Введение. Болезнь и саногенез организма зависят не только от интенсивности патогенного агента окружающей среды, действующего во времени, но и от индивидуальной реактивности организма. Нарушения индивидуальной реактивности может носить генотипический или приобретенный характер. Индивидуумная карта резистентности – это способ мониторинга изменений индивидуальной реактивности, а также регистрация нозологических форм болезни.
Целью настоящих исследований стала разработка Индивидуумной карты резистентности для применения в практике здравоохранения больных заболеваниями мочеполовой системы.
Первая статья об Индивидуумной карте резистентности опубликована 2013 г. [1]. Индивидуумная карта резистентности в патологии органов дыхания опубликована в сборнике научных трудов II Международной научно-практической конференции в Казани [2].
Известно, что адекватные и неадекватные (патогенные) факторы внешней среды, воздействуя на организм, взаимодействуют с ним. Причем процесс взаимодействия чрезвычайно подвижен и рационален. Индивидуальная реактивность организма во многом определяет индивидуальную резистентность, что условно можно выразить с помощью индекса резистентности.
Индекс резистентности (ИР) условно можно выразить по формуле:
где ИРО – индивидуальная реактивность организма, ПФ – патогенный фактор.
Если рассматривать ИРО с учетом анатомо-функциональных систем с позиции современной системологии, то динамику и результаты взаимодействия организма с факторами внешней среды условно можно выразить формулой:
где ПФ – сумма факторов, действующих на анатомо-физиологические системы организма, ЦНС — центральная нервная система, ВНС – вегетативная нервная система, ЭС – эндокринная система, ССС – сердечно-сосудистая система, ИС – иммунокомпетентная система, СК – система крови, ДС – дыхательная система, ПС – пищеварительная система, ПЖС – печеночно-желчевыделительная система, МПС – мочеполовая система, КСС – костно-суставная система, МС – мышечная система, ОЗ – органы зрения, ОС и ВА – органы слуха и вестибулярный аппарат, КП – кожные покровы. Правда, с позиции анатомо-функциональных систем деление на ЦНС и ВНС достаточно условно, ибо высшие центры ВНС находятся в ЦНС.
Материалы и методы. Разрабатываемую нами Индивидуумную карту резистентности предлагается впервые внедрить в практику здравоохранения как информационный документ о состоянии реактивности и резистентности (здоровья) организма в плане урологических заболеваний. Впервые образец Индивидуумной карты опубликован в журнале «Здравоохранение Чувашии» в 2013 г. [1].
Медико-генетический анализ (клинико-генеалогический, цитогенетический методы) в постнатальном периоде развития индивида и последующий молекулярный мониторинг для определения генетической индивидуальной реактивности с учетом органной генетической реактивности и, соответственно, наличие или отсутствие наследственной предрасположенности к заболеваниям должны быть основным принципом профилактики заболеваний. Эти показатели должны размещаться в формулы индекса резистентности-1 с учетом генетической реактивности и индекса резистентности-2 с учетом приобретенной реактивности, что представляет собой основную структуру Индивидуумной карты резистентности. Это позволяет ускоренно, малозатратно обнаруживать (диагностировать) органы-мишени при определенных условиях среды обитания конкретного человека. Такой молекулярный мониторинг в будущем на базе биологических чипов [3] будет основой для разработки индивидуальной программы первичной, вторичной профилактики и диспансеризации. Основная цель Индивидуумной карты резистентности, состоящей из индекса резистентности-1 и -2, – это сведение к минимуму предпосылок (факторов) этиологии заболеваний, т.е. повышение «порога возникновения болезни». Это должно приводить к существенному повышению эффективности диспансеризации и первичной профилактики болезней. Образец карты (карта 1).
Результаты. По данным Д. Ю. Пушкаря и соавт. [4], бактериальный цистит распространен повсеместно, однако в целом данные по эпидемиологии заболевания достаточно разноречивы. Распространенность цистита в Европе и России составляет от 1 до 46%. Известно также, что 10% женщин репродуктивного возраста страдают дисфункцией нижних мочевыводящих путей. Как считают K. G. Naber и соавт. [5], ежегодно 15% женщин молодого возраста имеют хотя бы один эпизод цистита, до 60% женщин в течение жизни хотя бы один раз страдали этим заболеванием, а у 25% женщин отмечается рецидив в течение года. Рецидив, как правило, связан с применением спермицидов, менопаузой, сахарным диабетом и рядом других факторов. При этом не менее 60% пациенток имеют рецидивирующие формы заболевания, что резко повышает актуальность профилактики цистита и пиелонефрита и их лечение [6]. По данным [7], 17,8% женщин в возрасте от 15 лет до 51 года за истекший год перенесли острый цистит, а половина из них испытали рецидив в течение одного года как минимум один раз.
