Гиперактивный мочевой пузырь (ГАМП) – клинический синдром с симптомами учащенного и ургентного мочеиспускания, с или без ургентного недержания мочи [1, 2], возникающий независимо от пола, возраста, характера трудовой деятельности и образа жизни [3].
По данным Международного общества по удержанию мочи в мире от 50 до 100 млн человек страдают ГАМП [4].
Общая распространенность симптомов ГАМП колеблется от 12 до 22%. Несмотря на значительное снижение качества жизни, лишь 4–6,2% пациентов обращаются за помощью к специалистам. Зачастую по поводу недержания мочи больные советуются не с врачом, а друг с другом, и это приводит к тому, что многими женщинами, особенно пожилого возраста, недержание мочи воспринимается как нечто неизбежное и даже как нормальное состояние в постменопаузе [3, 5].
В настоящее время несколько изменились представления об этиологии недержания мочи. Если раньше это считалось только хирургической проблемой [7], то сейчас одним из ведущих методов лечения оказался консервативный.
Согласно ICS (International Continence Society), недержание мочи может быть ургентным, стрессовым, смешанным, постоянным. Несмотря на то что этиология ГАМП остается не до конца выясненной, тем не менее точно установлено, что ацетилхолининдуцированная стимуляция постганглионарных мускариновых рецепторов детрузора является причиной как нормальных, так и непроизвольных сокращений мочевого пузыря. Этим объясняется терапевтическая эффективность антагонистов мускариновых рецепторов при лечении ГАМП.
Выбор метода лечения зависит от клинической формы и степени недержания мочи, функционального состояния нижних мочевыводящих путей [3, 5, 8, 9].
Мускариновые рецепторы играют ведущую роль как в процессе нормального акта мочеиспускания, так и при патологически измененном мочевом пузыре [10]. Число мускариновых рецепторов в уротелии мочевого пузыря в 2 раза превышает таковое в гладких мышцах детрузора [4, 11]. Антимускариновые препараты блокируют действие ацетилхолина на М-холинорецепторы мочевого пузыря, способствуют увеличению его накопительной способности и снижению ургентности позывов на мочеиспускание. Поэтому основной целью медикаментозного лечения при гиперактивности детрузора является снижение его сократительной активности и увеличение функциональной емкости мочевого пузыря.
Одним из препаратов, используемых в лечении ГАМП, является толтеродин – конкурентный антагонист холинергических рецепторов, локализующихся в мочевом пузыре и слюнных железах.
С целью изучения эффективности и безопасности толтеродина для больных ГАМП было проведено настоящее исследование.
Материалы и методы. В 2011–2012 гг. в урологической клинике КГМУ под наблюдением находились 30 пациенток, обследованных по стандартному алгоритму с установленным диагнозом ГАМП.
Оценка эффективности препарата осуществлялась на основании данных дневника регистраций мочеиспускания; изменений уродинамических показателей (максимальной скорости потока мочи, средней скорости мочеиспускания); результатов УЗИ.
В исследовании приняли участие пациенты в возрасте от 18 до 80 лет, соответствовавшие следующим критериям: подтвержденный в условиях урологического стационара диагноз ГАМП; количество мочеиспусканий более 16 раз в сутки; объем остаточной мочи не более 100 мл; отсутствие указаний на прием препаратов для лечения ГАМП в анамнезе.
Критерии исключения: инфекции мочевыводящих путей; сопутствующие соматические заболевания (сахарный диабет 2-го типа, гипертоническая болезнь, тяжелые сердечно-сосудистые заболевания); хроническая почечная недостаточность; прием каких-либо других препаратов для лечения ГАМП.
На первом этапе осуществляли отбор пациентов, получали письменное согласие на участие в исследовании и соблюдение рекомендаций врача. Пациенту, удовлетворившему критериям включения, назначали М-холинолитик толтеродин (уротол; «Zentiva», Чешская Республика) по 2 мг 2 раза в день в течение 1 мес. Контроль состояния осуществляли на втором (15-й день) и третьем (30-й день) этапах. На контрольных осмотрах уточняли симптоматику заболевания (число мочеиспусканий за сутки, объем мочевого пузыря, количество императивных позывов на мочеиспускание и эпизодов недержания мочи, исходя из данных дневника мочеиспускания), выполняли лабораторные исследования (общие анализы крови, мочи; биохимический анализ крови), проводили УЗИ органов мочевой и половой систем, урофлоуметрию (с определением максимальной и средней скорости мочеиспускания; исследования осуществляли на оборудовании Toshiba Satellite A 10–131 Delphis UDS 9,4-Вт фирмы «Laborie Medical Technologies»), опрос на предмет выявления побочных эффектов.
О безопасности препарата судили на основании данных о развитии нежелательных эффектов, результатов исследования крови и мочи в динамике.
Результаты. Основными жалобами пациентов до начала лечения были учащенное мочеиспускание (более 16 раз в сутки), императивные позывы на мочеиспускание с эпизодами недержания мочи. Установлено, что толтеродин способствовал уменьшению объема остаточной мочи уже через 15 дней после начала приема препарата (рис. 1). Кроме того, пациенты указывали на улучшение качества мочеиспускания, уменьшение числа мочеиспусканий, появление чувства удовлетворения после мочеиспускания.
Урофлоуметрия до лечения имела вид зигзагообразных кривых, характерных для ГАМП и стремительного типа мочеиспусканий. В процессе лечения толтеродином показатели скорости мочеиспускания улучшались по сравнению с данными показателями до лечения (см. таблицу).
Если до лечения у всех больных отмечались повышенная максимальная скорость потока мочи, снижение объема мочеиспускания, укорочение времени мочеиспускания, то в процессе лечения происходило увеличение продолжительности и объема мочеиспускания, снижение максимальной объемной скорость потока мочи, что свидетельствовало об эффективности лечения.
Динамику ирритативных симптомов оценивали по данным дневника мочеиспускания, в котором пациенты отмечали время мочеиспускания, наличие ургентных позывов на мочеиспускание, эпизоды недержания мочи и т.д.
Уже через 15 дней после начала лечения пациенты отметили положительную динамику. У 29 (96,6%) больных произошла нормализация количества мочеиспусканий до 5 раз в сутки (рис. 2, а), у 23 (76,6%) и у 25 (83,3%) уменьшилась частота императивных позывов на мочеиспускание и эпизоды императивного недержания мочи соответственно (рис. 2, б).
Согласно дневнику мочеиспусканий, на 30-й день лечения 24 (80%) пациента оценили свое состояние как хорошее, 5 (19,7%) – как удовлетворительное, 1 (0,3%) пациент не отметил изменений своего состояния.
За время клинического наблюдения ни один пациент не выбыл из исследования.
Таких побочных реакций, как сердцебиение, сухость во рту, депрессия, которые иногда встречаются при приеме препаратов группы М-холинолитиков, в нашей работе не наблюдалось. Показатели в крови оставались в пределах нормальных значений.
Заключение. Таким образом, применение толтеродина в качестве монотерапии у пациентов с ГАМП показало клиническую эффективность у 96,6% больных. В короткие сроки отмечалось купирование ургентной, в том числе императивной симптоматики ГАМП. Толтеродин является безопасным препаратом с хорошей переносимостью.