуковое исследование (УЗИ), экскреторную урографию (ЭУ), ретроградную уретеропиелографию. Однако следует отметить, что наиболее точную информацию о локализации, протяженности стриктуры и состоянии стенки мочеточника выше и ниже уровня стриктуры можно было получить с помощью мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ) и интраоперационного рентгеноэндоскопического обследования.
Подчеркнем, что МСКТ по своей диагностической ценности в этих клинических ситуациях превосходит другие методы лучевой диагностики (ЭУ, УЗИ), позволяя хорошо визуализировать и оценивать состояние артериальных и венозных сосудов, определять локализацию и протяженность зоны сужения, а также анатомо-функциональное состояние парауретеральной области [1, 7]. Для оценки эндоскопической картины слизистой мочеточника и лоханки использован фиброуретеропиелоскоп FLEX. Многофокусная биопсия стенки мочеточника осуществлена 11 больным. Полученный
материал исследовали методом световой микроскопии после фиксации в 10%-ном растворе
формальдегида и окрашивания гематоксилином и эозином.

Структура эндоскопических вмешательств по коррекции стриктур ЛМС и мочеточника представлена в табл. 1. Показано, что в подавляющем большинстве (93,7%) наблюдений доступ к стриктуре мочеточника был трансуретральным ретроградным (p<0,05).

Таблица 1. Характер оперативных вмешательств, выполненных больным со стриктурами лМС и мочеточника.

Бужирование со стентированием мочеточника осуществлено 23 пациентам с поствоспалительными (неспецифическими и специфическими) и послеоперационными стриктурами длиной до 1 см. Операцию начинали с цистоскопии и введения струны в пораженный мочеточник. Методика вмешательства довольно проста и заключается в бужировании суженного участка с последующей
установкой стента. Баллонная дилатация суженной части мочеточника под давлением 12 атм с
экспозицией 10 мин проведена 30 больным: 2 сеанса с перерывом 5 мин – 27; 3 – 3. Показаниями к
проведению этого вида вмешательства являлись первичные и ранние послеоперационные стриктуры длиной до 1 см (n=21) и от 1 до 2 см (n=9). Эндоуретеропиелотомия “холодным” ножом через всю стенку до парауретеральной жировой клетчатки произведена 18 больным, в том числе в сочетании с
контактной литотрипсией – 6. Эндоуретеротомия гольмиевым лазером выполнена в 9 наблюдениях.

Оценка результатов коррекции стриктур проведена по трехбалльной системе [4]: хороший результат – отсутствие жалоб, нормальные анализы мочи в течение всего периода наблюдения; по данным рентгенологического исследования – полная проходимость мочеточника, значительное сокращение расширенных чашечек, лоханки и мочеточника. удовлетворительный – отсутствие жалоб, сравнительное улучшение функции почек, отсутствие динамики или незначительное сокращение полостной системы почки и мочеточника; плохой – развитие рецидива обструкции мочевыводящих
путей, приведшего к снижению или утрате функции почки.

Статистическую обработку полученных результатов проводили с использованием методов параметрической и непараметрической статистики. Для анализа межгрупповых различий применили t-критерий Стьюдента.

Результаты и обсуждение. Стриктуры мочеточника в 40 (50%) наблюдениях локализовались в нижней трети, реже у 31 (38,8%) больного – в верхней трети мочеточника и ЛМС, еще реже – у 9 (11,2%) – в средней трети мочеточника (табл. 2). Протяженность стриктур колебалась от 0,3 до 1,7 см.
Соотношение первичных и вторичных стриктур мочеточника составило примерно 1:1 (см. табл. 2). Первые оказались наиболее характерными для верхней трети и дистального отдела и не отмечены в его среднем участке. Приобретенные рубцовые сужения мочеточника существенно чаще локализовывались в нижней его трети (p<0,01).

Таблица 2. Причины и локализация стриктур лМС и мочеточника.

Данные о причинах развития вторичных стриктур ЛМС и мочеточника представлены в табл. 3.

Причины развития вторичных стриктур ЛМС и мочеточника

Экскреторная урография, выполненная 67 (83,8%) больным, позволила обнаружить обструкцию и достоверно установить ее уровень у 55 (82,1%) из них. В 12 наблюдениях этого определить не удалось из-за нарушения функции почки. По результатам УЗИ у 62 (77,5%) выявлена гидронефротическая трансформация различной степени выраженности, у 6 (5,4%) – конкременты. МСКТ выполнена 34 (42,5%) больным. С ее помощью точный диагноз стриктуры и ее уровень установлены для всех больных.

