Результаты лечения больных аденомой предстательной железы силодозином с учетом оценки фенотипов мужской сексуальности


Коган М.И., Киреев А.Ю.

Кафедра урологии и репродуктивного здоровья человека с курсом детской урологии-андрологии (зав. – проф. М.И. Коган) ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России
В работе представлены результаты лечения 40 пациентов с аденомой предстательной железы (АПЖ) силодозином (урорек®) в дозе 8 мг в сутки. С помощью авторской анкеты пациенты были разделены по фенотипу мужской сексуальности на три группы. Оценка результатов лечения проводилась в течение 24 нед наблюдения. Отмечен высокий лечебный эффект силодозина во всех группах больных АПЖ, однако наибольший эффект, выраженный в уменьшении расстройств мочеиспускания и увеличении максимальной скорости потока мочи, достигнут у нормо- и гипосексуальных мужчин по сравнению с гиперсексуальными. Развитие нарушений эякуляции на фоне лечения больных АПЖ силодозином менее свойственно фенотипически гиперсексуальным пациентам.

Введение. Известно, что рост предстательной железы и ее гиперплазия, в том числе при развитии аденомы предстательной железы (АПЖ), контролируется половыми гормонами. С другой стороны, формирование и становление сексуального поведения мужчин также во многом диктуются влиянием гормональных факторов. Несмотря на многочисленность исследований, посвященных изучению сексуальной функции мужчин при АПЖ, преимущественно в них оценивается влияние симптомов заболевания на сексуальность мужчины, в частности на развитие нарушений эрекции и эякуляции [1]. При этом в большинстве научных работ акцентируется внимание на том, что изменения со стороны нижних мочевыводящих путей при АПЖ влияют на сексуальную функцию [2, 3], что, по мнению самих больных, является одним из основных аспектов заболевания [4, 5]. Однако в современной литературе остается малоосвещенным факт взаимосвязи фенотипа мужской сексуальности (сексуальности с момента ее зарождения), развития и течения АПЖ.

Для оценки сексуальной функции мужчин в момент развития половых расстройств разработаны различные вопросники, такие как международный индекс эректильной функции (IIEF) [2–4, 6], который позволяет оценивать эректильную функцию, оргастические ощущения, половое влечение и удовлетворенность половым актом; вопросник сексуального здоровья мужчин (MSHQ) [7], отражающий характеристики эрекции, эякуляции и удовлетворения сексуальной жизнью. В то же время валидного инструмента оценки фенотипа сексуального поведения мужчины на протяжении всей его активной половой жизни в мировой литературе не описано. Вместе с тем в наших предшествующих работах была продемонстрирована высокая достоверность разработанной нами анкеты интегральной оценки фенотипа мужской сексуальности [8].

Кроме того, ранее нами был представлен ряд работ, посвященных изучению динамики развития АПЖ в связи с фенотипом мужской сексуальности, который оценивался при помощи вышеупомянутой анкеты [9, 10].

С учетом высокого интереса к проблеме общности механизмов формирования мужского сексуального поведения и развития АПЖ остается актуальным вопрос эффективности современной терапии данного заболевания в зависимости от того или иного фенотипа сексуальности мужчины.

Результаты проведенных в последние годы многоцентровых исследований [11–14], посвященных изучению высокоселективного конкурентного антагониста α1А-адренорецепторов силодозина, продемонстрировали высокую его эффективность в лечении расстройств мочеиспускания при АПЖ. Отмечено позитивное влияние силодозина как на показатели мочеиспускания, так и на оценку по шкале IPSS.

До настоящего времени наши публикации, посвященные изучению коррекции нарушений мочеиспускания α1-адреноблокаторами в зависимости от фенотипа мужской сексуальности, т.е. сексуальности мужчины с момента ее формирования и до момента обращения к врачу по поводу симптомов АПЖ [15], остаются эксклюзивными в современной литературе, что диктует необходимость углубления исследований данной проблемы.

В связи с этим целью настоящей работы явилось изучение эффективности лечения пациентов с АПЖ силодозином (урорек®) с учетом фенотипа мужской сексуальности.

Материалы и методы. В исследование вошли 40 пациентов в возрасте от 51 года до 73 лет с АПЖ. Критерии включения: мужчины с расстройствами мочеиспускания, обусловленными АПЖ, умеренной или тяжелой степенью выраженности с исходным баллом по шкале IPSS 8 и более, объемом предстательной железы более 40 см3 и уровнем общего простатспецифического антигена в крови менее 4 нг/мл.

Все пациенты принимали силодозин (урорек®) в дозе 8 мг в сутки.

