Введение. Известно, что рост предстательной железы и ее гиперплазия, в том числе при развитии аденомы предстательной железы (АПЖ), контролируется половыми гормонами. С другой стороны, формирование и становление сексуального поведения мужчин также во многом диктуются влиянием гормональных факторов. Несмотря на многочисленность исследований, посвященных изучению сексуальной функции мужчин при АПЖ, преимущественно в них оценивается влияние симптомов заболевания на сексуальность мужчины, в частности на развитие нарушений эрекции и эякуляции [1]. При этом в большинстве научных работ акцентируется внимание на том, что изменения со стороны нижних мочевыводящих путей при АПЖ влияют на сексуальную функцию [2, 3], что, по мнению самих больных, является одним из основных аспектов заболевания [4, 5]. Однако в современной литературе остается малоосвещенным факт взаимосвязи фенотипа мужской сексуальности (сексуальности с момента ее зарождения), развития и течения АПЖ.
Для оценки сексуальной функции мужчин в момент развития половых расстройств разработаны различные вопросники, такие как международный индекс эректильной функции (IIEF) [2–4, 6], который позволяет оценивать эректильную функцию, оргастические ощущения, половое влечение и удовлетворенность половым актом; вопросник сексуального здоровья мужчин (MSHQ) [7], отражающий характеристики эрекции, эякуляции и удовлетворения сексуальной жизнью. В то же время валидного инструмента оценки фенотипа сексуального поведения мужчины на протяжении всей его активной половой жизни в мировой литературе не описано. Вместе с тем в наших предшествующих работах была продемонстрирована высокая достоверность разработанной нами анкеты интегральной оценки фенотипа мужской сексуальности [8].
Кроме того, ранее нами был представлен ряд работ, посвященных изучению динамики развития АПЖ в связи с фенотипом мужской сексуальности, который оценивался при помощи вышеупомянутой анкеты [9, 10].
С учетом высокого интереса к проблеме общности механизмов формирования мужского сексуального поведения и развития АПЖ остается актуальным вопрос эффективности современной терапии данного заболевания в зависимости от того или иного фенотипа сексуальности мужчины.
Результаты проведенных в последние годы многоцентровых исследований [11–14], посвященных изучению высокоселективного конкурентного антагониста α1А-адренорецепторов силодозина, продемонстрировали высокую его эффективность в лечении расстройств мочеиспускания при АПЖ. Отмечено позитивное влияние силодозина как на показатели мочеиспускания, так и на оценку по шкале IPSS.
До настоящего времени наши публикации, посвященные изучению коррекции нарушений мочеиспускания α1-адреноблокаторами в зависимости от фенотипа мужской сексуальности, т.е. сексуальности мужчины с момента ее формирования и до момента обращения к врачу по поводу симптомов АПЖ [15], остаются эксклюзивными в современной литературе, что диктует необходимость углубления исследований данной проблемы.
В связи с этим целью настоящей работы явилось изучение эффективности лечения пациентов с АПЖ силодозином (урорек®) с учетом фенотипа мужской сексуальности.
Материалы и методы. В исследование вошли 40 пациентов в возрасте от 51 года до 73 лет с АПЖ. Критерии включения: мужчины с расстройствами мочеиспускания, обусловленными АПЖ, умеренной или тяжелой степенью выраженности с исходным баллом по шкале IPSS 8 и более, объемом предстательной железы более 40 см3 и уровнем общего простатспецифического антигена в крови менее 4 нг/мл.
Все пациенты принимали силодозин (урорек®) в дозе 8 мг в сутки.
Эффективность терапии оценивали с помощью вопросника IPSS, а также по динамике показателя максимальной скорости мочеиспускания (Qmax) по данным урофлоуметрии. Оценка проводилась до начала терапии, на 4-й, 12 и 24-й неделях лечения. Была также изучена частота возникновения нарушений эякуляции на фоне приема силодозина.
В качестве инструмента оценки фенотипа сексуальности использована анкета интегральной оценки мужской сексуальности [8].
Статистическую обработку полученных данных провели с помощью прикладных программ Statistica 6,0 и Excel 2007. Произведена описательная статистика, в ходе которой проверено соответствие изучаемых данных нормальному распределению по критерию Колмогорова–Смирнова. При сравнении групп проверено также равенство дисперсий, согласно критерию Левена. В случае положительного решения этих двух проблем для определения значимости статистических различий количественных показателей в сформированных группах применяли t-критерий Стьюдента, при отрицательном решении использовали непараметрические методы – критерий Манна–Уитни при общепринятых уровнях значимости: p<0,05; p<0,01 и p<0,001.
Результаты. Эффективность терапии силодозином (урорек®) в дозе 8 мг в сутки составила 92,5%. При этом оценка по шкале IPSS в среднем снизилась на 9,71±0,74 балла. Показатель Qmax на фоне лечения вырос в среднем на 3,4±0,92 мл/с.