Анализ эффективности эндоскопической коррекции стриктур мочеточника показал, что ее результаты оказались несколько лучше при непротяженных стриктурах по сравнению с протяженными: рейтинг положительных ответов составил 76,2 против 66,7% соответственно (р>0,5).

При морфологическом исследовании биоптатов из зоны стриктуры мочеточника, лоханки в эпителиальном слое выявлены участки метаплазии переходного эпителия в многослойный плоский неороговевающий, очаговые признаки начинающего ороговения; в подэпителиальном слое определяли отек, диффузную полиморфноклеточную инфильтрацию. В 2 наблюдениях в слизистой оболочке выявлен специфический продуктивный процесс в виде крупных очагов казеозного некроза с нейтрофильным расплавлением и валом эпителиоидных клеток по периферии (см. рисунок).

Морфологическая картина биоптата мочеточника больного нефротуберкулезом 56 лет

В ближайшем периоде после первой дилатации рецидив стриктур ЛМС и мочеточника отмечен более чем в половине наблюдений (63,3%). Поэтому эффективность методики представлена с учетом повторных дилатаций. Преимущества метода перед обычным бужированием заключаются в точном расположении баллона с помощью рентгенологического контроля, создании значительного давления в зоне максимального сужения до исчезновения “талии” (странгуляции).

Результатом ретроградной эндоуретеро- и пиелотомии “холодным” ножом в 77,7% наблюдений стало восстановление анатомической проходимости ВМП. Применение гольмиевого лазера обеспечило возможность рассечения и аблации рубцовой ткани в условиях идеального визуального контроля (поддержание гемостаза в течение всей процедуры) и было успешным в 100% наблюдений. Отдаленные результаты оперативного лечения в сроки от 6 до 18 мес изучены у всех 80 (100%) больных. Хороший и удовлетворительный результат констатирован у 64 (80%) из них (табл. 4).

Таблица 4. Отдаленные результаты эндоскопического лечения стриктур лМС и мочеточника в зависимости от способа коррекции.

Анализ полученных данных показал, что наименее эффективными методами эндоскопического
лечения стриктур мочеточника являются ее бужирование с установкой стента и баллонная дилатация, при которых отмечено наибольшее количество неудовлетворительных результатов (17,4 и 26,7% соответственно). В этих случаях выполнили повторное бужирование со стентированием 6 больным, эндоуретеротомию (после предшествующей баллонной дилатации) – 7, открытые реконструктивно-пластические операции – 3. Эндоуретеропиелотомия гольмиевым лазером имеет достоверные преимущества перед баллонной дилатацией (p<0,05) и несущественные –перед другими способами коррекции. Суммарная оценка результатов использованных методов эндоскопической коррекции стриктур мочеточника позволяет их расставить в порядке увеличения эффективности следующим образом: баллонная дилатация (73,3%), рассечение “холодным” ножом (77,8%), бужирование со стентированием мочеточника (82,6%), лазерная эндоуретеропиелотомия (100%).

Заключение. Трансуретральное рентгеноэндоскопическое исследование ЛМС и мочеточника представляет собой наиболее информативный метод диагностики рубцовых сужений и позволяет
наиболее точно устанавливать их локализацию и протяженность, а также метод оперативного вмешательства. Эндоскопическая коррекция стриктур мочеточника является малоинвазивным методом
лечения, позволяющим восстанавливать проходимость мочеточника 80% больных, не прибегая к травматичной открытой операции, избавлять от вторичного камнеобразования, а в ряде случаев устанавливать специфический характер воспаления. Эффективность применяемых методов возрастает в порядке перечисления: баллонная дила-
тация – 73,3%, рассечение “холодным” ножом –77,8%, бужирование со стентированием мочеточника – 82,6%, лазерная эндоуретеропиелотомия –100%. К недостаткам бужирования мочеточника и его баллонной дилатации следует отнести отсутствие визуального контроля и необходимость повторных вмешательств. Методом выбора эндоскопического лечения стриктур мочеточника можно считать рассечение гольмиевым лазером. К его основным преимуществам относятся малая травматичность, хороший обзор операционного поля, отсутствие неудовлетворительных результатов в отдаленные сроки наблюдения. При соблюдении показаний и противопоказаний, строгом отборе больных, хорошем владении техникой операции и соответствующем оснащении использование данных технологий позволяет сокращать сроки госпитализации и социальной реабилитации пациентов.


About the Autors


Author’s contacts: B.I.Novikov – senior researcher, e-mail: binovikov@mail.ru


Similar Articles


Бионика Медиа