Эффективность терапии оценивали с помощью вопросника IPSS, а также по динамике показателя максимальной скорости мочеиспускания (Qmax) по данным урофлоуметрии. Оценка проводилась до начала терапии, на 4-й, 12 и 24-й неделях лечения. Была также изучена частота возникновения нарушений эякуляции на фоне приема силодозина.

В качестве инструмента оценки фенотипа сексуальности использована анкета интегральной оценки мужской сексуальности [8].

Статистическую обработку полученных данных провели с помощью прикладных программ Statistica 6,0 и Excel 2007. Произведена описательная статистика, в ходе которой проверено соответствие изучаемых данных нормальному распределению по критерию Колмогорова–Смирнова. При сравнении групп проверено также равенство дисперсий, согласно критерию Левена. В случае положительного решения этих двух проблем для определения значимости статистических различий количественных показателей в сформированных группах применяли t-критерий Стьюдента, при отрицательном решении использовали непараметрические методы – критерий Манна–Уитни при общепринятых уровнях значимости: p<0,05; p<0,01 и p<0,001.

Результаты. Эффективность терапии силодозином (урорек®) в дозе 8 мг в сутки составила 92,5%. При этом оценка по шкале IPSS в среднем снизилась на 9,71±0,74 балла. Показатель Qmax на фоне лечения вырос в среднем на 3,4±0,92 мл/с.

Согласно анкете интегральной оценки мужской сексуальности [8], мужчины были разделены на три группы: 1-я – пациенты с гипосексуальным фенотипом (30%), 2-я – с нормосексуальным фенотипом (35%), 3-я группа – с гиперсексуальным фенотипом (35%). Средний балл, согласно вышеуказанной анкете, составил 57,3±1,24, 69,4±1,58 и 117,33±3,01 в 1-й, 2-й и 3-й группах пациентов соответственно (p<0,01).

Сравнительный анализ выявил достоверные различия показателей 3-й группы и 1-й и 2-й групп.

Средний уровень общего тестостерона в крови пациентов 3-й группы (10,4±0,82 нмоль/л) достоверно отличался от такового в 1-й и 2-й группах, где он составил 16,2±1,24 и 14,3±0,77 нмоль/л соответственно. Частота гипогонадизма в 1-й, 2-й и 3-й группах составила соответственно 12,4; 23,1 и 64,8%.

В 3-й группе достоверно (p<0,05) выше был исходный средний балл по шкале IPSS (рис. 1). Средние значения данного показателя статистически значимо уменьшались во всех трех группах уже к 4-й неделе лечения и достигли еще более низких значений к 12-й неделе. Однако на 24-й неделе лечения в 1-й и 3-й группах имела место легкая тенденция к повышению среднего балла по шкале IPSS, а в нормосексуальной группе происходило дальнейшее снижение рассматриваемого параметра. Тенденция в различии среднего балла по шкале IPSS в 3-й группе, где он оказался достоверно выше по сравнению с двумя другими группами больных, сохраняется с 12-й до 24-й недели лечения силодозином (8,8±1,4 против 6,1±034 и 5,4±0,64 соответственно).

Положительная динамика показателя Qmax отмечена во всех группах. При этом значения Qmax достоверно различались в 3-й группе по сравнению с двумя первыми группами больных на протяжении всего периода лечения силодозином (рис. 2).

Как выяснилось, пациенты со сниженной и нормальной сексуальностью имели достоверно более высокую максимальную скорость мочеиспускания, чем гиперсексуальные пациенты, как до лечения, так и по его окончании. Уже к 4-й неделе лечения показатель Qmax в 1-й и 2-й группах больных достиг нормальных значений, тогда как в 3-й группе пациентов данный показатель к 24-й неделе терапии возрос на 28,4% по сравнению с исходным значением, но оставался ниже нормы на протяжении всего периода лечения.

Нарушения эякуляции зарегистрированы у 20% больных уже на 4-й неделе и сохранялись на всем протяжении терапии силодозином. При этом частота развития данного феномена в 1-й и 2-й группах больных была достоверно выше, чем в 3-й – 25 и 28,6 против 7,14% соответственно. Других побочных эффектов зафиксировано не было.

Обсуждение. Полученные результаты согласуются с проведенными нами ранее исследованиями, посвященными оценке динамики развития симптомов АПЖ в связи с фенотипом мужской сексуальности [9, 10].

В настоящей работе доказана высокая эффективность терапии силодозином (урорек®) 8 мг/сут, проявляющаяся в улучшении расстройств мочеиспускания и максимальной скорости мочеиспускания.

При этом были выявлены достоверные различия как субъективных симптомов расстройств мочеиспускания, так и скоростных показателей мочеиспускания по данным урофлоуметрии в связи с тем или иным фенотипом сексуальности не только в момент обращения по поводу АПЖ, но и в ходе мониторинга эффективности терапии силодозином в течение 6 мес, проявляющейся в меньшем эффекте терапии гиперсексуальных мужчин.