Согласно анкете интегральной оценки мужской сексуальности [8], мужчины были разделены на три группы: 1-я – пациенты с гипосексуальным фенотипом (30%), 2-я – с нормосексуальным фенотипом (35%), 3-я группа – с гиперсексуальным фенотипом (35%). Средний балл, согласно вышеуказанной анкете, составил 57,3±1,24, 69,4±1,58 и 117,33±3,01 в 1-й, 2-й и 3-й группах пациентов соответственно (p<0,01).
Сравнительный анализ выявил достоверные различия показателей 3-й группы и 1-й и 2-й групп.
Средний уровень общего тестостерона в крови пациентов 3-й группы (10,4±0,82 нмоль/л) достоверно отличался от такового в 1-й и 2-й группах, где он составил 16,2±1,24 и 14,3±0,77 нмоль/л соответственно. Частота гипогонадизма в 1-й, 2-й и 3-й группах составила соответственно 12,4; 23,1 и 64,8%.
В 3-й группе достоверно (p<0,05) выше был исходный средний балл по шкале IPSS (рис. 1). Средние значения данного показателя статистически значимо уменьшались во всех трех группах уже к 4-й неделе лечения и достигли еще более низких значений к 12-й неделе. Однако на 24-й неделе лечения в 1-й и 3-й группах имела место легкая тенденция к повышению среднего балла по шкале IPSS, а в нормосексуальной группе происходило дальнейшее снижение рассматриваемого параметра. Тенденция в различии среднего балла по шкале IPSS в 3-й группе, где он оказался достоверно выше по сравнению с двумя другими группами больных, сохраняется с 12-й до 24-й недели лечения силодозином (8,8±1,4 против 6,1±034 и 5,4±0,64 соответственно).
Положительная динамика показателя Qmax отмечена во всех группах. При этом значения Qmax достоверно различались в 3-й группе по сравнению с двумя первыми группами больных на протяжении всего периода лечения силодозином (рис. 2).
Как выяснилось, пациенты со сниженной и нормальной сексуальностью имели достоверно более высокую максимальную скорость мочеиспускания, чем гиперсексуальные пациенты, как до лечения, так и по его окончании. Уже к 4-й неделе лечения показатель Qmax в 1-й и 2-й группах больных достиг нормальных значений, тогда как в 3-й группе пациентов данный показатель к 24-й неделе терапии возрос на 28,4% по сравнению с исходным значением, но оставался ниже нормы на протяжении всего периода лечения.
Нарушения эякуляции зарегистрированы у 20% больных уже на 4-й неделе и сохранялись на всем протяжении терапии силодозином. При этом частота развития данного феномена в 1-й и 2-й группах больных была достоверно выше, чем в 3-й – 25 и 28,6 против 7,14% соответственно. Других побочных эффектов зафиксировано не было.
Обсуждение. Полученные результаты согласуются с проведенными нами ранее исследованиями, посвященными оценке динамики развития симптомов АПЖ в связи с фенотипом мужской сексуальности [9, 10].
В настоящей работе доказана высокая эффективность терапии силодозином (урорек®) 8 мг/сут, проявляющаяся в улучшении расстройств мочеиспускания и максимальной скорости мочеиспускания.
При этом были выявлены достоверные различия как субъективных симптомов расстройств мочеиспускания, так и скоростных показателей мочеиспускания по данным урофлоуметрии в связи с тем или иным фенотипом сексуальности не только в момент обращения по поводу АПЖ, но и в ходе мониторинга эффективности терапии силодозином в течение 6 мес, проявляющейся в меньшем эффекте терапии гиперсексуальных мужчин.
Кроме того, частота развития нарушений эякуляции у больных с гиперсексуальным фенотипом значимо меньше по сравнению с нормо- и гипосексуальными мужчинами, что, возможно, является следствием меньшей эффективности препарата у данной категории больных.
Выводы
- Эффективность терапии силодозином в виде уменьшения выраженности симптомов АПЖ по шкале IPSS и повышения максимальной скорости мочеиспускания составляет 92,5% в отсутствие побочных эффектов, за исключением нарушений эякуляции (20%).
- Среди мужчин, страдающих АПЖ, одинаково часто встречаются разные фенотипы сексуальности (гипо-, нормо- и гиперсексуальность), что коррелирует с распределением фенотипов сексуальности в популяции в целом.
- Пациенты с гиперсексуальным фенотипом при развитии АПЖ имеют более выраженные проявления расстройств мочеиспускания и более частые признаки гипогонадизма.
- Наибольший эффект от терапии силодозином пациентов с АПЖ, выражающийся в уменьшении расстройств мочеиспускания и увеличении максимальной скорости потока мочи, достигается нормо- и гипосексуальными мужчинами по сравнению с гиперсексуальными мужчинами.
- Развитие нарушений эякуляции на фоне терапии АПЖ силодозином менее свойственно фенотипически гиперсексуальным пациентам.