Е. В. Кульчавеня и соавт. [6] исследовали частоту возникновения цистита в зависимости от вида контрацепции. Сопоставляли частоту возникновения рецидивов цистита в трех группах женщин репродуктивного возраста: 26 пациенток получали стандартную терапию, в качестве метода контрацепции они использовали презерватив (первая группа); 31 больная принимала комбинированные оральные контрацептивы (КОК) (вторая группа); 32 пациентки принимали КОК и два курса канефрона (третья группа). Исследования продолжались в течение полугода, ибо, согласно определению, рецидивирующим считается цистит с двумя и более обострениями в течение 6 мес или тремя и более – в течение года. Авторы пришли к выводу, что барьерные методы контрацепции предрасполагают к возникновению рецидивов бактериального цистита.
На основании этого мы считаем: при этом способе контрацепции снижается приобретенная индивидуальная реактивность мочеполовой системы, что способствует рецидивам бактериального цистита (карта 2).
Авторы исследования [6] считают, что современные оральные контрацептивы повышают резистентность уротелия к инфекционному агенту, о чем свидетельствует снижение частоты рецидивов цистита в два раза после смены барьерного метода на КОК. Сочетание КОК и гармонично подобранного фитопрепарата, который оказывает мочегонное, спазмолитическое, противовоспалительное и антимикробное действия (канефрон), позволяет снижать частоту рецидивов.
В качестве профилактики рецидивов цистита следует проводить просветительскую работу с целью демонстрации преимуществ использования современных оральных контрацептивов.
М. В. Петерс и соавт. [8] исследовали альтерации гена VHL у пациентов с метастатическим почечноклеточным раком (карта 3). Результатом исследования генетических аспектов наследования рака почки стало открытие гена VHL, локализованного на коротком плече хромосомы 3 в области 3р25. Этот ген является геном опухолевой супрессии. Инактивация данного гена характерна для наследственных форм светлоклеточного почечноклеточного рака, а также встречается и при спорадическом варианте данной формы в 30–80% случаев.
Известные в литературе мутации VHL затрагивают участки связывания α- или β-доменов, что приводит к неправильному фолдингу белка VHL, меняют рамку считывания и образуют ранние стоп-кодоны. Как считают D. E. Hansel, B. I. Rini [9], при этом нарушается формирование убиквитинлигазного комплекса, что приводит к нарастанию концентрации в клетках HIF1α, следовательно, к аномально высокой экспрессии генов HIF. Такие гены-мишени известны как HIF1α, как гены факторов роста VEGF, PDGF и их рецепторов GLUT1, CA9, CXCR4 и др., участвующие в положительной регуляции клеточной пролиферации и ангиогенезе. Считается, что гиперэкспрессия этих генов лежит в основе развития VHL – ассоциированных опухолей. Соматические мутации представлены делециями со сдвигом рамки считывания. Как считает М. В. Петерс и соавт. [8], достоверно более высокие показатели специфической и беспрогрессивной выживаемости отмечаются среди больных почечно-клеточным раком с альтерациями гена VHL при I–III стадиях заболевания.
Авторы считают, что необходимо учитывать значение альтераций гена VHL в туморогенезе светлоклеточного почечноклеточного рака, о чем свидетельствует высокая частота выявления мутаций.
Обсуждение. Следовательно, Индивидуумная карта резистентности – это способ повышения эффективности первичной и вторичной профилактики заболеваний, это способ мониторинга изменений индивидуально приобретенной реактивности организма на фоне первичной (генетической) реактивности, а также регистрация нозологических форм болезней (возможно, без конкретных цифровых показателей морфологического, функционального, метаболического, психологического характера). Такие конкретные показатели фиксируются в медицинской (амбулаторной) карте.
Заключение. Таким образом, Индивидуумная карта резистентности – это не альтернатива медицинской карте или истории болезни, это новый документ. Такая карта – это компактный, информационно емкий документ электронной (в зашифрованном виде) и бумажной версий для эффективной организации первичной и вторичной профилактики болезней для врача общего профиля или участкового врача, в данном случае – при урологических заболеваниях, в особенности в условиях перемены местожительства. Поскольку в фенотипе будут происходить изменения реактивности организма, по мере этих изменений они будут вноситься в Индивидуумную карту резистентности. По мере совершенствования технологий генотипирования, возможности Индивидуумной карты резистентности будут только возрастать. Такая карта резистентности должна стать информационной базой для будущей индивидуализированной медицины. В других статьях будут изложены материалы по применению такой карты в разрезе заболеваний или изменений реактивности других анатомо-функциональных систем.