Кроме того, частота развития нарушений эякуляции у больных с гиперсексуальным фенотипом значимо меньше по сравнению с нормо- и гипосексуальными мужчинами, что, возможно, является следствием меньшей эффективности препарата у данной категории больных.

Выводы

  1. Эффективность терапии силодозином в виде уменьшения выраженности симптомов АПЖ по шкале IPSS и повышения максимальной скорости мочеиспускания составляет 92,5% в отсутствие побочных эффектов, за исключением нарушений эякуляции (20%).
  2. Среди мужчин, страдающих АПЖ, одинаково часто встречаются разные фенотипы сексуальности (гипо-, нормо- и гиперсексуальность), что коррелирует с распределением фенотипов сексуальности в популяции в целом.
  3. Пациенты с гиперсексуальным фенотипом при развитии АПЖ имеют более выраженные проявления расстройств мочеиспускания и более частые признаки гипогонадизма.
  4. Наибольший эффект от терапии силодозином пациентов с АПЖ, выражающийся в уменьшении расстройств мочеиспускания и увеличении максимальной скорости потока мочи, достигается нормо- и гипосексуальными мужчинами по сравнению с гиперсексуальными мужчинами.
  5. Развитие нарушений эякуляции на фоне терапии АПЖ силодозином менее свойственно фенотипически гиперсексуальным пациентам.


Литература



  1. Rosen R., Altwein J., Boyle P. et al. Lower urinary tract symptoms and male sexual dysfunction: The multinational survey of the aging male (MSAM-7). Eur. Urol. 2003; 44: 637–649.

  2. O’Leary M.P. Quality of life and sexuality: Methodological aspects. Eur. Urol. 2001; 40: 13–18.

  3. Sak S.C., Eardley I. What is the relationship between benign prostatic hyperplasia and sexual function? Sexual & Relationship Therapy 2004; 19(4): 431–443.

  4. Schulman C. Impact of treatment of BPH on sexuality. Prostate Canc. & Prost. Diseases. 2001; 4(1): 12–16.

  5. Daly M.P. Quality of life in sexually active men with symptomatic benign prostatic hyperplasia. Effects of treatment. Clin. Drug Invest. 2005; 25(4): 219–230.

  6. Rosen R.C., Riley A. et al. The International Index of Erectile Function (IIEF): a multidimensional scale for assessment of erectile dysfunction. Urology. 1997; 49: 822–830.

  7. Rosen R.C., Catania J. et al. Male sexual health questionnaire (MSHQ): scale development and psychometric validation. Urology. 2004; 64: 777–782.

  8. Коган М.И., Киреев А.Ю. Анкета интегральной оценки мужской сексуальности. Урология. 2009; 1: 46–50.

  9. Киреев А.Ю. О взаимосвязи мужской сексуальности с развитием и течением доброкачественной гиперплазии предстательной железы: Дисс. канд. мед. наук. Р/Дону; 2009.

  10. Коган М.И., Киреев А.Ю. Сексуальность мужчины и развитие доброкачественной гиперплазии простаты. Consilium Medicum. 2009; 11(7): 75–79.

  11. Capitanio U., Salonia A., Briganti A. et al. Silodosin in the management of lower urinary tract symptoms as a result of benign prostatic hyperplasia: who are the best candidates. Int. J Clin. Pract. 2013; 67(6): 544–551.

  12. Chapple C.R., Montorsi F., Tammela T.L. et al. Silodosin therapy for lower urinary tract symptoms in men with suspected benign prostatic hyperplasia: results of an international, randomized, doubleblind, placebo- and active-controlled clinical trial performed in Europe. Eur. Urol. 2011; 59: 342–552.

  13. Marks L.S., Gittelman M.C., Hill L.A. et al. Rapid efficacy of the highly selective alpha1A-adrenoceptor antagonist silodosin in men with signs and symptoms of benign prostatic hyperplasia: pooled results of 2 phase 3 studies. J Urol. 2009; 181: 2634–2640.

  14. Kawabe K., Yoshida M., Homma Y. Silodosin, a new alpha1A-adrenoceptor-selective antagonist for treating benign prostatic hyperplasia: results of a phase III randomized, placebo-controlled, double-blind study in Japanese men. BJU Int. 2006; 98: 1019–1024.

  15. Коган М.И., Киреев А.Ю. Эффективность терапии аденомы предстательной железы альфузозином в зависимости от сексуальности. Урология. 2011;1:28–31.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: А. Ю. Киреев – к.м.н., асс. кафедры; e-mail: AlexanderKir1980@gmail.com


Похожие статьи


Бионика Медиа